Вторая беседа проводится в день крещения совершения таинства, имеет целью своей разъяснение человеку основ христианской нравственности.

Справка: В связи с выполнением воли священноначалия, а также личной убеждённости в необходимости бесед перед крещением человека, на приходе была внедрена практика проведения катехизаторских бесед до и после таинства крещения.

Осуществляется две беседы, первая из которых проводится накануне таинства крещения, имея целью своей разъяснить оглашаемому основы христианского понимания Бога, Его взаимоотношений с людьми, основы православной веры.

Вторая беседа проводится в день крещения совершения таинства, имеет целью своей разъяснение человеку основ христианской нравственности.

Беседа 1

(Примерный план)

1.Вступление.

Приветствие. Пояснение для чего нужны эти встречи. Разъяснение структуры беседы.

 

2. «Суть религии».

Основой учения любой религии является Бог. Разные религии имеют различный взгляд на первооснову своего учения. В Православии есть чёткое понимание, что познать Бога полностью невозможно, хотя что – то о нём знать мы можем. Хорошо это выразил Иоанн Дамаскин, сказав следующие слова: Итак, что Бог есть, ясно. А что Он есть по существу и природе – это совершенно непостижимо и неизвестно» [1] - и «Желающему говорить или слушать о Боге, конечно, должно ясно знать, что из относящегося к учению о Боге и воплощении, как не всё неизреченно, так и не всё может быть выражено речью; не всё недоступно познанию, и не всё доступно ему» [2]

Прежде всего, Православная Церковь учит, что Бог – это Личность, это значит, что с Ним можно вступить в контакт, к Нему можно обращаться и получать ответ.

Человек издревле общался с Богом (первые следы богопочитания можно обнаружить уже в каменном веке[3], порядка 50 – 100 тыс. лет назад [4], по некоторым данным прарелигией был монотеизм [5]). Но со временем, из-за некой «вселенской катастрофы», сущность которой будет рассмотрена ниже, человек начал искажать свои представления о Боге, он начал отходить от общения с Ним, теряя ясное представление о «Собеседнике». Именно это и привело к появлению множества религий, множественному взгляду на Бога.

Но истина сохранилась…. И что бы ясно говорить о ней, что бы определённые люди не извратили её, по ходу человеческой истории, было осмысленно, что эти знания о Боге нужно законсервировать – выразить в чётких, недвусмысленных формулировках – догматах.

 

 

3. Символ веры.

Основные догматы выражены в Символе веры – тексте, принятом 1, 2 Вселенскими соборами (всемирным собранием духовенства христианской церкви). Можно не соглашаться с догматами, изложенными в этом выражении веры, но, не соглашаясь с ними, человек перестаёт быть православным христианином, т.к. теряет христианское мировоззрение.

 

 

4. 1 член Символа веры.

С самых первых строк человек, читающий это исповедание, возглашает, что он верит во единого Бога! Если немножко знать христианское вероучение, можно заметить мнимое противоречие. Как можно говорить, что Бог един, если христианство проповедует троичность Божества (Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Дух Святой)? Тут нет противоречия, православные христиане верят, что Бог один, в трёх лицах [6].

Это единый Бог является Творцом материального мира (людей, природы) и духовного (ангелов, демонов).

Но стоит сразу заметить, что Бог не творил демонов – демонами.[7] Создавая ангелов, людей, Бог вложил в них свободную волю [8], эти существа могут сами решать идти за Богом или нет. Так вот, демоны - это есть отпавшие, воспротивившиеся Божеству, ангелы.

Из самого факта творения всего сущего вытекает одна мысль, хорошо выраженная в церковном песнопении: «Ибо у Тебя источник жизни»[9]. Действительно Бог не просто сотворил мир и забыл о нём, он своими энергиями содержит мир, именно поэтому страшно отпасть от Бога, отпадая от Него, человек отпадает от источника бытия.

 

 

5. 2 член Символа веры

То, о чём говорится во втором члене Символа веры, является краеугольным камнем христианского миросозерцания, мы и называемся христианами, что верим в Божество Иисуса Христа. Недаром анафема 1 Вселенского собора гласит: «Тех же, кто говорит: Было время, когда Его [Иисуса Христа] не было»…, или кто провозглашает, что Сын Божий - иной субстанции или иной сущности или, что он подвержен изменению, кафолическая и апостольская Церковь отлучает от сообщества верных» [10]. В действительности, Православная Церковь учит, что вторая ипостась Святой Троицы Иисус Христос ничем не отличается от Бога - Отца, Бога - Духа, кроме того, что «один только Отец нерождён, …и один только Сын рождён…. И один только Дух Святой - исходящ, не рождаемый, но исходящий из существа Отца» [11]. Исходя из этого мы утверждаем, что Иисус Христос также Творец мира, также Источник Жизни и т.д..

 

6. 3 член Символа веры.

Православная Церковь учит, что Господь воплотился, т.е. воспринял человеческую плоть, оставаясь истинным Богом и истинным человеком. [12] Зачем произошло это событие? Н этот вопрос отвечает Иоанн Дамаскин: «Вочеловечение Бога - Слова было для того, что бы само согрешившее и падшее, и растленное естество победило обольстившего тирана» [13]. Эта фраза ставит перед сознанием человека ряд вопросов…. Почему естество названо падшим, согрешившим?

На самой заре человеческой истории произошла «вселенская катастрофа», человек, созданный непричастным злу, нравственно добрым, свободным от забот, но одарённым свободной волей[13], выбирает путь нарушения заповедей Божиих. Адам – первый человек нарушает единственную заповедь Божию о невкушении определённых плодов [14], и, нарушая эту заповедь, человек отпадает от источника жизни - Бога, повреждая свой внутренний духовный мир. Человек стал подвержен болезням, он стал более склонен к злу, нежели к добру, но самое неприятное, ужасное человек стал смертен. [15] И чем дальше развивалось человечество, тем дальше оно отклонялось от Бога, тем больше становилась пропасть между источником жизни – Богом и человечеством.

Со временем люди начали понимать, что их мировоззрение, мировоззрение, которое на самом деле отдаленно от Бога, отдаленно от истины, а соответственно есть заблуждение…. Именно с этим страшным осознанием и связанно появление философии [16], которая пыталась дать некоторый импульс к жизни, понять причины миробытия, его конечные цели…. И именно в это время, время всеобщего разочарования в политеизме, приходит в мир Спаситель, что бы освятить человеческую жизнь, что бы человек опять смог стать Человеком, что возможно только совместно с Богом….

7. 4 член Символа веры.

Но Господь не просто приходит на землю, Он страдает и умирает по человеческому естеству, освящая и разрушая даже смерть…. Этот факт у многих людей вызывает недоумение. Кажется невероятным, что Бог – Творец мира, Вседержитель терпит издевательства от своего же творения. Но «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» [17]

8. 5 член Символа веры.

Господь разрушает смерть своею смертью, Он воскресает и тем самым для нас смерть уже не страшна. Очень сильно выражают это слова пасхального тропаря: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Теперь смерть – третье рождение, рождение в вечность, но, вот, в какую вечность…. В вечность с Богом или вечность без Бога зависит только от нас…. Иными словами, Бог сделал шаг навстречу падшему человечеству, теперь человеку предоставляется выбор: сделать шаг навстречу Богу или остаться в стороне, на обочине жизни….

9. 6 член символа веры

По воскресении своём Христос восходит на небеса, показывая тем самым, что в самой плоти человеческой нет греха, оно как творение Божие свято и совершенно [18]. И мы призваны хранить святость нашего тела, сохраняя его от грехов. Замечательно сказано в Священном Писании по этому поводу: «Или вы не знаете, что тело ваше есть храм живущего в вас Святого Духа, Которого вы имеете от Бога…» [19].

И этот, акт, эта мысль ещё раз подчёркивает отличие христианской воззрения от передовой мысли языческого мира, которая заявляла вслед за Платоном, что тело есть темница души, из которой человеческой душе должно, очистившись, освободиться[20].

10. 7 член Символа веры.

То, о чём говорится в этом члене символа веры, является темой многих современных пересудов…. Только ленивый сейчас не обсуждал тему конца света…. Мы, как православные христиане, твёрдо знаем, что конец света будет, но «о дне том и часе никто не знает» [21]. К сожалению, в истории известно множество случаев, когда некоторые деятели пытались извлечь выгоду из доверчивости своих сограждан, предсказывая конец мира. [22]

Лучшей подготовкой к «последним временам» является устроение своей жизни по заповедям Божиим, вообще, для любого, конкретно взятого, человека конец может наступить в любую секунду, этим концом будет его смерть. Христианин должен быть всегда готов встретить Христа. Очень хорошо выражает эти мысли одно церковное песнопение: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб Его же обрящет бдяща…» [23]

 

11. 8 член Символа веры

Этими словами Православная церковь исповедует божество третьей ипостаси святой Троицы, которая отличается от остальных Лиц лишь тем, что предвечно исходит от Бога – Отца[11]. Вследствие этого в храмах воздаётся равное поклонение Отцу и Сыну и Святому Духа без умаления или возвышения какой – либо ипостаси.

12. 9 член Символа веры

Самое начало девятого члена даёт понять любому читающему его, что истинная Церковь одна. И это православная Церковь, которая хранит истинное знание о Боге. Знание Истины, знание Христа очень важная составляющая жизни христианина, ибо ещё в священном Писании сказано: «Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине» [24]. И в другом месте Библии апостол Павел прямо заявляет: «Наконец, братия мои, что только истинно…, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали, и видели во мне, то исполняёте, - и Бог мира будет с вами» [25]. Очень важно знать правду о Личности к которой обращается человек, иначе он может потерпеть неудачу, имея ложные представления, подбирая не те слова, совершая не те поступки.

Но и другой момент может смущать в первых строках. Как Церковь может быть едина, если существует 15 самостоятельных в управлении православных церквей? На самом деле эти Церкви едины по существу, едины в учении, именно эта чёрточка и даёт право говорить о единой Церкви. [26].

Более того Церковь названа Святой и Соборной, потому что во главе её стоит Христос – Бог, патриарх же не может в полной мере управлять Церковью, например изменять догматы, отменять каноны, вопросами управления церковью на земле занимается поместный собор – собрание клириков и мирян Церкви данной территории.

13. 10 член Символа веры.

В действительности, Православие учит, что посредством таинства Крещения человек входит в Церковь, он как бы рождается для духовной жизни, изменяется, всевая в себя семечко благодати, которое он должен взрастить, живя по христиански. [27],[28][29].

Для помощи человеку в его христианском житии существует ряд таинств, которым нужно обязательно приобщаться. Я бы назвал ещё два таинства. Это таинство Причащения, в котором мы под видом хлеба и вина приобщаемся самому Господу. [30],[31]. И таинство покаяния, в котором мы каемся в своих грехах. Стоит помнить, приступая к этому таинству, что покаяние «есть решительное изменение на лучшее, перелом воли, отвращение от греха и обращение к Богу» [32].

К этим двум таинствам обязательно должен приступать любой христианин.

14. 11 член Символа веры.

Вслед за Христом воскреснут и все люди. Но, вот, для чего, что бы пребывать в Боге или вне Бога, мы решаем здесь, на земле, уже сейчас.

15. 12 член Символа веры.

После воскресения будет вечная жизнь, опять же с Богом или без Него.

16. Заключение.

Примерное пояснение аспекта, касающегося состояния перед таинством Крещения. Прощание с людьми.

Список используемой литературы

[1] – Прп. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение Православной веры», Книга 1, Глава 4; изд. «Сибирская Благозвонница», М. 2010.

[2] - Прп. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение Православной веры», Книга 1, Глава 2; изд. «Сибирская Благозвонница», М. 2010.

[3] – А.С. Орлов. «История России», Глава 1, стр. 9; изд. «Проспект», М. 2009

[4] – «Религиоведение для студентов педагогических ВУЗов» под редакцией А.Ю. Григоренко, Глава 3, стр. 96; изд. «Питер Пресс», СПб. 2008

[5] – «Философия» под редакцией В.В. Миронова, часть 2, раздел VIII, глава 3, пункт 2, стр. 857; изд. «Норма», М. 2009.

[6] – ср. «Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского с параллельным переводом», «В понедельник первой недели Великого поста», песнь 2, стр.24.; изд. Православного Свято - Тихоновского гуманитарного университета, М. 2007.

[7] – Филарет (Дроздов). «Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви», Часть 1, глава «О первом члене Символа веры», стр. 22; изд. Свято - Троице Сергиевой Лавры, 2010.

[8] – Прп. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение Православной веры», Книга 2, Глава 3, стр. 83; изд. «Сибирская Благозвонница», М. 2010.

[9] – Из великого славословия («Яко ты еси источник живота»)

[10] – По книге: «Христианское вероучение. Догматические тексты учительства Церкви (III –XX в.в.); изд. Св. Петра, СПб. 2002

[11] - Прп. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение Православной веры», Книга 1, Глава 8, стр. 38, а также стр. 42; изд. «Сибирская Благозвонница», М. 2010.

[12] – ср. Филарет (Дроздов). «Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви», Часть 1, глава «О третьем члене Символа веры», стр. 29; изд. Свято - Троице Сергиевой Лавры, 2010.

[13] - Прп. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение Православной веры», Книга 2, Глава 12.

[14] – Библия, книга бытия, глава 3.

[15] – Митрополит Илларион (Алфеев), «Таинство веры», глава V, стр. 120; изд. Эксмо, М. 2010.

[16] - «Философия» под редакцией В.В. Миронова, часть 1, раздел I, глава 1, пункт 1, стр. 24- 25; изд. «Норма», М. 2009.

[17] – Ин. 3:16

[18] – ср. Митрополит Илларион (Алфеев), «Таинство веры», глава V, стр. 106; изд. Эксмо, М. 2010.

[19]- Кор. 6:19

[20]- «Философия» под редакцией В.В. Миронова, часть 1, раздел I, глава 1, пункт 7, стр. 44; изд. «Норма», М. 2009.

[21] – Мф 24:36

[22] – Составитель: Фомин А., «Знамения пришествия антихриста», глава 1, пункт «Когда наступит конец света?», стр. 32; изд. «Новая мысль», М. 2009

[23] – Тропарь из чина повседневной полунощницы.

[24] – Пс. 144:18-19

[25] – Флп. 4:8-9

[26] - Филарет (Дроздов). «Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви», Часть 1, глава «О девятом члене Символа веры», стр. 43; изд. Свято - Троице Сергиевой Лавры, 2010

[27] - Митрополит Илларион (Алфеев), «Таинство веры», глава VIII, стр. 204; изд. Эксмо, М. 2010.

[28] - Филарет (Дроздов). «Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви», Часть 1, глава «О десятом члене Символа веры», «Крещение», стр. 52; изд. Свято - Троице Сергиевой Лавры, 2010

[29] – Св. Василий Великий. «Избранный творения», «Нравственные правила», Правило 20, Глава 2. Изд. Сретенского монастыря, М. 2008.

[30] - Филарет (Дроздов). «Пространный христианский катехизис православной кафолической восточной церкви», Часть 1, глава «О десятом члене Символа веры», «О причащении», стр. 53; изд. Свято - Троице Сергиевой Лавры, 2010

[31] - Митрополит Илларион (Алфеев), «Таинство веры», глава VIII, стр. 213; изд. Эксмо, М. 2010.

[32] – Свт. Феофан Затворник. «Путь ко спасению.», Отдел 2, Глава «Как начинается христианская жизнь в Таинстве покаяния?», стр. 94; изд. «Лепта», М. 2008.

 

 


Дата добавления: 2015-12-20; просмотров: 17; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!