Трансформации Августина



Платон лучше всех остальных философов подходит для обоснова­ния существования и познания Бога. В теологии «следует рассуждать согласно платоникам, в сравнении с мнениями которых учения всех остальных философов должны це­ниться ниже» («О Граде Божьем»).

Душа — нематериальная субстанция, бессмертна и независима от тела. Ее назначение — воспринимать и интерпретировать «слова Бо­жьи», служить средством связи между человеком и Богом. Посред­ством божественного озарения человеку становятся известны мысли Бога.

Душа выше тела, так как способна отличать хорошее от плохого, истину от лжи. Как солнечный свет нужен, чтобы видеть земные вещи, так божественное озарение необходимо для познания идей вещей и их божественного предназначения.

Бог открывается в душе, так как она ближе всего к Богу. Чтобы от­крыть Бога в своей душе, человеку следует отказаться от убеждения, что его разум всесилен, а также преодолеть скептическое убеждение, что Бога не существует. Существование истин веры и откровения до­казывает ограниченность разума. Скептицизм опровергается рефлек­сией о нашем собственном существовании.

«Кто сомневается в том, что он живет, помнит, сознает, желает, мыс­лит, знает, судит? И даже, если он сомневается, то все же... он помнит, почему сомневается, сознает, что сомневается, хочет уверенности...» («Об истинной религии»)

Бог существует, потому что существует божественное озарение. Откуда человек получает знание вечного и необходимого бытия? Из природы? — Нет. Из себя? — Нет. От Бога? — Да. Только Бог спо­собен дать такое знание.

Зло существует [ ответ Эпикуру] из-за принципиального несовер­шенства всего, что не является Богом.

История — арена борьбы двух социальных институтов — земного царства (Рима) и божьего (Церкви). Первое основано на любви к са­мому себе, второе — на любви к Богу.

«Не тем человек сделался похожим на дьявола, что имеет плоть, которой дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, то есть по чело­веку... Итак, когда человек живет по человеку, а не по Богу, он подобен дьяволу» («О Граде Божьем»).

Социальное неравенство (деление на рабов и господ) необходимо, так как оно отражает общую иерархию земного мира.

 

Схоластика

По мере завершения работы по оформлению догматических основ христианства патристика постепенно переходит в схоластику. Патристика боролась с язычеством и пропагандировала этико-религиозную доктрину христианства в мире, еще не вполне принявшем новую религию и утверждающую его мораль. Схоластика, опираясь на авторитет Священного писания, философские идеи патристики, стремится включить в обиход философствования наследие языческой античности и прежде всего наследия Платона, Аристотеля, Плотина и Прокла. Делает это она для того, чтобы осмыслить и рационализировать окружающую человека действительность. Одной из важнейших проблем схоластики выступает 1 ) проблема соотношения мира рационального знания и мира духовного опыта. Решение этой проблемы требовало соотношения разума и веры. Представители схоластики, размышляя об этом соотношении, пришли к выводу о том, что вера и разум должны находиться в гармоническом единстве друг с другом. Дело в том, что разум при надлежащем использовании ведет к приближению к Богу, к единению с Ним. Иными словами, истины разума и веры не могут противоречить друг другу. Такова суть одного из главных выводов схоластической средневековой философии.

Наиболее крупными представителями средневековой схоластики считаются Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877), Ансельм Кентерберийский (1033 — 1109), Бонавентура (1221 — 1274), Фома Аквинский (1225 — 1274), Дунс Скот (1266 — 1308) и Уильям Оккам (1300 — 1349)

Схоласты считали, что сущность вещей может быть постигнута человеческим разумом. Однако это требует точности в использовании языка и тонкости понимания различий вещей. Этого можно достичь лишь при наличии основательно разработанного, опирающегося на знание логики метода. Суть схоластического метода сводится к тому, чтобы обеспечивать движение мысли от анализа способов высказывания о сущем, к анализу реальности. При этом схоластика исходит из убеждения, согласно которому понятия укоренены не только в человеческом разуме, но и в Божественном уме, созидающем бытие. Иными словами, понятие рассматривается как бы существующим двойным способом в уме человека и в бытии. Ключом к постижению мира считается постижение универсалий.

 


Дата добавления: 2015-12-18; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!