Способ произнесения мотивов: артикуляция межмотивная и артикуляция внутримотивная.



Межмотивная артикуляция – способ отделять один мотив от другого. Внутримотивная артикуляция – способ отчётливого и осмысленного исполнения самих мотивов.

Основным видом межмотивной артикуляции является цезура. Пауза – если она стоит в нотах – должна выдерживаться очень точно; если пауз не стоит – необходимо находить границы мотивов и расчленять их интонационно, либо, если требуется, краткими снятиями пальцев или кисти. Мера расмежевания мотивов в каждом конкретном случае определяется индивидуально, но она должна быть. Елена Фабиановна Гнесина в своих описаниях работы над полифонией придавала огромное значение именно этой стороне исполнения.

Что касается внутримотивного произнесения - необходимо знание основных типов мотивов:

1. Мотивы ямбические, которые идут со слабого времени на сильное и часто называются затактами. Придают музыке характер целеустремлённый, решительный.

2. Мотивы хореические, вступающие на сильной доле и заканчивающиеся на слабой. Способствуют мягкости, спокойствию звучания.

 

8.Динамика. Наши суждения о динамике Баха так же в большой степени предположительны, так как нюансы проставлены композитором лишь в трех произведениях для клавира: Хроматической фантазии, Итальянском концерте и Седьмой партите h-moll.

Поэтому, при расстановке нюансов для исполнения следует иметь в виду несколько моментов.

1.Динамика связана с характером музыки, а так же с возможной инструментовкой музыки. К примеру, если музыка имеет явно выраженное торжественное настроение или, наоборот, в произведении «слышно» звучание камерного ансамбля – звучность должна отвечать характеру.

2.Динамика зачастую связана с вопросо-ответными интонациями, которыми изобилует музыкальная ткань. Вполне логично и уместно, по мысли И. Браудо, оттенять их различными нюансами.

3.Исследователи музыки Баха сходятся к мысли о предпочтительности «динамики больших линий» или «террасообразной» планировки линий звучания.

Во-первых, это связано с техническими возможностями клавира, на котором в пределах звучания одной фразы невозможно было усилить звучность, но можно было настроить её до исполнения, с помощь. Соответствующего регистра.

Во-вторых, чрезмерная детализация динамических нюансов, частые нарастания и затухания звучности не отвечают стилю Баха, мельчат его и лишают того «спокойного величия и сосредоточенной энергии, внесение которых в клавирную музыку составило одно из самых больших его приобретений».

4.Так же динамика в баховских полифонических сочинениях в известной мере определяется плотностью ткани и поставленной музыкальной задачей. Обычно в кульминационных местах у Баха густота ткани сочетается с тематической насыщенностью. Это стреттные узлы, моменты наибольшего эмоционального подъема. Чаще всего они встречаются в репризе, это способствует драматизации и естественному усилению динамики.

Один из исследователей очень точно пишет о «правильной» динамической составляющей музыки Баха: «Обозначения динамики у Баха совершенно излишни для каждого, кто исходит в понимании произведения из чувства его стиля».

 

9.Темп.Какое бы мы не взяли музыкальное произведение, в его нотном тексте вряд ли могут содержаться указания, исчерпывающее определяющие все стороны его исполнения, как и необходимые для исполнения произведения градации темпа и звучности. Часто одно и то же произведение Баха трактуется различными исполнителями и редакторами прямо противоположным образом. Музыканты каждой эпохи, изучая старинную музыку, приходят к своему, отличному от предшественников её пониманию.

Сохранились сведения, что сам Бах, когда дирижировал, любил брать темп очень подвижный и весьма твердо выдерживал его в течение исполнения произведения. К сожалению, это свидетельство мало о чем говорит, так как степень быстроты темпа оно не выявляет.

Существует мнение, что в старину темпы были вообще менее подвижными, чем в настоящее время. Однако никаких объективных подтверждений этому нет.

О темпе исполнения баховских сочинений можно иногда судить на основании имеющихся в них украшений. Обильная орнаментика, как правило, указывает на более сдержанный темп.

Исай Браудо в своей книге говорит замечательную вещь – исходя из их педагогической направленности многих произведений Баха, правильным будет тот темп пьесы, в котором лучше всего получается у ученика в данный момент. Опираться можно так же на мнение редакторов, хотя их темповые указания, как было уже сказано, часто очень расходятся.

В определении правильного темпа баховской музыки наиболее точен Альберт Швейцер: «Правильным темпом будет тот, при котором в одинаковой мере ясны и детали и целое».


Дата добавления: 2016-01-06; просмотров: 35; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!