Са чапритаива сати яди крийета



На ту крита сати пашчад арпийета

Quot;Преданный должен сначала предложить свое деяние Господу, а потом совершить его — а не наоборот".

Сначала нужно вручить себя Богу, тогда все, что ты делаешь, будет принадлежать Ему само собой. Неправильно копить плоды своей деятельности, а потом предлагать Всевышнему. Они должны принадлежать Ему с самого начала. Поскольку Кришне и так принадлежит все, предложить Ему что-то означает — согласиться с Его правом владеть всем, в том числе и нами. Мы узнаем о Нем только с Его соизволения, и если Ему это нужно. Раскрываясь нам, Он преследует цели не мои и не наши, а Свои собственные. Поэтому проповедь о Нем должна быть ради Него, а не ради чего-то другого. Институт проповеди существует только по указанию свыше. Если ты проповедуешь, исходя из выгоды Бога, а не своей собственной, значит делать это нужно по Его указанию. Лишь в этом случае проповедь будет служением. Проповедь по собственному разумению — это самодеятельность ради славы или денег. "Смотрите на меня, я великий проповедник, я несу благо людям". Только проповедь от имени обитателей Высшего мира может считаться подлинной. «Иначе,- предостерегает Прахлада Махарадж,- это торговля, торговля истиной (на са бхритьях са ваи ваник)».

Преданность — особая среда обитания, в которой души живут, чтобы служить Абсолютному центру. Когда живое существо действует от имени Центра и каждый свой шаг соизмеряет с Его выгодой, это называется сознанием Кришны. Реальность существует Сама по Себе и ради Себя. Раз Бесконечность, Всевышний существует ради Себя, значит, все существует ради Него, в том числе и я. Мы с уверенностью можем сказать, что живем только тогда, когда служим Всевышнему. Поэтому каждый свой поступок, каким бы значимым он ни казался, следует оценивать только с одной точки зрения — вписывается ли он в понятие "служение Абсолюту".

Но как это узнать? Что служит критерием? Слова святых (вайшнавов) и Священные писания (шастры). Только самонадеянные глупцы полагают, что знают, как служить Абсолюту. Лишь вайшнав может определить, служим ли мы Всевышнему (ваишнавера анугатья). Однажды мой духовный брат профессор Саньял заметил: "Кто читает Бхагаватам по собственной инициативе, тот, вероятно, набирается знаний, но не становится преданным. Тот же, кто читает Писания вайшнавов по указанию вайшнавов, совершает преданное служение". Даже чтение Священных книг бесполезно, если об этом не просит вайшнав, поскольку знания, почерпнутые таким путем, не ведут к Богу. Только следуя указаниям вайшнавов можно быть уверенным, что чтение Священных книг — богоугодное дело. Садху-санге кришна-нама: «Господь несомненно слышит, когда мы воспеваем Его имя в обществе преданных и принимает служение, которое мы выполняем в обществе преданных. Быть среди преданных — значит выполнять их указания, т.е. занимать положение слуги. Тот же, кто сам решает, как служить Богу, ставит себя в положение господина. Тот, кто на самом деле проникся духом служения, открывает себе дорогу в духовный мир. Успех в духовной жизни зависит от того, что мы выберем — положение слуги или положение господина».

Как ни тяжело с этим смириться, реальность существует сама по себе. Гегель, как никто другой на Западе, сумел выразить философию вайшнавов: "Нужно умереть, чтобы жить" и "Реальность сама по себе и ради себя".

ахам хи сарва-ягьянам бхокта ча прабхур эва ча

(Бхагавад-гита, 9.24)

Идея "Реальность сама по себе" в Шри Гите звучит так: "Я тот, ради кого приносятся все жертвы". На это Шри Шридхара Свамипада замечает: "Поэтому сначала предайся, а потом служи. Иначе у тебя будет соблазн спрятать за пазуху то, что ты получил, и сбежать". Признай, подпиши соглашение, что все, что у тебя есть, принадлежит Господу, и, служа Ему, помни, что пользуешься Его имуществом.

Прежде чем сделать этот шаг, нужно хорошо все взвесить. Готов ли ты "умереть, чтобы жить", умереть в настоящем, чтобы возродиться в будущем. Это нелегкое решение. Шагнуть в будущее без оглядки и сожаления может лишь тот, кому нечего больше нечего терять. Броситься в неизвестность может лишь тот, кто полностью разуверился в накопленных ценностях.

Но глупо отказываться от привычного ради неведомого. Чтобы решиться на это, нужно хотя бы краем глаза увидеть лучик, исходящий из той Реальности. Не каждый, кому выпала такая удача, отважится шагнуть в неизвестность, даже если он ощутил ее прикосновение. На это способен лишь тот, кто честен по отношению к себе, кто признался себе, что этот мир не сулит ничего хорошего.

Большую роль в этом выборе играет сукрити (заслуги пред Всевышним) и шраддха (положительная вера). Порвать с прошлым, броситься с головой в неизвестность под силу лишь тому, в ком уже живет светлая вера. Это необходимое условие. Сначала мы обретаем веру, благодаря ей мы начинаем общаться с преданными (садху - санга). И только потом начинаем исповедовать преданное служение в повседневной жизни (бхаджана - крия). Вера открывает дорогу в Высшие сферы бытия: сакала чхадия бхаи шраддхадевира гуна гаи — «Брось все и прославляй, что есть сил благородную веру, луч новой достойной жизни».

«Что говорить о простых смертных, если даже великие мыслители и богословы не в состоянии понять, что такое преданность Кришне» — на ваи видур ришайо напи девах (Шримад-Бхагаватам, 6.3.19). Кто живет за пределами страны преданности, не способен понять, что происходит внутри ее границ.

Есть признаки, по которым геологи определяют в недрах земли залежи нефти, золота или железа. Но признаки лежат на поверхности, а богатства — в глубине. По этим признакам можно обнаружить полезные ископаемые, но добыть их можно, лишь проникнув в недра земли. Поэтому Шри Чайтаньядев говорит: эхо хая аге каха ара — «Божественная Реальность, которую ты ищешь, действительно существует, но попасть в нее можно, только разорвав оболочку материального мира».

Это возможно только при наличии веры. Чтобы сделать организм сильным, не нужно вводить стимуляторы в каждую его часть. Если желудок сыт — все тело сыто. Так и вера, если она есть, все остальное приложится. Если, обретя веру, душа вручит себя Божественной Красоте, она заполнит все вокруг любовью и блаженством, в которых сама будет купаться. В этом путь к полному самовыражению и высочайшей гармонии. Часть достигает совершенства только в гармонии с Целым. Частица сознания тоже обретает счастье в созвучии с Сознательным Целым.

Если у вас хороший повар, не обязательно самому готовить еду. Отдайте повару продукты, он приготовит из них блюда, которыми будете наслаждаться и вы и ваши близкие. Это правило применимо и в духовной жизни. Если все, что у вас есть, вы отдаете Высшей Красоте, Божественной Любви, вы творите атмосферу красоты и любви. Безусловно, живое существо ограничено в возможностях, но при этом оно может сделать мир прекрасным, если вручит себя и свое достояние Безграничному. Это должно быть главным правилом жизни.

Таким образом, Прахлада Махарадж советовал душам не опускаться до уровня торговли с Господом, поскольку это не в их интересах (на са бхритьях са ваи ваник). У преданного должен быть внутренний цензор, который постоянно выявляет и пресекает желание состоять со Всевышним в "деловых отношениях". Причина этого желания коренится в склонности к самоутверждению и в стремлении снискать уважение окружающих. Подлинная преданность не имеет с этим ничего общего.

 

Глава Пятая


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!