Архаический фетишизм, магия и оборотничество



Так, в течение всей античности Зевса в городе Сикионе почитали в виде каменной пирамиды. На острове Делосе грубый ствол дерева-мать Аполлона и Артемиды, богини Лето. В городе Феспия был священный камень-воплощение божества любви Эрота, в Спарте почитали два бревна, соединенные перекладиной - двух братьев Диоскуров - Кастора и Полидевка, сыновей Зевса. Во всех приведенных выше случаях имеются в виду фетиши, обладающие демонической силой, когда и помину не было об олимпийской семье богов.

Безымянные фетиши архаической мифологии в более поздние времена, сохраняя свое священное прошлое, были включены в культ олимпийских богов, считаясь их древнейшим воплощением. Пережитки архаики в позднем культурном слое обычно именуются рудиментами, и подобных рудиментов в греческой мифологии великое множество.

В Греции был развит фитоморфный фетишизм (почитание деревьев и растений, таких, как лавр, виноградная лоза, плющ, кипарис, дуб).

В каждом дереве заключалась особая таинственная сила, дающая жизнь, слитая с физическим бытием самого дерева. Эта сила жила, пока жило дерево, и могла погибнуть, если оно гибло. Греки оберегали священные рощи и в гораздо более поздние времена, полагая, что ущерб, нанесенный дереву, может оскорбить то древесное существо, что в нем обитает и составляет его сущность. Такие древесные существа, гамадриады (от греч. hama - вместе, drys - дуб), то есть обитающие вместе с деревом, еще не обладали полнотой бессмертия, характерной для богов классической мифологии. Гамадриады кончали свой век с веком дерева.

Древний фетишистский мир был смертен, как отдельные части природы, и вместе с тем бессмертен, как вся природа в ее целостности. Магическая или демоническая сила пронизывала собою все, иссякая в одном месте, она пробивалась в другом, будучи неразрывно слита с тем физическим телом, в котором она жила. Память об этих растительных фетишах сохранилась в мифологических биографиях греческих богов, в их именах и эпитетах.

Так, лавр особенно дорог Аполлону, потому что он безответно полюбил древесную деву лаврового дерева - нимфу или дриаду, Дафну. Дафна и есть сам лавр, но в более поздней мифологии. Аполлон же венчает своих избранников, поэтов, певцов, музыкантов венком из листьев любимого им дерева.

Виноградная лоза и плющ связаны с именем бога Диониса, которого именовали "виноградной гроздью" и "плющом" в память древней священной силы, пребывающей в этих растениях. Мощная сила дуба тоже была священна, и в классические времена особенно почитался связанный с именем Зевса дуб на севере Греции, в Додоне. Животный мир воспринимался в мифологической архаике зооморфными фетишами. Они имели свой язык, свою потаенную мудрость и силу оборотничества. Недаром классический Аполлон Волкоубийца сам некогда был просто-напросто волком-оборотнем, пожирателем детей. Глубинная мудрость земли воплощалась в змее, а тайное всеведение ночи - в сове с ее горящими холодным светом глазами. И когда уже не помнили о всех этих древних зооморфных фетишах, а мудрость стала воплощаться в прекрасной богине Афине, ни сова, ни змея не были забыты. Они остались непременными атрибутами Афины Паллады, которая именовалась "совоокой" и изображалась со змеей, выползающей из-под ее щита, и с совой, сидящей на плече. Более того, в одном из Орфических гимнов Афину прямо называли змеей.

И грозная медведица, мыслившаяся некогда владычицей леса, оберегавшая зверей, но губившая их, в эпоху классической мифологии почиталась в Брауроне как воплощение Артемиды - божественной охотницы.

А богиня Гера, супруга Зевса, принимала в Сикионе поклонение в виде священной коровы. Гомеровский же эпос именует эту прекрасную богиню "волоокой", напоминая нам о временах зооморфного фетишизма.

Поэтому, знакомясь с известнейшими классическими мифами, нашедшими отражение в греческой литературе и искусстве, приходится обращать внимание на разнообразные именования богов и их святилищ, на их эпитеты, на их неизменные атрибуты, на рассказы об их бесконечных метаморфозах.

Внимательное изучение подобных материалов незамедлительно обнаруживает рудименты, или реликты (остатки), древнейших мифологических пластов в деяниях совершенных олимпийских богов, в их внешнем виде, в их функциях.

В этом отношении показателен, например, Гомеровский VII гимн к богу Дионису.

Но уж если в архаической мифологии все бытие пронизано магической жизненной силой, то и сам человек как часть природы должен быть непременно ею наделен. В этом смысле представляют интерес все указания на средоточие жизни в разных частях организма. Можно сказать, что жизненная сила человека и бога отождествляется с его физическим телом.

Так, Гекуба, мать убитого Гектора, жаждет впиться зубами в печень Ахилла, чтобы лишить его жизни. Афина Паллада, согласно орфической теогонии, рождается из сердца Зевса. Волосы, будучи средоточием жизни, посвящаются божеству-покровителю, как это сделал Тесей, указуя на теснейшую с ним связь. Глаза обладают магической силой уничтожения жизни, что и засвидетельствовано в мифе о Медузе Горгоне, превращавшей в камень все, на чем остановится ее взгляд, или в мифе об Артемиде, одним взглядом испепелившей целую рощу. В гомеровском эпосе средоточием всей умственной жизни человека (иной раз и эмоциональной) является диафрагма, буквально отождествляясь с этой жизнью. Выражения Гомера, связанные с умственным или нравственным состоянием диафрагмы, тоже указывают на архаическое фетишистское представление о человеке. Наконец, кровь как материальная субстанция - тоже носительница жизненной силы человека. И когда у того же Гомера жизненная сила вместе с льющейся кровью выходит из раны убитого или копье вырывает эту силу из тела, мы опять фиксируем неуловимое и неясное ощущение какого-то физического вместилища жизни в мифологической архаике.

Все приведенные нами примеры подтверждают свойственное древнему человеку представление о нерасторжимом единстве физического тела и его особой животворящей субстанции, которую называют магической или демонической.

Архаический анимизм. Переход от демона к божеству. Чистый фетишизм вступает на анимистический путь, признавая наличие независимого животворного источника для объективно существующего бытия, для любого порождения матери-Земли.

Вся природа в таком случае обретает преображенный вид. Сокровища, хранимые в земле, тоже находятся под властью неких загадочных ковачей - дактилей ростом с палец.

Поля и луга населяют косматые и козлоногие, с козьими рожками существа - паны, паниски, сатиры, - наблюдающие за благоденствием стад.

Ручьи, реки, озера, источники, болота полны вечно снующих там водяных дев, именующихся наядами или нимфами. В горах прячутся горные девы - ореады; и этим девам путник ради своей безопасности должен принести жертву. Эти девы живут долго, питаясь амбросией, и с рождением каждой из них вырастают на высоких горах деревья - сосны или дубы, высокие, с пышной листвой. Никто не смеет прикоснуться к священным деревьям, но наступает час, предназначенный судьбой, и деревья засыхают на корню. В этот же миг души горных нимф расстаются с жизнью.

Глубь моря так и кишит неисчислимыми причудливыми существами.

На ступени перехода от фетишизма к чистому анимизму архаическая мифология не знает еще продуманно оформленной божественной силы, имеющей личное имя и свою особую божественную биографию. Перед нами мир пока еще не богов, но демонов, неизвестно как возникающих и неизвестно куда уходящих, скрытых от человека, который не может даже воззвать к ним по имени, вступить с ними в общение.

Эта демоническая сила внезапно налетает, неся человеку горе, посылая зло-вещие сны, вызывая у него неожиданные мысли и действия. Демон сопричастен рождению человека и его смерти, неожиданному благу и несчастью. В классической мифологии эти демоны, потеряв свое всемогущество, станут посредниками между богами и людьми, но в архаической мифологии все полно демонов - и в них древний человек осмысляет неразгаданность и таинственность нерасчлененного хаоса жизни, господство тех явлений, которые именуются случайными, до тех пор, пока для них еще не найдено объяснение.

Но, став на путь анимизма, древний человек не мог уже с него свернуть. И существа, рождаемые матерью-Землей, получали в архаической мифологии независимую от их породительницы жизнь, имели свой образ и имя, а значит, и свою судьбу.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 24; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!