Предметная классификация.

Детали – мельчайшие единицы предметного изображения в литературном произведении. Они необходимы не только для описания, но могут выполнять психологическую функцию, наполняясь даже символическим смыслом;

Предметные образы – организуют художественное пространство, конкретизируют смысловое и материальное бытие персонажей. Предметные детали – вещи, неразрывно связанные с человеком. Чем ближе предмет к человеку, тем больше свойств он перенимает;

Образы мысли и переживания. Имеют вещественно-чувственное воплощение;

Звуковые образы – образы природы, звуки, порождённые человеческой жизнью, музыкальные образы. В сатирическом произведении используются для принижения человека, но могут вызывать и сострадание. Могут обретать символический смысл. Существует звуковая проблематика. Звуковые образы могут иметь комический эффект. Пауза – звуковой образ, позволяющий раскрыть глубину подтекста;

Зрительные образы – цветовые образы, контурные (иллюзия пространственного объёма). Синестезия – соотношение определённых цветов с ассоциациями, вызываемыми теми или иными ощущениями;

Вкусовые образы – образы еды. Хлеб насущный противопоставлен духовному. Снижены темы физического насыщения;

Образы-запахи – природные и искусственные. Запахи природы иные, нежели в городе, но не всегда служат для эстетической функции;

Тактильные об разы – сообщают художественному миру характерные вещественно-телесные ощущения, передают фактуру;

Образы-события, поступки – составляют сюжетно-фабульный уровень структуры художественного текста;

Образы-характеры, обстоятельства – связаны с изображением человека в литературе. Это могут быть очеловеченные образы животных, птиц, фантастических существ, наполненных человеческим смыслом. Обстоятельства определяют взаимодействие человека с окружающим миром;

Образ мира – раскрывает целостный взгляд писателя на действительность и человека.

По смысловой обобщённости художественный образ включает следующую классификацию.

Индивидуальные – самобытные и неповторимые. Являются плодом воображения писателя. Чаще всего встречаются у романтиков и фантастов (демон, Воланд, Квазимодо);

Характерные – являются обобщёнными, содержат общие черты нравов, присущие многим людям определённой эпохи;

Типичные – высшая степень характерности, главная цель реалистической литературы XIX века (Платон Каратаев, Печорин, Анна Каренина). В этих образах могут быть запечатлены не только исторические, но и общечеловеческие черты;

Образы-мотивы – устойчиво повторяющиеся в творчестве какого-либо писателя или группы писателей образы, выраженные в различных аспектах с помощью варьирования наиболее значимых элементов (метель, Прекрасная Дама). Несут символико-смысловую нагрузку.

Образы-топосы – обозначают общие и типичные образы, характерные для литературы целой эпохи, нации (мир – театр);

Структурная классификация образов:

1. Автологические – предметный и смысловой планы совпадают;

2. Металогические – переносное значение (тропы);

3. Аллегорические (символические) – несовпадение предметного и смыслового планов. Содержат всеобщее, многозначное, отвлечённое и значительно превышают предметный план.

Каждая классификация значима при анализе художественных произведений.

На первой ступени образ рождается часто в результате «оживления внутренней формы слова» (А.А. Потебня). Это образ-индикатор, проявитель смысла.

На второй ступени возникает переосмысление. Это система тропов, в основе которой лежит метафоризация. И наконец, образы-символы, являющие собой образы, выходящие за пределы контекста, закрепленные обычно традицией употребления.

Так, если вернуться к приведенному примеру из Чехова, получится следующее:

образ-индикатор – серый цвет;

образ-троп – образ обыкновенных простых людей;

образ-символ – образ будничности, неприметности, безысходности.

Аллегория – тип образности, основой которого является иносказание: запечатление умозрительной идеи в предметном образе. В роли аллегории могут выступать как отвлеченные понятия (добродетель, совесть, истина и др.), так и типичные явления, характеры, мифологические персонажи, даже отдельные лица.

В аллегории присутствуют два плана: образно-предметный и смысловой. Первичным является смысловой план: образ фиксирует уже какую-либо заданную мысль. Поэтому аллегорический образ требует специального комментария. В басне комментарий является составной частью аллегорического текста (басенная мораль). В сюжете классицистической эпической поэмы комментарий находится вне текста, подразумевается: персонажи античной мифологии выступают здесь не только самостоятельными действующими лицами, но и носителями определенного, закрепленного за каждым аллегорического содержания: Минерва – мудрость в нем, Диана – чистота, Любовь – то Купидон, Венера – красота.

Символ – универсальная эстетическая категория. Символ – образ, наделенный органичностью и неисчерпаемой многозначностью, образ, который выходит за собственные пределы, указывает на присутствие некоего смысла, нераздельно с ним слитого, но ему не тождественного. Символу свойственны смысловая глубина, смысловая перспектива.

Гротес к – тип художественной образности, основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. Гротеск создает особый гротескный мир – мир аномальный, неестественный, странный, алогичный. [6]

В заключение можно сказать, что всякий художественный образ не до конца конкретен, ясно фиксированные установочные моменты облечены в нём стихией неполной определённости. В этом некая «недостаточность». Были изложены: классификация художественных образов, представленные М. Эпштейном, была рассмотрена категория образов: образ абстрактный, выразительный образ, образ несвязанный, образ пластический, тангенциональные образы и другая классификация.

 

 

Список использованных источников.

11.Словарь литературоведческих терминов /ред. Л. И. Тимофеева. – М.: 1974. – с. 241

22.Эпштейн М.Н. Образ художественный // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 252-257.

3.Потебня, А.А. Теоретическая поэтика: учеб. пособ. для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / состав., вступ. ст. и коммент. А.Б. Муратова. – М., 2003.- с. 18-19

4.Образная система поэтического творчества Р.И. Рождественского: функциональная роль и классификация образов/ Мир науки, культуры, образования.- № 6 (49). - 2014. – с.341-342

5. http://www.grandars.ru/college/filosofiya/hudozhestvennyy-obraz.html

6.http://fillfuck.eclp.ru/5/1.html

7. https://docs.google.com

8. http://studopedia.ru/

9. http://www.e-reading.club

10. http://www.0zd.ru/

11.http://do.gendocs.ru/docs/index

12. Крупчанова, Л.М. Введение в литературоведение: учебник - М.: Издательство Оникс, 2005. - С.55

13.Тамарченко, Н.Д. Теоретическая поэтика. Понятия и определения. –М., 1999. – 26с.


Дата добавления: 2016-01-05; просмотров: 47; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!