Служение пастырей на благо общения



31. Пастыри Церкви, даже находясь перед лицом возможных и понятных трудностей, связанных с деятельностью некоторых уже существующих форм объединений или с процессом возникновения новых форм, не могут отказаться от служения, требуемого ввиду их полномочий, не только с точки зрения блага Церкви, но также и для блага самих объединений мирян. ­В этом смысле они должны наряду с делом распознавания осуществлять руководство и, прежде всего, поощрение ради возрастания объединений верующих-мирян в общении и миссии Церкви.

Чрезвычайно уместно, чтобы некоторые новые сообщества и движения ради их распространения как на национальном, так и на интернациональном уровне, получали официальное признание и открытое одобрение компетентных церковных властей. В этом отношении Собор уже сделал следующее утверждение: “Апостольство мирян принимает различные виды сношений с иерархией, зависящее от различных форм и целей этого апостольства. […] Некоторые формы апостольства мирян признаются иерархией определенно и в различных формах. Кроме того, церковная власть, имея в виду общее благо Церкви, может выбирать и развивать особым образом некоторые сообщества или апостольские начинания, имеющие непосредственную духовную цель, за которые она принимает на себя особую ответственность”[116].

Среди различных форм апостольства мирян, которые имеют особую связь с иерархией, синодальные Отцы ясно упомянули различные движения и сообщества Католического Действия, в котором “миряне в органичной и устойчивой форме свободно объединяются в сообщества по веянию Святого Духа, в общении с епископом и со священниками, чтобы иметь возможность образом, который свойственен их призванию, и употребляя особый метод, служить с верностью и усердием возрастанию всей христианской общины, пастырским проектам и наполнению всех сфер жизни евангельским духом”[117].

Папскому Совету по делам мирян поручена задача подготовить список тех сообществ, которые получили официальное одобрение Святого Престола, и определить вместе с Папским Советом по содействию христианскому единству основополагающие условия, требуемые для одобрения экуменического сообщества, в котором большинство членов составляют католики, а меньшинство — некатолики, установив также, в каких случаях не может быть вынесено положительное решение[118].

Все мы, пастыри и верные, обязаны развивать и постоянно поддерживать узы и братские отношения уважения, сердечности и сотрудничества между различными формами объединений мирян. Только так богатство даров и харизм, которые предлагает нам Господь, может внести свой плодотворный и здравый вклад в построение общего дома: “Чтобы солидарно возводить общий дом необходимо, кроме того, оставить всякий дух антагонизма и распрей и состязаться в почтительности друг к другу (ср. Рим 12, 10), предупреждая друг друга в любви и в желании сотрудничать с терпением, дальновидностью, готовностью к жертве, которая порой может быть с этим связана”[119].

Вновь обратимся к словам Иисуса: “Я есмь лоза, а вы ветви” (Ин 15, 5), — возблагодарив Бога за великий дар церковного общения, которое есть отражение во времени вечного и неизреченного общения в любви Триединого Бога. Осознание дара должно сопровождаться сильным чувством ответственности: это действительно дар, который для того, чтобы жить в более полном общении, требует умножать его подобно таланту из евангельской притчи.

Быть ответственным за дар общения означает, прежде всего, настойчиво стремиться побеждать всякое искушение разделения и противопоставления, которое посягает на жизнь и апостольские обязательства христиан. Исполненный горести и замешательства крик апостола Павла: “Я разумею то, что у вас говорят: “я Павлов”; “я Аполлосов”; “я Кифин”; “а я Христов”. Разве разделился Христос?” (1 Кор 1, 12-13) продолжает звучать упреком тем, кто “ранит Тело Христово”. Наоборот, пусть убедительным призывом звучат следующие слова апостола: “Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях” (1 Кор 1, 10).

Так жизнь церковного общения становится знамением для мира и притягательной силой, ведущей к вере во Христа: “Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня” (Ин 17, 21). Таким образом общение открывается навстречу миссии, оно само становится миссией.

 


Глава III

Я поставил вас, Чтобы вы шли и приносили плод

Солидарная ответственность верующих-мирян
в Церкви-Миссии

МиссиЯ общениЯ

32. Вернемся к библейскому образу виноградной лозы и ветвей. Непосредственным и естественным образом он вводит нас в размышления о способности плодоносить и о жизни. Привитые к лозе и животворимые ею, ветви призваны приносить плод: “Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода ” (Ин 15, 5). Приносить плод — основное требование христианской и церковной жизни. Не приносящий плода не остается в общении: “Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он [Мой Отец] отсекает” (Ин 15, 2).

Общение со Христом, из которого проистекает общение христиан между собой, является абсолютно необходимым условием принесения плода: “Ибо без Меня не можете делать ничего” (Ин 15, 5). А общение с другими есть самый прекрасный плод, который могут дать ветви, воистину, — это дар Христа и Его Духа.

Следовательно, общение порождает общение, оно существенным образом выражается как миссионерское общение. Действительно, Иисус говорит Своим апостолам: “Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал” (Ин 15, 16).

Общение и миссия тесно связаны между собой, они пронизывают друг друга и взаимно столь глубоко друг друга вмещают, что общение представляет собой одновременно источник и плод миссии: общение является миссионерским, а миссия совершается ради общения. Всегда один и Тот же Дух собирает и соединяет Церковь, посылает ее на проповедь Евангелия “даже до края земли” (Деян 1, 8). Со своей стороны Церковь знает, что общение, полученное в дар, предназначено для всех людей. Поэтому Церковь ощущает себя должницей перед всем человечеством и перед каждым человеком в отдельности за полученный от Святого Духа дар, который наполняет сердца верующих милующей любовью Иисуса Христа, той чудодейственной силой внутренней сплоченности и вместе с тем внешнего развития. Миссия Церкви происходит из самой ее природы, так, как восхотел того Христос: то есть “знамения и орудия […] всего человеческого рода”[120]. Целью этой миссии является возможность для каждого познать это “новое” общение, которое в Сыне Божием, ставшем человеком, вошло в историю мира и жить этим общением. В этом смысле свидетельство евангелиста Иоанна Богослова непреложным образом определяет ту благословенную цель, к которой направлена вся миссия Церкви: “О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение — с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом” (1 Ин 1, 3).

Тогда в контексте миссии Церкви Господь вверяет верующим-мирянам в общении со всеми остальными членами Народа Божия огромную долю ответственности. Это полностью осознавали Отцы Второго Ватиканского Собора: “Духовным Пастырям в полной мере известно, как миряне содействуют благу всей Церкви. Пастыри знают, что они поставлены Христом нести всю спасительную миссию Церкви для мира не одни, но их высокая обязанность заключается в том, чтобы так пасти верных и принимать их служение и харизмы, чтобы каждый по-своему и все единодушно участвовали в общем деле”[121]. Осознание этого положения вновь обнаруживается с обновленной ясностью и возросшей силой во всей работе Синода.


Дата добавления: 2015-12-17; просмотров: 12; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!