Пантеон германских богов. Асы и ваны.

Тема 2. Религия древних германцев

1. Космогонические воззрения в скандинавских мифах

К общему германскому фонду религиозных представлений несомненно относятся космогонические воззрения, зафиксированные наиболее полно «Старшей» и «Младшей Эддой». Эти тексты соотносят начало мира с Мировой бездной, пустота которой вначале заполняется льдом и инеем, из таяния которых возникают ожившие капли, принимающие образ первочеловека — великана Имира. Имир, антропоморфное существо двуполой природы, породил сыновей — злых инеистых великанов, а также первых мужчину и женщину. Из камней, которые лизала возникшая из растаявшего инея корова Аудумла, произошел человек по имени Бури, от него родился сын — Бор. От брака Бора с дочерью великана родились три сына — Один, Вили и Be, божественные правители неба и земли. Они убили Имира, бросили его тело в Мировую бездну, а затем расчленили так, что из плоти первосущества возникла земля, из костей — горы, из крови — море и воды, из волос —- лес, из черепа — небосвод. Летавшим искрам был дан правильный ход, и они стали небесными светилами. Тем самым тьма была отделена от света, день — от ночи. В результате упорядочения стихий Мировой бездны и жертвенного расчленения первосущества в первозданном хаосе возникает упорядоченный мир с землей в центре и океаном вокруг земли. Боги во главе с Одином, повествуют скандинавские мифы, обуздали чудовищ и оттеснили великанов к краям земли — в Утгард («мир за оградой»), откуда враждебные богам существа угрожают миру. В середине земли боги выгородили из век Имира стену, основав крепость Мидгард («среднее огороженное пространство»). Здесь были поселены люди, которых боги (в «Старшей Эдде» — Один, Лодур, Хёнир, в «Младшей» — Один, Вили и Be) сделали из древесных заготовок— мужчину из ясеня, женщину из ивы. (1)

Скандинавская космогония возводит начало мироздания к мировой бездне Гинунгагап, в которой скапливался иней от взаимодействия студеных брызг потока Хвергельмир (или Эливагар) и огненных искр, летевших из Муспелля — области вечного пламени. Чем больше искр попадало в Ги- нунгагап, тем быстрее таял иней, и в процессе таяния из него возникло первое живое существо — инеистый великан Имир.

Вместе с Имиром из бездны Гинунгагап возникла космическая корова Аудумла: она вскормила Имира своим молоком, а сама питалась тем, что лизала соленые камни, покрытые инеем. Впоследствии из этих камней возник предок богов Бури.

 

Из подмышек Имира, а также от трения его ног родились другие инеистые великаны. Самого же Имира постигла судьба многих других первосуществ — его принесли в жертву, чтобы из тела убитого создать мир:

Выше упоминалось, что из покрытых инеем соленых камней, которые лизала корова Аудумла, возник предок богов Бури. Именно потомки Бури, сыновья его сына Бора — Вили, Ве и Один — убили Имира, принесли его в жертву и сотворили из его тела мир

Упомянутый «мир серединный» — иначе Мидгард — в «эддической модели» мироздания выступает как центр вселенной, как средоточие физических и духовных сил и энергий, высший принцип вселенной, олицетворение сокровенной, божественной мудрости. Согласно мифу, Мидгард был создан богами из ресниц Имира.

 

Приведенный фрагмент любопытен еще и тем, что в нем вскользь описывается горизонтальная модель скандинавского мифологического мироздания: в центре этой модели расположен Мидгард, солнце светит с юга, то есть именно юг выступает олицетворением светоносного, благого начала; противопоставленный югу север ассоциируется с тьмой и смертью; на востоке находится Утгард — внешнее, «чуждое», неосвоенное пространство, обитель враждебных богам инеистых великанов-хримтурсов. Более того, в этой модели юг и запад соотносятся с верхом, а север и восток — с низом; первый всегда признается благим, чистым, святым, возвышенным, тогда как второй — скверным, «нечистым».

В случае скандинавской мифологии центром, как уже упоминалось, является срединный мир Мидгард (со своим центром — Асгардом), стороны света олицетворяют четыре карлика-цверга, имена которых соответствуют «географическим координатам» (Нордри — северный, Судри — южный, Аустри — восточный, Вестри — западный), а вокруг Мидгарда и расположенного на востоке Утгарда простирается Мировой океан, в котором плавает хтоническое чудовище — змей Йормунганд, иначе называемый «змеем Мидгарда»

В скандинавской традиции вертикальная проекция мироздания представлена именно мировым древом — ясенем Иггдрасиль (иначе — Лерад), соединяющим девять миров. В «Младшей Эдде» сказано, что Иггдрасиль «больше и прекраснее всех деревьев. Сучья его простерты над миром и поднимаются выше неба. Три корня поддерживают дерево, и далеко расходятся эти корни. Один корень — у асов, другой — у инеистых великанов, там, где прежде была Мировая Бездна. Третий же тянется к Нифльхейму…»

 

2. Священные объекты в мире древних германцев

(Асгард — резиденция богов

У богов есть главное святилище, где они собираются всякий день и

вершат суд. Оно находится рядом с ясенем Иггдрасиль — «сучья его

простерты над миром и поднимаются выше неба» («Младшая Эдда»).

Иггдрасиль — скандинавский вариант мирового дерева, задающего ось,

которая соединяет небесный, земной и подземный миры.

Под землей, согласно воззрениям германцев, находится царство

мертвых, куда отправляются души обычных смертных (хель или Нифльхель в скандинавской традиции)

Под ясенем Иггдрасиль,

повествует «Младшая Эдда», стоит чертог, где пребывают три девы:

«Зовут их Урд, Верданди и Скульд. Эти девы судят людям судьбы, мы

называем их норнами.)

Святыми для древних германцев

были объекты, посвященные божеству, переданные во владение божества (в готском языке смысл «посвященное божеству» выражался словом

weihs). Античные источники сообщают о посвященных богам природных объектах, в первую очередь — рощах. Священные рощи — главные

культовые места германцев. Посвященные божеству рощи были окружены благоговейным трепетом. Тациту был известен обычай свевов,

связанный со священной рощей: «никто не входит в нее иначе, как в

оковах, чем подчеркивается его приниженность и бессилие перед могуществом божества. И если кому случится упасть, не дозволено ни поднять его, ни ему самому встать на ноги, и они выбираются из рощи, перекатываясь по земле с боку на бок» («Германия», 39). В таком культовом поведении первоисточником благочестивого страха, нормативного для пребывания в священном месте, выступает могущество божества, владеющего данным местом.

 

Люди, демонстрировавшие необыкновенную силу, удачливость, витальность, несли на себе знак святости.

«Священным, heilagr, был тот, кто имел при себе «heill», т. е. силу, усердие, богатство, которое проявлялось в уме и преуспевании, в здоровье и

физической силе, во властном положении мужчины и плодовитости

женщины.

 

 

Пантеон германских богов. Асы и ваны.

Спутники богов

5. Культовая практика германских племен. Гадания и магические практики

6. Погребальные обряды германских племен

Погребальный обряд предполагал обычно кремацию тела. Иногда,

особенно при погребении знатного человека, покойника сжигали в ладье. Вместе с прахом в могиле оставляли оружие, коня умершего, но в

целом погребальный инвентарь германских захоронений был достаточно скромен. Порой погребальный обряд сопровождался человеческими

жертвоприношениями. Реликт древнего погребального обряда запечатлен «Младшей Эддой» в сцене погребения сына Одина — аса Бальдра1

7. Религиозная организация древних германцев

8. Мифология Севера и традиция «Северного пути» в нацистской Германии

9. Неоязычество: Викка и Асатру

Список литературы:

1. История религии /Под ред. И.Н. Яблокова. М., 2004 Том.1 (стр. 221)

2. Костылев П. Сатанизм: от средневекового христианства до ЛаВея https://postnauka.ru/faq/58450

3. Ларрингтон К. Скандинавские мифы. От Тора и Локи до Толкиена и «Игры престолов». М., 2019

4. Пенник Н. Джонс П. История языческой Европы. СПБ., 2000.

5. Петрухин В. Я. Древних германцев религия // Том XVI , С. 207-211 http://m.pravenc.ru/text/180427.html

6. Скандинавская мифология: Энциклопедия. СПб., 2004

 


Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 106; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!