Влияние на человека и культуру



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет»

 

Институт инженерных наук

Реферат по дисциплине

«Русский язык и межкультурная коммуникация»

Тема: «Проблема сквернословия в современном русском языке»

Студента 1 курса группы № 0431-05

Направления 09.03.02

«Информационные системы и технологии»

Лапшевского Ивана Дмитриевича

 

 

ПСКОВ 2021


 

Оглавление

Введение....................................................................................................................................... 3

История возникновения сквернословия................................................................................ 4

Сквернословие среди нас.......................................................................................................... 7

Влияние на человека и культуру............................................................................................. 9

Пути борьбы со сквернословием.......................................................................................... 11

Заключение................................................................................................................................ 17

Список литературы................................................................................................................... 18


 

Введение

Русский язык невероятно богат в культурном плане. Культура, как и язык, в течение многих веков совершенствовалась и развивалась. Множество поколений сменилось за это время. В русском языке осталась душа и мудрость нашего народа. Этот язык – памятник культуры, требующий к себе бережного отношения. Под этим бережным отношением подразумевается владение им, умение в совершенстве с ним обращаться.

Но в последнее время культура нашего языка катастрофически падает. Сюда относится и нарушение литературных норм языка, и бедность словарного запаса русскоговорящих людей, и употребление грубых слов (просторечие, жаргон, матерщина), слов-сорняков и излишних иноязычных слов (даже при наличии эквивалентов). Всё это стало обычным явлением не только среди «простого» народа, но и интеллигенции. Больше всего пугает безразличие к падению многовековой культуры языка. Рано или поздно это может привести к смерти языка, чего никак нельзя допускать. В этой работе мы поговорим о проблеме сквернословия, его влиянии на язык и повседневную жизнь человека, возможных путях решения и о том, есть ли смысл бороться с данной проблемой.


 

История возникновения сквернословия

Для начала нам нужно определение этого слова. Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: нецензурная брань, непечатные выражения, матерщина, нецензурная лексика, лексика «телесного низа» и т.д. Но издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно»[1].

История появления первых ругательств на Руси — дело давнее и темное. Как часто бывает в подобных ситуациях, единого мнения нет, но есть несколько самых популярных версий. Например, поговаривают, что русских научили материться татары и монголы, а до ига, якобы, не знали на Руси ни одного ругательства. Однако есть несколько фактов, опровергающих это.

Во-первых, у кочевников не было обычая сквернословить. В подтверждение этому — записи итальянского путешественника Плано Карпини, посетившего Центральную Азию. Он отмечал, что у них бранные слова вовсе отсутствуют в словаре.

Во-вторых, о том, что русские активно использовали мат, свидетельствуют берестяные грамоты XII-XIII веков, найденные в Новгороде. Так, на образце № 330 (XIII век) написана рифмованная дразнилка, которая переводится как «гузка е… т другую гузгу, задрав одежду». На другой грамоте из Новгорода № 955 (XII век) — письмо от свахи к Марене, знатной даме. Сваха Милуша пишет, что пора бы Большой Косе (видимо, дочери Марены) выходить замуж за некого Сновида и прибавляет: «Пусть вл… ще и к… р пьют». Аналогичный текст встречается в народных частушках, и в устах свахи это — пожелание, чтобы свадьба состоялась.

В-третьих, лингвисты, проанализировав аналогичную лексику в современных славянских языках, пришли к мысли о всеобщем славянском характере мата. Например, словарик сербской бранной фразеологии, подготовленный Неделько Богдановичем, показывает, что не только лексика, но и модели обсценных выражений в сербском и русском очень близки. То же можно сказать и о моделях бранной лексики словацкого и польского языков.

Итак, мат — это неотъемлемая часть славянской культуры. Почему же эти слова появились в языке? В основе многообразия бранных слов лежит так называемая обсценная триада — три ругательства, которые означают женские и мужские гениталии, а также половой акт. И это неспроста. Функции деторождения придавалось высокое значение, поэтому слова для обозначения органов и самого процесса зачатия были сакральными. По одной из гипотез, мат восходит к славянским заговорам: его произносили в трудную минуту, обращаясь за помощью к магической силе, которая содержится в половых органах. По другой версии, брань выражала проклятия и использовалась колдунами.

С переходом же к христианству святыни язычества были уничтожены, знаковые системы поменялись, и фаллоозначающая лексика оказалась табуированной. Но, как говорится, из песни слова не выкинешь — народ продолжал ругаться, а церковь в ответ на это — бороться с матерщинниками. Здесь важно отметить, что те, слова, которые мы считаем ругательствами сегодня, не воспринимались как брань в те времена. Иначе как объяснить, что православные священники активно употребляли в своих посланиях и поучениях слово, обозначающее девушку легкого поведения?! Оно встречается, например, в Послании протопопа Аввакума царевне Ирине Михайловне Романовой (ок. 1666 г.) и в его «пятой» челобитной царю Алексею Михайловичу (1669 г.).

Только относительно недавно — начиная с XVIII века — нынешний мат стал матом. До того эти слова обозначали или физиологические особенности (или части) человеческого тела, или вообще были обыкновенными словами. Например, слово, которым сейчас называют распутных девушек, по происхождению — высокий славянизм. До XV века оно имело значение «лжец, обманщик». В русском языке сохранилось слово блудить, первое значение которого было — «заблуждаться, стоять на распутье и не знать истинной дороги». Второе же значение — уже телесное, буквально «распутничать». В прямом значении слово употреблялось до времен бироновщины, когда было объявлено непристойным. Словарь русского языка XVIII века дает его со всеми производными, оговаривая, что после 1730-х годов оно стало непечатным.

Во второй половине XVIII века происходит жесткое разделение литературной лексики и разговорной, бранные слова попали под запрет. Использование в печатных изданиях обсценной лексики стало невозможным. Правило сохранялось до конца XX, и нецензурщина оставалась уделом «неофициальной» части творческого наследия поэтов и писателей: эпиграммы и сатирические стихотворения Пушкина, Лермонтова и других авторов, содержавшие срамные слова, ими самими не публиковались и вообще в России обнародованию не подлежали (политические эмигранты из России начали публиковать их в Европе лишь во второй половине XIX века).

В современной России отношение к обсценной лексики двоякое. С одной стороны, существует официальный запрет на использование ее в СМИ и печати, а за ругань в общественном месте грозит штраф. С другой, — писатели, музыканты, актеры активно используют мат как средство выразительности[2].


 

Сквернословие среди нас

В России перестроечного и постперестроечного периода сквернословие приобрело тотальный характер. Отмена цензуры, ложно понимаемая «демократия», «свобода слова» свое дело сделали. Сложившаяся ситуация со сквернословием напоминает весеннюю распутицу, когда сходит снег и мы видим грязь на земле, и реки весной – грязные реки. Такие обозначения, как «непечатные слова», «нецензурная лексика» теперь почти исчезли из употребления в силу этимологического дисбаланса, рассогласования: непечатные слова печатают, а при отсутствии внешней цензуры даже не ставится речь о чести самого автора, т.е. о цензуре внутренней. Почему так произошло и можно ли положить этому конец, если издаются словари бранной лексики, если несколько позорных слов включено в толковый словарь, если газета или журнал печатает анекдот с непотребным словом, если даже такие авторитетные писатели, как Михаил Веллер, Дина Рубина, Сергей Есин, включают подобные слова в художественные произведения?

Сквернословие охватило почти все регионы страны. Конечно, есть села, деревеньки, где мужчинам ругаться дозволено, а женщинам – ни-ни или где мужчины ругаются, а подростку скажут: «Иди-ка рот с мылом вымой!» И все же распространение этого зла чрезмерно. Сквернословие охватило почти все возрасты. Ругаются дети и подростки, юноши и девушки, молодые и немолодые мамы, люди среднего и даже пожилого возраста вопреки изречению-напутствию: «Возраст старости – житие не скверное». Сквернословие охватило почти все профессии. Когда-то говорили: «ругается, как извозчик». Транспортники-дальнобойщики и сейчас занимают одно из ведущих мест, но ведь ругаются не только водители, строители, сантехники, но и музыканты, врачи, журналисты, тренеры, руководители предприятий, профессора. Заражена сквернословием армия, но и в среднюю школу загляните – и первое, что Вы иногда услышите, хоть и не в свой адрес, так это: «Козел!» Детки не ведают, что в тюремном жаргоне этим словом называют гомосексуалиста, потому и является оно столь сильным оскорблением мужчины. Кстати, в тюремной иерархии, чем выше положение занимает босс, тем меньше он сквернословит, на это указывал Сергей Довлатов в повести «Зона». Сквернословие охватило почти все ситуации речи. А.И. Солженицын с горечью пишет о стране, где каждый второй прошел академию ругани, где ругаются не только при посадке в загородный автобус, но и в задушевных беседах («В круге первом»).

Брань есть в каждом языке. В.И. Жельвис в докторской диссертации сравнивал инвективы в 50 языках мира и установил, что ругательства с компонентом «мать» встречаются в 11 языках. Когда едешь в Венгрию, предупреждают: в Венгрии нельзя произносить «спички», по звучанию это слово совпадает с сильным ругательством. Есть даже перечни таких совпадающих слов. Но посмотрим на эти списки с других позиций, не будем поддаваться провокации: так, как русские, никто не ругается. Вспоминается и высказывание А.М. Горького, назвавшего нашу литературу самой целомудренной в мире, а Горький прочитывал целые библиотеки! Пусть нас кто-то ругает, пусть нам больно за сквернословие, но самим заявлять, что хуже нас нет, – недопустимо[3].

В других странах в деле защиты чистоты речевого общения более сильны религиозные факторы, а то и страх расплатиться за оскорбление собственной жизнью, когда наказанием легко может стать не штраф, а нож. Да и в нашей стране убийству по пьянке, так называемому бытовому убийству, предшествует брань, оскорбление. Поэтому так важно побыстрее начинать непростую работу под флагом того, чтобы не сквернословили, а значит, и вообще поменьше ругались[4].


 

Влияние на человека и культуру

Сквернословие представляет большую опасность для национальной культуры и нравственности. Оно обедняет язык общения, делает его грубым и примитивным[5].

Ругательства вредны, поскольку:

· обижают, а следовательно, разрушают здоровье человека, на которого они направлены;

· оскорбляют общественную нравственность, т.е. косвенно задевают достоинство всех людей, ставших свидетелями сквернословия;

· способствуют нарушению законов (преступив закон речевого общения легче преступить и закон поведения);

· приучают к «выбросу» неконтролируемых эмоций;

· отучают от привычки контролировать и анализировать ситуацию;

· обедняют речь и отучают выражать мысли в развернутом виде;

· подавляют индивидуальность говорящего[6].

Сквернословие не может выразить тонкие оттенки человеческих мыслей, особенно когда они касаются возвышенных чувств, и лишь отражают скудность мышления, употребляющего эти слова, его духовную пустоту и животные инстинкты. В основе сквернословия лежат отсутствие уважения к личности человека, стремление унизить и обидеть его. Сквернословие неотделимо от наглости и нахальства говорящего, от его пренебрежения к слушателям. Не случайно нецензурные выражения называются богомерзкими.

Психологи отмечают, что матерные ругательства помогают иногда снять эмоциональную напряженность – они внезапно прорываются из подсознания человека, когда он совершенно неожиданно для себя попадает в критическое положение и не контролирует себя. Впрочем, следует заметить, что многие благополучно выходят из стрессовых ситуаций без бранных слов, и если у человека в подсознании сидят бранные слова, то это нельзя отнести к его достоинствам.

Воспитание культуры языка помогает нравственному воспитанию человека. Интересно отметить, что во время царя Алексея Михайловича, согласно его указу, по Москве ходили переодетые стрельцы и того, кто публично сквернословил, на месте секли, сняв штаны[7].

Из письма Сергея Еричева: «...Человек тем и отличается от животного, что подчиняется своду моральных уложений, существующих в обществе на протяжении многих веков и не зависящих от желания отдельных людей. Разрушить этот культурный слой, на котором, собственно, и держится общество, очень легко. А вот для того чтобы создать культуру, требуются сотни лет, если не тысячелетия.

Поговорим о медицинском аспекте проблемы. Большинство людей, употребляя в своей речи мат «для связки слов», и не подозревают о существовании подобного аспекта. А суть заключается в следующем. Наукой уже установлено, что с помощью словесных мыслеобразов мы можем созидать или разрушать свою генетическую структуру, т.е. с помощью слов мы воздействуем на генетическом уровне не только на собеседника, но и на самих себя. На этом основан, например, лечебный метод Г.Н. Сытина, получивший широкое распространение. Этим же можно объяснить лечебное воздействие народных заговоров против всяческих болячек, когда заболевание проходит после того, как какая-нибудь старушка, в которую вы верите как в народного целителя, пошепчет что-то, наклонясь над вами.

ДНК человека «слышит» речь и реагирует на неё. Одни слова оздоровляют организм, например, молитва, другие – разрушают его. На генном уровне! К разрушающим наше здоровье мыслеобразам относится и ненормативная лексика, т.е. привычный мат на бытовом уровне. Более того, наша словесная вседозволенность и распущенность влияет на здоровье наших детей и внуков, так как записанная в ДНК информация передаётся по наследству нашим потомкам. Косвенным доказательством сказанному служит десятикратный рост в России за последние двадцать лет числа детей с отставанием в развитии как физическом, так и умственном»[8].


 


Дата добавления: 2022-12-03; просмотров: 96; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!