Религиозные воззрения М. Ф. Достоевского



Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия №70 Петроградского района

Санкт-Петербург

 

Исследовательский

индивидуальный проект

 

«Религиозная тематика в творчестве

 русских классиков XIX века»

Выполнила:

Быкова Таисия Андреевна

ученица 10 «Б» класса

Руководитель:

Матвеева Светлана Сергеевна

учитель русского языка и литературы

 

Санкт-Петербург

2021

Введение

       Русская литература всегда была тесно связана с религией. Религиозность - является важной составляющей русского национального духа. Именно поэтому в творчестве многих русских писателей особое место занимает тема, посвященная Богу, вере и религии.

В данном проекте я буду рассматривать тему религии, основные ее черты, аспекты взаимодействия и влияния на искусство через творчество классиков XIX века. Этот век не даром называют «золотым веком» русской литературы, его представителями являются такие писатели и поэты как Пушкин, Лермонтов, Достоевский, Толстой и многие другие.

Христианство и, в частности, православие неотъемлемая часть религиозных практик, нашедших то или иное отражение как в жизни, так и в произведениях русских литераторов. В то же время каждый из них по-своему воспринимал христианство и религию в целом. Индивидуализм восприятия религии, а также проблемы духовного самоопределения находят свое отражение в литературной деятельности классиков XIX век, через которую формируется определенное представление о религиозных взглядах того или иного писателя.

Актуальность темы: проблема религиозного самоопределения в литературе прослеживается на протяжении всего ее существования. Тема религии была актуальна для человечества всегда, еще с начала времен люди искали разрешения своих вопросов через понятия души и Бога. Кроме того, тема религии всегда представляла из себя ценность не только духовную, но и культурно-историческую, благодаря чему оставалась актуальной на протяжении всего существования литературы, в числе периодов которой особое место занимает «золотой век» русской литературы.

Цель проекта: изучитьособенности взаимодействия литературы и религии на основе произведений основных русских классиков XIX века.

Задачи проекта:

· Изучить художественную литературу XIX века

· Выявить религиозные взгляды представителей литературы данного периода

· Провести исследования по выявлению взаимосвязи религиозного мировоззрения и его отражения в литературе

· Определить основные проблемы религиозного самоопределения классиков XIX века

· Выяснить, как формировались и взаимодействовали те или иные взгляды писателей и поэтов XIX века на религиозную тематику

 

Гипотеза: религиозная тематика является неотъемлемой частью литературной деятельности

Объект исследования: русская литература

Предмет исследования: литературные произведения, несущие в себе отражении религиозных взглядов их автора

Продукт: презентация

Основная часть

Культура и церковь

       Проблема взаимных отношений религии и культуры — двух основополагающих сфер опыта человечества, некогда единых, но разошедшихся на путях своего развития в эпоху Нового времени, постоянно привлекает внимание философов, культурологов, богословов. В разные эпохи эта проблема была особо выражена. Начало XIX века стало временем рождения новых подходов в процессе выстраивания отношений религии и культуры.

В первую очередь, нужно отметить, что сам русский язык, основной материал литературы, возник не без участия православной церкви. Когда равноапостольные Кирилл и Мефодий переводили богослужебные книги с греческого языка на славянский, они не просто создавали письменную форму уже существовавшего устного языка, но формировали «все поле отвлеченных или культурных понятий, которыми славянские языки еще не обладали» [Седакова. Музыка]. В результате этого процесса русская литература получила в наследство не только высокий стилистический регистр церковно-славянского языка, но и мощное смысловое поле, обогащенное в первую очередь христианскими смыслами.

 

Чтобы проанализировать взаимоотношения религии и культуры определим, что же представляют из себя сами понятия:

Религия — это мировоззрение, мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной сферы.

Культура — это всё, что создано человеческим трудом: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и так далее.

Если логически понятия «культура» и «религия» связаны отношениями части и целого, религия есть часть культуры, то аксиологически — в сфере отношений ценности и оценки — они равноправны: не только религия может быть оценена с позиций культуры, но и культура — с позиций религии.

 

Церковь и литература в XIX веке

       В дальнейшем русская литература утверждает христианскую антропологию, последовательно делая своим героем человека, который живет в мире и в его истории, подвластен принудительной необходимости этого мира, но до конца не принадлежит ему и способен возвышаться над ним.

В это время, деятели церкви остро реагировали на ситуации, когда литература, по их мнению, нарушала свои границы, дискредитировала любые религиозные и духовные ценности, присваивая себе право на духовное учительство, ранее принадлежавшее церкви. Так, например, в 1859 году архим. Иоанн (Соколов) с болью писал о торжестве «отрицательного направления» в русской литературе: «Наша литература идеи религиозные, теологические, философские — созерцательные, все идеальное и духовное отнесла к области, так называемых у ней в насмешку, высших взглядов, не имеющих действительного значения» [Иоанн Соколов]. А в 1901году Святейший Синод был вынужден отлучить от церкви Л. Н. Толстого в связи с тем, что писатель «посвятил свою литературную деятельность и данный от Бога талант на распространение в народе учений, противных Христу и Церкви» [Л. Н. Толстой. Pro et contra].

Такой образ христианства мог возникать из-за того положения, которое церковь занимала в Российском государстве. Идея симфонии церкви и государственной власти, унаследованная Россией от Византии, в результате реформ Петра I обрела воплощение в так называемой синодальной системе, в результате чего в процессе длительного существования под опекой государства, Русская церковь стала утрачивать присущие ей качества.

Помимо противоречий, возникавших между церковью и образованным сословием исключительно на русской почве, начиная с XVII века в Россию из Западной Европы начинает проникать культ науки, образования, секулярного знания. Церковный смысл понятия «просвещение» как таинства духовного преображения человека Божественным светом вытесняется светским: только знания, науки, просвещение открывают человеку главное — добродетель.

При этом, как отмечает А. М. Панченко, «в глазах “новых учителей” русская культура — это “плохая” культура, строить ее нужно заново, как бы на пустом месте». Так, на протяжении всего XIX века ревностные сторонники европейского просвещения обвиняли церковь в «мракобесии», «защите кнута», «диком невежестве», «обскурантизме».

       Исходя из выше поставленных проблем, возникает вопрос о возможности религиозного творчества в христианстве, о совместимости христианской религии со свободными потребностями человеческого духа.

 

Практическая часть

Религиозные воззрения М. Ф. Достоевского

Ф. М. Достоевский — один из самых сложных и глубоких мыслителей в истории русской культуры. Современная ему «прогрессивная критика» считала его мракобесом, Вл. Соловьев и его последователи — основателем «нового религиозного сознания», В. Иванов и Н. Бердяев — гностиком.

Русский философ И. А. Ильин, анализируя данный вопрос, пришел к выводу, что в основе религиозное искусство имеет единственную цель — демонстрацию позитивного значения религиозной веры в жизни человека; даже отступление от веры должно изображаться лишь для того, чтобы яснее продемонстрировать преимущества жизни, основанной на вере. Положительные литературные персонажи Достоевского — Макар Долгорукий или старец Зосима не столь художественно выразительны, как их антиподы. Центральное место в романах писателя принадлежит сложным натурам, раздираемым внутренними противоречиями. Kнязь Ставрогин, Иван Kарамазов, Раскольников — вот главные герои Достоевского.

В своей записной книжке в 1880 году Достоевский писал о себе: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой». Достоевский реалист, а реализм неотделим от мистического восприятия мира (что ярко выражается в описаниях Достоевским Петербурга). М. М. Дунаев писал: «Создание измышленной реальности есть скрытое, не всегда сознаваемое художником — богоборчество. Художник как бы не удовлетворен тварной реальностью и отказывается осмыслять ее законы и свое место в ней».

Важен также вопрос о Библии в творчестве Достоевского. Писатель знал Библию с детства. Из Ветхого Завета Достоевский более всего любил книгу Иова. Она, например, являлась одним из главных источников для романа «Братья Kарамазовы». Достоевский пользовался новозаветными текстами как семантическими ссылками, раскрывающими суть произведения. Например, в «Преступлении и наказании» — это отрывок о воскресении Лазаря, в романе «Бесы» — повествование об изгнании бесов.

Причем во всех своих построениях Достоевский следует принципам христианского персонализма, для него важна прежде всего человеческая личность, она для него — центр бытия. С другой стороны, мировоззрение Достоевского насквозь пронизано интуициями всеединства, гармонии, единства божественного и тварного, в чем и заключается главный парадокс его религиозных взглядов. Это говорит о персонализме Достоевского, он за единство во многообразии, за единство, не отменяющее уникальности.

 

«Богоборчество» М. Ю. Лермонтова

       В отличие от, например, Пушкина у М. Ю. Лермонтова нет никаких высказываний относительно атеистических идей, но в его поэзии можно найти «богоборческие» мотивы.

Наиболее открыто и ясно выявлены особенности «великого спора» поэта с богом в его раннем творчестве: «Я не для ангелов и рая / Всесильным богом сотворен, / Но для чего живу, страдая, / Про это больше знает он» («Я не для англов и рая…»). Казалось бы, налицо - признание божественного всеведения: «Он знает, и ему лишь можно знать, / Как нежно, пламенно любил я», («Всевышний произнёс свой приговор…»), но это всеведение, по мысли Лермонтова, неравнозначно справедливости или даже целесообразности бытия. Отсюда - осмысление отчужденности и одиночества поэта как своего рода платы за духовную независимость: «Я меж людей беспечный странник / Для мира и небес чужой». Даже в тех стихах, где Лермонтов проникается молитвенными настроениями и стремится оправдаться перед богом, он одновременно вопрошает и обвиняет его, видит залог примирения с «миром» и «небесами» в условиях, заведомо немыслимых и неприемлемых для себя: «От страшной жажды песнопенья / Пускай, творец, освобожусь, / Тогда на тесный путь спасенья / К тебе я снова обращусь» - «Молитва» («Не обвиняй меня, всесильный»).

Тема «богоборчества» ярко прослеживается в поэме «Демон». Лермонтовский Демон вступает в диалог с Богом, которого он упрекает в создании несправедливого мира, где нет свободы. Важно, что «богоборчество» у Лермонтова – это не отрицание существования Бога, а обращение к нему, диалог с ним. Также, демонизм у Лермонтова представляет собой критицизм, направленный не только на весь окружающий мир, неудовлетворяющий лирического героя, но одновременно обращен и внутрь к критике души.

Судьба героя другой поэмы Лермонтова «Мцыри» относительно сопричастна религиозным мотивам, хотя она и определяется религией: волею случая молодой человек попадает в монастырь, который воспринимается им как тюрьма. Все помыслы Мцыри связаны с мечтой о свободе, о воссоединении со своим родом. Представив слушателям двух лермонтовских героев, необходимо подчеркнуть существенное различие между ними: первый – тип «богоборца», готового сражаться с мировым злом, второй – тип борца за личную свободу. Необходимо сделать акцент и на том, что объединяет эти два типа героев – готовность действовать без сомнений и колебаний даже, возможно, жертвуя жизнью ради своих заветных ценностей. Этих героев поэт противопоставляет своим современникам, неспособным к активной жизненной позиции.


Дата добавления: 2022-11-11; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!