Что означает отсутствие люстр в комнате?



Это не верёвка, а полоса, проявившаяся со временем и связанная, видимо, со швом на холсте или с дефектом. Отсутствие люстр на потолке – либо желание Веласкеса (электричества не было, поэтому громоздкие люстры, полные свечей, вряд ли были удобны в мастерской; днём было достаточно естественного света, падающего из больших боковых окон), либо художественный приём (они нарушили бы композицию картины), либо символическая деталь. Например, Пабло Пикассо создал несколько живописных интерпретаций «Менин», в его работах вместо «ножек» от люстры изображены крюки, напоминавшие крюки для подвешивания туш в мясных лавках. Наверное, это сравнение неслучайно и намекало на жертвенность роли придворных, художника и даже маленькой принцессы по отношению к власти.

Фрагмент потолка с повторения «Менин», созданного Пабло Пикассо

 

Картина была написана за четыре года до смерти художника, то есть ему было 57 лет, а на картине художник изобразил себя моложе. Почему?

Можно только предположить: возможно, он так действительно выглядел в 57 лет (всё-таки не глубокая старость). Возможно, вся картина – это автопортрет художника, его символическая автобиография, поэтому он хотел показать себя не в настоящем моменте, а словно вне времени, вне конкретного возраста, в том статусе и той роли, которых он достиг за целую жизнь.

 

Постельничий - эта должность нравилась художнику? Не считал он ее унизительной?

Наверное, быть постельничим, поверенным личных дел – пусть и у самого влиятельного человека Испании – не нравилось художнику. Но у Веласкеса были и другие обязанности: он был «администратором» многих королевских праздников и приёмов; украшал помещения дворца; курировал королевскую коллекцию живописи, благодаря Веласкесу были куплены картины Тициана, Рафаэля, Рубенса. Должность Веласкеса называлась «придворный камергер», она давала высокий статус и надёжный материальный достаток, что в то время для художников, которых в Испании считали ремесленниками и по сути приравнивали к рабочим, было важно. В конце концов, это был выбор самого художника.

На костюме художника изображён символ, похожий на рыцарский крест, но ведь Веласкес был просто придворным художником.

В контексте картины как биографии, намеренно ли художник надел вещи, показывающие определённый статус?

Веласкес был не просто придворным художником, он был придворным, приближённым к королю и выполнявшим разные поручения. Через три года после написания картины Веласкес получил рыцарский «Орден Сантьяго», которым очень гордился и который выглядел в виде стилизованного красного креста. Этот знак фактически приравнял художника к высшей испанской аристократии. По легенде сам король дописал этот крест на картине на одежде художника. На поясе у Веласкеса видны ключи, это символ должности камергера.

 

Зачем художник вёл скрытный образ жизни?

Жизнь Веласкеса нельзя назвать скрытной: всё-таки она была придворной и проходила на виду. Подробную биографию художника можно найти в интернете и в многочисленных книгах про Веласкеса. Не жизнь, а личность художника была загадочной: он не писал мемуаров, дневников и автобиографий, почти не оставил писем и автопортретов.

Диего Веласкес был придворным художником, а у него много изображений карликов. С чем это связано?

В 17 веке при испанском дворе держали целый штат карликов – для развлечения. К ним относились, как к шутам, слугам или домашним животным. Достижение Веласкеса было не в том, что он писал портреты придворных карликов, а в том гуманном уважении, которым наполнены эти портреты. Впервые Веласкес пишет этих маленьких и часто униженных людей без презрения, высокомерия; они ему интересны как личности, как простые, неидеальные люди. Если вы помните, у Хусепе Риберы, современника и соотечественника Веласкеса, тема простого, «некрасивого» человека была одной из главных.

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!