ПРИГОТОВЛЕНИЕ КРАСОЧНЫХ СОСТАВОВ

Смешение цветов .

Восприятие цветов, которые мы видим вокруг себя, вызывается действием на глаз сложного цветового потока, состоящего из световых волн различной длины. Но мы не получаем впечатления пестроты и многоцветности, так как глаз обладает свойством смешивать разнообразные цвета.

Для изучения законов смешения цветов пользуются приборами, дающими возможность смешивать цвета в различной пропорции.

 

  Смешение цветов. Существует два различных типа смешения цветов: ¾ Слагательное смешение (или аддитивное). ¾ Вычитательное смешение (или субтрактивное).   1. Слагательное смешение (или аддитивное). Физическая сущность этого типа смешения заключается в суммировании световых потоков (лучей) тем или иным способом.   Виды слагательного смешения: - пространственное. Это совмещение в одном пространстве различно-окрашенных световых лучей (мониторы, театральные рампы).   С помощью трех проекционных фонарей с лампами достаточной мощности и трех светофильтров — синего, зеленого и красного — можно получить различные смешанные цвета. Для этого перед объективом каждого фонаря устанавливают светофильтры и направляют цветовые пучки на белый экран. При попарном наложении цветовых пучков на один и тот же участок получают три разнообразных цвета: сочетание синего и зеленого дает голубое пятно, зеленого и красного — желтое, красного и синего— пурпурное. Если же направить на один участок все три цветовые пучка так, чтобы они взаимно перекрывались, то при соответствующей регулировке интенсивности световых пучков с помощью диафрагм или серых светофильтров можно получить белое пятно.     - оптическое смешение. Это образование суммарного цвета в органе зрения человека, тогда как в пространстве слагаемые цвета разделены (живопись пуантелью).   Близко расположенные друг к другу цвета, рассматриваемые с большого расстояния, как бы сливаются и да ют смешанный цветовой тон. На принципе пространственного смешения цветов основана мозаичная монументальная живопись, в которой рисунок набран из отдельных мелких частиц разноцветных минералов или стекла, дающих на расстоянии смешанные цвета. На этом же принципе построено применение при отделочных работах накатывания разноцветных рисунков по цветному фону и т. д.     - временное. Это особый вид смешения. Его можно наблюдать при смешивании цветов дисков, помещенных на спецприбор "вертушка" Максвела.   Простой прибор для смешивания цветов — вертушка-юла. Два бумажных кружка разного цвета, но одинакового диаметра, разрезанные по радиусу, вставляют один в другой. При этом образуется двухцветный диск, в котором, перемещая взаимное положение кружков, можно изменять величину цветных секторов. Собранный диск надевают на ось вертушки и приводят в движение. От быстрого чередования цвет двух секторов сливается в один, создавая впечатление одноцветного кружка. В лабораторных условиях обычно пользуются вертушкой с электродвигателем, имеющим не менее 2000 об/мин.   С помощью вертушки можно получить смешение нескольких цветовых тонов, совмещая при этом одновременно соответствующее количество разноцветных дисков   - бинокулярное. Это эффект разноцветных очков (одна линза одного цвета, вторая - другого).   Перечисленные способы смешения цветов являются оптическими, так как цвета складываются или сливаются в один суммарный цвет на сетчатке нашего глаза. Этот вид смешения цветов называется слагательным, или аддитивным.   Основные цвета смешения: Красный, Зеленый. Синий. Правила слагательного смешения: * При смешении двух цветов расположенных по хорде 10-ступенчатого круга получается цвет промежуточного цветового тона. Пример: Красный + Зеленый = Желтый. * При смешении противоположных цветов в 10-ступенчатом круге получается ахроматический цвет.   Но не всегда при смешении двух хроматических цветов получается смешанный хроматический цвет. В отдельных случаях, если один из хроматических цветов дополнить специально подобранным к нему другим хроматическим цветом и смешать их в строго определенной пропорции, может получиться ахроматический цвет. При этом если были использованы хроматические цвета, близкие по чистоте цветового тона к спектральным, получится белый или светло-серый цвет. Если пропорциональность при смешении нарушена, цветовой тон окажется того цвета, которого было взято больше, причем насыщенность тона понизится. Два хроматических цвета, образующие при смешении в определенной пропорции ахроматический цвет, называются взаимнодополнительными.   Смешение взаимно дополнительных цветов никогда не может дать нового цветового тона.  В природе существует множество пар взаимно дополнительных цветов, но для практических целей из основных пар взаимно дополнительных цветов создают цветовой круг из восьми цветов, в котором взаимно дополнительные цвета размещают на противоположных концах одного диаметра. Рис. 2. Цветовой круг взаимнодополнительных цветов: 1 — большой интервал, 2 — средний интервал, 3 — малый интервал   В этом круге взаимно дополнительный цвет к красному— голубовато-зеленый, к оранжевому — голубой, к желтому — синий, к желто-зеленому — фиолетовый.   В любой паре взаимно дополнительных цветов один всегда принадлежит к группе теплых, другой — к группе холодных тонов.     2.Вычитательное смешение (или субтрактивное). Его сущность заключается в вычитании из светового потока какой-либо его части путем поглощения, например при смешении красок, при наложении полупрозрачных слоев друг на друга, при всех видах наложения или пропускания.   Основное правило: всякое ахроматическое тело (краска или фильтр) отражает или пропускает лучи своего собственного цвета и поглощает цвет дополнительный к собственному.     Основные цвета при вычитательном смешении: Красный, Желтый, Синий.

 

Вычитательное смешение цветов состоит в механическом смешении красок непосредственно на палитре, красочных составов в емкостях или же нанесении двух красочных прозрачных слоев друг на друга (лессировка).

При механическом смешении красок получается не оптическое сложение цветных лучей на сетчатке глаза, а вычитание из белого луча , освещающего нашу цветную смесь, тех лучей, которые поглощаются цветными частицами красок.

 

Так, например, при освещении белым лучом света предмета, окрашенного цветной смесью пигментов синего и желтого цвета (берлинская лазурь и желтый кадмий), синие частицы берлинской лазури поглотят красные, оранжевые и желтые лучи, а желтые частицы кадмия — фиолетовые, синие и голубые лучи. Непоглощенными останутся зеленые и близкие к ним голубовато-зеленые и желто-зеленые лучи, которые, отразившись от предмета, и будут восприняты сетчаткой нашего глаза.

 

Примером вычитательного смешения цветов может служить луч света, пропущенный через три стекла — желтого, голубого и пурпурного цветов, которые поставлены одно за другим и направлены на белый экран. В местах перекрытия двух стекол — пурпурного и желтого — получится красное пятно, желтого и голубого — зеленое, голубого и пурпурного — синее. В местах одновременного перекрытия трех цветов появится черное пятно.

 

 

 

 

 

ПРИГОТОВЛЕНИЕ КРАСОЧНЫХ СОСТАВОВ

Самой трудной и ответственной задачей является приготовление красочных составов или колеров. Колер следует приготовлять таким образом, чтобы он ложился ровным слоем на окрашиваемые поверхности и отвечал заданному образцу. Часто колеры приготовляют из нескольких пигментов, так как из одного или двух пигментов невозможно подобрать нужный цвет

 

Колеры принято делить на цельные, густые, нормальные и разбеленные

Цельные колеры состоят в основном из какого либо одного пигмента. Например, цельный белый колер из мела, желтого цвета из охры, синего цвета из ультрамарина и т.д.

Густые колеры состоят из основного пигмента, с незначительным разбеливанием, путем добавления в него небольшого количества белого пигмента. Например, в основной пигмент охру (70—80%) добавляют мел или белила (20—30%)

Нормальные колеры состоят примерно из равного количества основного и белого пигментов, например, сурик железный 50%, мел или белила также 50%.

Разбеленные колеры состоят в основном из белых и небольшого количества других пигментов (для подцветки), например: мел 90% и ультрамарин 10%.

Для получения ровной окраски без просвечивающих мест под цельные густые колеры грунтовку и шпаклевку рекомендуется приготовлять цветными, добавляя в них нужного цвета пигмент.

 

Затемненные колеры состоят из какого либо хроматического пигмента и черного ( например, сажи).

 

Для окрашивания поверхностей приготовляют различные окрасочные составы — простые и сложные.

Простые (например, сурик, охру, мумию) получают перемешиванием одного пигмента со связующим.

 

Для получения сложного колера (цвета) смешивают несколько пигментов в разных количествах. Так, чтобы получить бежевый колер, смешивают мел, киноварь и умбру. В чистом виде мел имеет слегка желтоватый оттенок, поэтому к нему добавляют немного ультрамарина, который придает мелу белизну.

 

Чтобы приготовить окрасочный состав высокого качества, необходимо строго соблюдать технологию его приготовления.

В сухом виде пигменты лучше не вводить в связующее, так как они не всегда хорошо перемешиваются и оставшиеся мелкие крупинки могут растушеваться под кистью, оставляя полосы на окрашенной поверхности. Следует приготовить колерную пасту и потом водить в связующее.

Нужно помнить и о том, что не все пигменты можно смешивать друг с другом.

 

 Например, нельзя смешивать:

· цинковые белила с киноварью ртутной, баритовой желтой, цинковой желтой и лазурью;

· свинцовые белила с литопонными, киноварью ртутной, баритовой желтой, цинковой желтой, ультрамарином;

· литопонные белила с цинковыми, кроном желтым, зеленью свинцовой хромовой, кобальтом фиолетовым;

· титановые белила с лазурью;

· крон желтый с киноварью ртутной и баритовой желтой;

· цинковую желтую с кобальтом синим, фиолетовым, ультрамарином и т. д.

· Нарушение этого условия снижает качество окраски, и она быстро изменяет свой цвет.

· Со всеми красками можно смешивать оксид хрома, мумию, умбру, сурик железный, сиену, кость жженую.

 

При высыхании водные колеры нормальные, особенно разбеленные, значительно светлеют, цельные колеры темнеют.

 

Правила смешения.

Светлые колеры получают добавлением небольшого количества цветных или черных пигментов к белой краске.

Более темные колеры составляются добавлением небольшого количества белой краски к цветным.

 

Почти все колеры, применяемые обычно для отделки помещений, представляют собой смесь по крайней мере двух цветных пигментов, включая черный с белым.

При составлении колера по рецептуре следует добавлять пигменты по убыванию их количества.

 

После добавления в пасту некоторого количества другого пигмента и размешивания его полученный колер следует опробовать путем выкраски.

 

 

Для того чтобы смешанные цвета получались чище и разнообразнее, надо брать чистые по цвету пигменты:

· красный — краплак,

· желтый — крон лимонный,

· синевато-голубой — лазурь малярную.

Тогда, смешивая желтый цвет о красным, получим оранжевый, желтый с синим — зеленый (не всегда, даже при чистых пигментах), синий с красным — фиолетовый.

 

Но не всегда при смешивании двух хроматических цветов можно получить новый хроматический цвет. Иногда эта смесь получается грязносерого ахроматического цвета. Два таких хроматических цвета, которые при смешении в определенной пропорции дают ахроматический цвет, называются дополнительными.

· Это красный и голубовато-зеленый,

· оранжевый и голубой,

· фиолетовый и желто-зеленый,

· желтый и синий цвета.

Свойство дополнительных цветов можно использовать для получения положительного эффекта при подборе колеров.

 

 Уже говорили, что колеры, приготовленные из одних пигментов и связующего, называют «цельными», приготовленные с добавкой мела или белил — «разбелами», с сажей — «затемнениями».

 

Как правило, на практике применяются в основном «разбелы» теплых или холодных тонов (теплые тона — красный, оранжевый, желтый и желто-зеленый, холодные — синий, фиолетовый, голубой и голубовато-зеленый).

Необходимо также учитывать пространственные свойства цвета:

· темный цвет — отступает, светлый — выступает,

· теплые цвета выступают (особенно желтый),

· холодные отступают (особенно синий, бирюзовый).

· Некоторые цвета кажутся тяжелее других. Например, цвета темных тонов тяжелее светлых.

На практике необходимо использовать краткие сведения из цветоведения, а именно:

 

  • для составления колеров необходимо брать чистые по цвету пигменты;
  • если приходится смешивать несколько пигментов, необходимо обращать внимание, не являются ли они дополнительными один к другому;
  • смешивать дополнительные по цвету пигменты, например синий и желтый для получения зеленого тона, следует осторожно, проверив пропорцию на малых количествах;
  • для «приглушения» в колере .нежелательного оттенка добавляют немного дополнительного цвета. Например, при красном оттенке — зеленовато-голубого;
  • для «оживления» отделки тянут филенки дополнительного цвета; для гармонического (нюансного) сочетания цветов окрашиваемых смежных поверхностей или комнат применяют колеры одного и того же цветового тона или дополнительных тонов (для контрастной гармонии);
  • холодными и темными теплыми цветами красят помещения, выходящие окнами на юг, юго-запад и юго-восток, теплыми светлыми тонами — на север, северо-запад или северо-восток;
  • панели, как правило, красят цветом более темным, чем цвет стен;
  • низкие помещения при окраске не должны подвергаться горизонтальному членению. Вертикальное членение, наоборот, как бы увеличивает высоту помещения.

 

ССЫЛКИ НА ВИДЕО

 

Сложение

 

https://www.youtube.com/watch?v=U3lWiBmDiPM

 

Вычитание

 

https://www.youtube.com/watch?v=1B7x_RPAXRc

 

Смешение цвета в красках

 

https://www.youtube.com/watch?v=25rL7NlUzUA


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 38; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!