Соотношение Ветхого и Нового Заветов 16 страница



Первыми Его словами была молитва за распинателей. св. Лука (23:34): «Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят». Никто из распинателей Христа не знал, что Он — Сын Божий. Римские воины, конечно, не знали, что они распинают Сына Божия, осудившие на смерть Господа иудеи до такой степени были ослеплены в своей злобе, что действительно не думали, что они распинают Мессию своего. Однако, такое неведение не оправдывает их преступления, ибо они имели возможность и средства знать. Молитва Господа свидетельствует о величии Его духа и служит нам примером, чтобы и мы не мстили своим врагам, но молились за них Богу.

вторыми словами Своими Он удостоил благоразумного разбойника райского блаженства «Днесь со Мною будеши в раи» — сказал ему Господь, т.е. сегодня же он войдет в рай, который вновь откроется для людей через искупительную смерть Христа

третьими словами — поручил Свою Пречистую Матерь св. ап. Иоанну. Только один Евангелист Иоанн, как свидетель и даже участник события, рассказывает о том, как Господь Иисус Христос с креста поручил его заботам и попечению Пречистую Матерь Божию. Жено, се сын Твой» и ученику: «Се Мати твоя», — Господь поручает Свою Пречистую Матерь возлюбленному ученику Своему. «И от того часа поят Ю ученик во свояси» — с того времени Пречистая Матерь Божия до самой Своей смерти, как свидетельствует и церковное предание, жила у св. Иоанна, который заботился о Ней, как любящий сын.

четвертые слова Его — возглашение: «Боже Мой, Боже Мой, вскую Мя еси оставил»; пятое слово — «Жажду», шестое — «Совершишася», седьмое — «Отче, в руце Твои предаю дух мой».

«Написа же и титла Пилат...» Св. Иоанн свидетельствует о том, что по приказу Пилата, написана была дощечка с указанием вины Господа, как это было обыкновенно принято (Ин. 19:19–22). Желая еще раз уязвить членов синедриона, Пилат приказал написать: «Иисус Назорянин Царь Иудейский». Вопреки обычаю, надпись была сделана на трех языках: еврейском — местном, национальном, греческом — тогда общераспространенном, и римском — язык победителей. Цель этого была та, чтобы каждый мог прочесть эту надпись. Не думая о том, Пилат исполнил этим высшую промыслительную цель: в минуты самого крайнего Своего уничижения Господь Иисус Христос на весь мир был объявлен Царем. Обвинители Господа восприняли это, как злую насмешку, и требовали, чтобы Пилат изменил надпись, но гордый римлянин резко отказал им в этом, дав почувствовать им свою власть.

Далее первые три Евангелиста повествуют о насмешках и хулениях, которым подвергали Господа, как воины, так и проходящие враги Его из народа, а особенно, конечно, первосвященники с книжниками, старейшинами и фарисеями. Хуления эти имели одну общую основу в сопоставлении прошедшего с настоящим. Вспоминая все то, что в прошлом говорил Господь и делал, они указывали на теперешнюю Его беспомощность и насмешливо предлагали Ему совершить явное для всех и очевидное чудо — сойти с креста, обещая, лицемерно, конечно, в таком случае уверовать в Него. В этих хулениях, по словам св. Матфея, принимали участие и разбойники, распятые по правую и по левую сторону от Господа.

Знамения

По свидетельству первых трех Евангелистов, смерти Господа на кресте предшествовала тьма, покрывшая землю: «Oт шестого же часа тьма бысть по всей земли до часа девятаго», т.е. по нашему времени — от полудня до трех часов дня. Об этом же необыкновенном солнечном затмении свидетельствует и греческий историк Фаллос.

Все три первых Евангелиста свидетельствуют, что в этот момент смерти Иисусовой «завеса церковная раздрася на двое с вышняго края до нижняго», т.е. сама собой раздралась на две части та завеса, которая отделяла Святилище в храме от Святаго Святых. Так как это было время принесения вечерней жертвы — около 3 часов пополудни по нашему времени, — то очевидно, очередной священник был свидетелем этого чудесного раздрания завесы. Это символизировало собой прекращение Ветхого Завета и открытие Нового Завета, который отверзал людям вход в закрытое дотоле Царство Небесное.

«Земля потрясеся» — произошло сильное землетрясение, как знак гнева Божия на тех, кто предал смерти Сына Его Возлюбленного. От этого землетрясения камения распадеся, т.е. скалы расселись и открылись делавшиеся в них погребальные пещеры.

В знамение победы Господа над смертью, многа телеса усопших святых восташа — воскресли погребенные в этих пещерах тела умерших, которые на третий день, по воскресении Господа, явились в Иерусалиме знавшим их людям.

В дополнение хотелось бы привести выдержку из книги Иноческие поучения https://azbyka.ru/otechnik/Kirik_Afonskij/inocheskie-pouchenija/#0_15 . Это предание, которое дает полную картину страданий Христа.

Старцу единому святому, иже всегда размышляше страдание Христово, горце рыдаше, явися Христос и сказа ему подробно како претерпе, и колико крове, спасения человеческого ради пролия. Начен от вечера Четвертка даже до погребения: самых, рече, воздыханий сердечных испусти 109. Крове каплей из Тела Моего истече 225 тысяч. Воинов вооруженных 118, к ним же прилучились безчинных людей 230, яко быти всех 348. Трие воина ведоша Мя (на распятие) и пакости различный деяху Мне. За власы и браду терзаша и влачим бех 77, подкновен и падах на землю, начен от вертограда до Архиерея Анны седмижды, дланями по устом и ланитам потерпех ударений 105, пястьми в лицо 20, порыван и удручен от начала страсти до конца 707, сильных ударений имех 1.199, егда возложиша на Мя тернов венец, удариша Мя тростию и палицею со всей силы 40 крат, от тех ударений 5 остий терноваго венца пронзоша Ми кость до мозгу, от них же три преломлены осташася в главе Моей, с ними же и погребоша Мя. От прободения венца терноваго истече крове 3.000 каплей, а ран бяше в главе терновым венцем прободенных 1.000, понеже венец на главу возложен спаде 8 крат. Егда от претора веден бых на Голгофу нося Крест и падах на землю 5 крат, тогда приях ударений смертных 21, и подношен бех от земли за власы и усы 23, на земли лежа донележе прибит ко Кресту и поднесен, плевотин в лице приях 73, тогда и в выю приях ударений 25, в лицо и в уста удариша Мя пястью 5 крат, от сих ударений крове из уст и ноздрей много истече, тогда и два зуба выбиша Ми, между очию удариша Мя пястьми 3, терзаху за нос 20 крат, за уши 30, великих ран было 72, ударений великих в перси и главу приях 38; обаче 3 наибольшия болезни тогда во страдании Своем имех: 1-я болезнь, яко не видех кающихся, и аки бы кровь Моя всуе проливается; 2-я, болезнь тягчайшая Матери Моей, стоящей у Креста и горце плачущей; 3-я болезнь — егда нозе и руце на Кресте распенше Мя пригвоздиша Мя, яко сбытися речению Пророка: изочтоша вся кости Моя...

68. Погребение Господа и приставление ко гробу стражи.

О погребении Господа повествуют совершенно согласно все четыре Евангелиста, причем некоторые сообщают каждый свои подробности. Погребение состоялось при наступлении вечера, но суббота еще не наступила, xотя и приближалась, т.е., надо полагать, это было за час или за два до захода солнца, с которого уже начиналась суббота.

Пришел Иосиф из Аримафеи, иудейского города вблизи Иерусалима, член синедриона, как свидетельствует св. Марк, человек благочестивый, потаенный ученик Христов, по свидетельству св. Иоанна, который не участвовал в осуждении Господа (Лк. 23:51). Пришедши к Пилату, он испросил у него тело Иисусово для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и делались добычей птиц, но можно было, испросив разрешения начальства, предавать их погребению. Пилат выразил удивление тому, что Иисус уже умер, так как распятые висели иногда по несколько дней, но, проверив через сотника, который удостоверил ему смерть Иисуса, повелел выдать тело Иосифу.

По повествованию св. Иоанна, пришел и Никодим, приходивший прежде ко Иисусу ночью (см. Ин. 3 гл.), который принес состав из смирны и алоя около 100 фунтов. Иосиф купил плащаницу — длинное и ценное полотно. Они сняли Тело, умастили его, по обычаю, благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа, находившемся неподалеку от Голгофы. Так как солнце уже склонялось к западу, все делалось, хотя и старательно, но очень поспешно. Привалив камень к дверям гроба, они удалились.

«во утрий день, иже есть по пятце», т.е. в субботу. Первосвященники и фарисеи собрались к Пилату, не думая даже о нарушении субботнего покоя, и просили его дать распоряжение об охране гроба до третьего дня.

На эту просьбу Пилат им сказал: «имате кустодию», т.е. стражу, «идите, утвердите, якоже весте». В распоряжении членов синедриона находилась на время праздников стража из римских воинов, которой они пользовались для охранения порядка и спокойствия, ввиду громадного стечения народа из всех стран в Иерусалим. Пилат предлагает им, использовав эту стражу, сделать все так, как они сами хотят, дабы потом они никого не могли винить ни в чем. «Они же шедше утвердиша гроб, знаменавше камень с кустодиею» — они пошли и приняли все меры для безопасности гроба, припечатав гроб, т.е., вернее, камень, которым он был закрыт, шнуром и печатью, в присутствии стражи, которая потом осталась при гробе, чтобы его охранять.

69. Явления Воскресшего Господа, описываемые в Евангелии. Предание о явлении Деве Марии.

Ко гробу подошли Иоанн и Петр, узнавшие от Марии Магдалины, что тела Учителя больше нет в пещере. Увидев пустой гроб и сложенные погребальные пелены, Иоанн уверовал, а Петр удалился в подавленном состоянии духа (Ин 20:8–11). Мария Магдалина осталась у погребальной пещеры Иисуса одна и в отчаянии горько плакала. Она обернулась и увидела некоего Человека, Который также спросил ее: «Женщина! Что ты плачешь? Кого ищешь?»

Не поняв, Кто перед ней, и думая, что в такой ранний час она говорит с местным садовником, Мария и ему поведала свою боль: «Господин, если это ты унес Его, то скажи, где положил Его, и я заберу Его» (Ин 20:15). Тогда Христос позвал ее по имени: «Мария!» Повернувшись, она сразу же узнала своего Наставника! Христос пока не разрешил восторженной Марии прикасаться к Нему и повелел свидетельствовать перед апостолами, что Он «восходит к Отцу».

«После сего явился в ином образе двум из них [учеников] на дороге, когда они шли в селение». Двое учеников, один из которых был Клеопа , направлялись в селение Эммаус, находившееся приблизительно в десяти километрах от Иерусалима. Подавленные скорбью, по дороге они разговаривали о событиях последних дней и непонятных словах женщин, видевших пустой гроб. К ним пожелал присоединиться некий Путник, Который как будто не знал о произошедшем в Иерусалиме в эти дни. Ученики объяснили свою печаль. Тогда их Спутник воскликнул: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк 24:25–26). И Он начал объяснять им Писания, показывая, что путь Мессии должен был быть именно таким. Завороженные ученики с замиранием сердца слушали Его речь; когда они подошли к Эммаусу, то пригласили Путника к себе в дом. Сидя за трапезой, таинственный Незнакомец, «взяв хлеб, благословил, преломил и подал им» — и тотчас по этому характерному жесту они узнали в Нем Своего Учителя! В тот же момент Христос стал для них невидимым.

В тот же день вечером, сразу после рассказа эммаусских путников, перед собравшимися в Иерусалиме десятью апостолами предстал Сам Христос (Мк 16:14; Лк 24:36־ 45; Ин 20:19–23). Он возвестил: «Мир вам!» Хотя двери дома были заперты из-за опасений враждебных действий со стороны иудеев, Христос беспрепятственно вошел внутрь. Можно понять, что Тело воскресшего Иисуса обладало сверхъестественными свойствами, оно стало качественно иным, «духовным» (1 Кор 15:44) . Апостолы очень испугались, решив, что видят привидение.

Чтобы уверить их, что Он поистине жив, Иисус Христос показал им раны от гвоздей на Своем теле: «Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это — Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня» (Лк 24:39). Христос даже принял перед ними пищу — рыбу и мед, и это также ярко свидетельствовало, что Его тело — реальное.

О следующем явлении, произошедшем в Иерусалиме через семь дней после Воскресения, сообщает евангелист Иоанн (Ин 20:24–29). Апостол Фома не присутствовал при прежнем явлении Христа апостолам и, несмотря на свидетельство видевших Его, упорно отказывался поверить в произошедшее чудо. Ему нужно было удостовериться самому, потрогать раны на теле Христа, чтобы своими глазами убедиться в истинности Воскресения. И опять, когда двери были заперты, Воскресший стал посреди всех апостолов. Он обратился к Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим». Потрясенный до глубины души Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» Знаменательно, что в этот момент апостол Фома исповедовал веру в Иисуса как Бога. Христос ответил: «Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин 20:26).

Семь учеников (Симон Петр, Фома, Нафанаил, Иаков и Иоанн Зеведеевы, и двое других) всю ночь ловили рыбу, но ничего не поймали. Когда забрезжил рассвет, они разглядели на берегу Некоего Человека, Который спросил их: «Дети! Есть ли у вас какая пища?» Он повелел закинуть сеть справа от лодки, и ученики едва могли вытащить сеть от множества рыбы . Вновь повторилось чудо, которое апостолы пережили три года тому назад, при их призвании Христом (Лк 5). Это чудо, безусловно, являлось прообразом их будущего апостольского служения.

Выйдя на берег, ученики увидели заботливо приготовленную для них пищу — жареную рыбу и хлеб. Они уже поняли, что Тот Человек был их Господь. После трапезы Христос трижды задал Петру вопрос: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?» Петр отвечал: «Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя». Следует обратить внимание, что в вопросе Иисуса Христа употреблен греческий глагол άγαπαν, обыкновенно обозначающий всецелую любовь, а в ответе Петра — глагол φιλειν, обозначающий дружескую любовь, привязанность. Когда Иисус задал вопрос в третий раз, Он также употребил глагол φιλειν, показывая Свое снисхождение к Петру . Христос принял покаяние Петра за его троекратное отречение и восстановил его в достоинстве апостола, сказав: «Паси овец Моих».

Евангелие от Матфея завершается описанием явления Христа многим ученикам на горе в Галилее (Мф 28:16־ 20) . Возможно, именно этот эпизод имел в виду апостол Павел, когда писал о явлении Христа «пятистам братиям» (1 Кор 15:6). Воскресший Иисус Христос предстал как Владыка и торжественно дал повеление ученикам учить вере всех людей и крестить их: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф 28:18–19).


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 68; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!