Соотношение Ветхого и Нового Заветов 2 страница



В 63 году до Р.Х. Палестина была завоевана римлянами и присоединена к римской провинции Сирии. В 37 году до Р.Х. правитель Идумеи Ирод, прозванный Великим, получил от римского правительства титул царя и около 40 лет управлял всей Палестиной и Идумеей. Его правление отличали деспотизм и жестокость. На завоеванных землях он основывал города, строил в них театры и ипподромы, расширил и придал особое великолепие Иерусалимскому храму.

После смерти Ирода его царство было разделено между тремя его сыновьями: над Иудеей, Самарией и Идумеей поставили правителем Архелая; над Галилеей и Переей сделали тетрархом Ирода Антипу, дав Филиппа в правители трем верхним областям на востоке от Иордана: Итурии, Авраните и Трахоните.

Архелай (начальник народа) (Мф. II, 22) — сын Ирода Великого. По смерти своего отца, в самый год рождения по плоти Господа Иисуса, Архелай вступил в управление Иудеей и царствовал в ней в то время, как Иосиф и Мария с Богомладенцем Иисусом предприняли было возвращение из Египта, куда удалились для спасения от ярости Ирода. Впрочем, Архелай много походил на своего отца по жестокости и злобе своего характера; посему-то Св. Семейство устрашилось возвратиться в Вифлеем и поселилось на время в галилейском городе Назарете. На десятом году своего правления Архелай был низложен и заточен в Виенну в Галлии, где и умер. Причиной тому была его непомерная жестокость и гордость, которые довели иудеев до жалобы на него пред императором: так однажды в праздник Пасхи он умертвил 3000 иудеев в храме и городе (Древ. IX, 2, 3).

Агриппа — сын и преемник Ирода гонителя (Деян. XII, 1). Порций Фест, преемник Феликса по управлению Иудеей, прибыл в Кессарию, и в бытность его там в Кессарию прибыл также Агриппа (бывший правителем, или прокуратором, некоторых восточных провинций Римской империи) вместе со своей сестрой Вереникой, для того чтобы поздравить его с восшествием на престол. Во взаимной беседе они, между прочим, коснулись ап. Павла, находившегося тогда в заточении в Кессарии, и так как его чудеса были весьма замечательными, то Фест сообщил подробный рассказ об оных Агриппе и возбудил в нем сильное любопытство увидеть и послушать его. Фест, с одной стороны, чтобы удовлетворить просьбу своих знаменитых друзей, а с другой — чтобы иметь предлог выпытать у Павла главный предмет его жалоб, дабы он мог сообщить о них кесарю, которому апостол представил оные на рассмотрение, взошел с большой свитой на трибуну и, окруживши себя главными сановниками города, приказал привести ап. Павла пред свое лицо. Когда великий апостол явился пред ними, то Фест, обращаясь особенно к Агриппе, указал на причины, по которым он востребовал Павла пред свое лицо, и таким образом дал своевременный случай самому ап. Павлу изложить пред Агриппой свое дело, что он и сделал с беспримерной силой и красноречием. Фест мог опровергнуть его доказательства единственно только обвинением в безумстве; но Агриппа, на совесть которого Павел произвел хотя очень резкое, но вместе с тем сильное впечатление, был вынужден невольно произнести следующие замечательные слова: ты немного не убеждаешь меня сделаться христианином (Деян. XXVI, 28). Павел заключил свою речь убедительнейшим обращением к царю; затем собрание разошлось, и об Агриппе в кн. Деяний не упоминается более ничего, кроме одного выражения с изъявлением его сожаления (Деян. XXVI, 32), что этот верный и красноречивый апостол не мог быть освобожден.

Антипа (упорный, крепкий) (Откр. II, 13) — епископ пергамский, муж апостольский. Неизвестно, когда и как он пострадал, но, по преданию, во время гонения Домициана он был сожжен в раскаленном медном быке. Сам Господь называет его верным Своим свидетелем.

Ирод Агриппа I (Деян. XII, 1 и др.) — сын Аристовула, внук Ирода Великого. Он омрачил свое правление преследованием христиан, в угодность иудеям; так, напр., убил мечом св. ап. Иакова, сына Зеведеева, и также хотел было поступить и с ап. Петром, но Промысл спас его. (Деян. XII, 1–10). Вскоре затем и сам гонитель кончил жизнь свою, пораженный в Кесарии на общественных играх в честь императора внезапной внутренней болезнью, продолжавшейся только четыре дня; на пятый же день скончался во дворце своем, будучи изъеден червями (Деян. XII, 20–23)/

Ирод Филипп I (Мк. VI, 17) — сын Ирода Великого и Мариамны, дочери первосвященника Симона. Его не должно смешивать с четвертовластником Филиппом. Он был женат на Иродиаде, сестре Агриппы I, от которой имел дочь Саломею. Впрочем, Иродиада оставила Филиппа и вступила в кровосмесительный брак со сводным братом Филиппа, Иродом Антипой (Мф. XIV, 3, Мк. VI, 17, Лк. III, 19). Ирод лишил его наследства, и Филипп всю жизнь провел частным человеком.

Ирод Филипп II — сын Ирода Великого и иерусалимлянки Клеопатры. Управлял Ватанеей, Трахонитой и Авранитой, с титулом четвертовластника (Лк. III, 1). Правление его отличалось умеренностью и правосудием. Им выстроен на месте древней Панеи новый город, наименованный Кесарией (Мф. XVI, 13); им возобновлен г. Вифсаида в Нижней Гавлоните, с переименованием оного Юлией, в котором он и умер в 34 г. по Р. X. Женат был на Саломии, дочери Филиппа I и Иродиады. Династия Иродов царствовала в Иудее 140 лет.

Политическая самостоятельность Палестины окончательно была уничтожена с разрушением города Иерусалима и его храма в 70 году по Р.Х. римским императором Титом. В 135 году император Адриан подавил восстание Бар-Кохбы, которое было вызвано сооружением языческого храма на месте храма Иерусалимского. Адриан основал новый город Элию, закрыв его для въезда евреев.

9. Религиозные партии в Израиле. Их характеристика и учение.

В Израиле ко времени рождения Иисуса Христа, когда Закон интенсивно изучался, дополнялся и комментировался, возникло множество новых религиозных и политических групп. Названия некоторых из них встречаются в Новом Завете, но были и те, которые не упомянуты в Писании, но оказали существенное влияние на религиозный климат Палестины того времени.

Хасидеи или хасиды (благочестивые) - это не была организованная группа. Когда греческая культура и религия, чуждые иудаизму, начали с IV века до Р.Х. неудержимо проникать и в еврейскую среду, естественно возникло консервативное течение хасидов, боровшихся с влиянием эллинизма. По-видимому, многие из них впоследствии влились в другие группы.

Передавая события борьбы Маккавеев при Ионафане (ок. 145 г. до Р.Х.) Иосиф Флавий делает знаменитое замечание: «В это время существовало среди иудеев три αίρεσεις (школы, секты, партии; позднее — «ереси»), которые отличались различным друг от друга мировоззрением. Одна из этих партий называлась фарисейскою, другая саддукейскою, третья ессейскою»169.

До сих пор очень мало известно о том, как возникли эти течения, не ясной остается специфика каждого из них. С учетом этого можно говорить лишь об их вероятных характеристиках.

Фарисеи (отделенные). Их название, возможно, связано с тем, что они обособились от Хасмонеев, которые усвоили себе помимо светской и первосвященническую власть, приобретая при этом все более светские черты. Фарисеи верили в существование духов и воскресение мертвых (подтверждение тому в Новом Завете — эпизоды суда над апостолом Павлом в Синедрионе и у прокуратора Феликса — Деян 23: 6–8; 24:15). Фарисеи подчеркнуто строго соблюдали внешние установления, как подтвержденные Законом, так и множество других заповедей, которые они добавили к Закону («предание старцев» — Мф 15: 29). Таким образом, стала складываться концепция двух Законов: не только письменного, но и устного (который при этом считался также восходящим к Моисею). Мелочность преданий заслонила перед ними основы Божественного Закона. Поэтому их первоначальное влияние среди народа, о котором говорит Флавий, сменилось отталкиванием. Ревность о Законе у них была поражена тягчайшими недугами ханжества, лицемерия, гордыни и презрения к «толпе». Иосиф Флавий называет фарисеев самой влиятельной сектой. Фарисеи имели представительство в Синедрионе, то есть в верховном судилище, верховном религиозном органе правления (правда, власть его при римлянах была практически номинальная). Они очень ревниво относились к своему авторитету. Естественно, что они становились врагами всякого, кто мог снискать любовь и уважение народа. В молодом Пророке из Назарета, Который обличал их лицемерие и столь возвышался над ними величием Своей Личности и силой Своих чудес, они не могли не увидеть соперника. Они были самыми злобными противниками Христа, и Он говорил, что скорее них в Царство Божие войдут мытари и блудницы (Мф 21: 31).

Ко времени Иисуса Христа фарисеи стали самой крупной иудейской сектой, их насчитывалось около 6000 человек. Правда, учитывая, что численность иудеев в Палестине доходила в то время до 600 тысяч человек, фарисеи составляли от них всего около 1 %.

Саддукеи. У фарисеев была вражда с другой влиятельной партией в Синедрионе, с саддукеями, уступающими по численности фарисеям. В противоположность фарисеям (являющимся, с нашей точки зрения, консерваторами), саддукеев можно назвать умеренными. Фарисеи отрицали возможность какого-то сосуществования с языческой властью, резко сторонились ее, а саддукеи были более терпимы и склонны к уступкам в политическом отношении. Возникло это течение одновременно с фарисейством. Их название, по-видимому, служит свидетельством о представлении, что идеальная родословная священника должна восходить к Садоку, первосвященнику времен Давида и Соломона (1Цар 8и др.). Когда пришло время правления Селевкидов, саддукейские первосвященники пошли на контакт с новой властью. От этого их власть укрепилась, и есть указание на то, что в некоторых кругах иудаизма к ним сформировалось отношение как к предателям отцовского наследия (1 Макк 1:15). Это не мешало им сохранять влияние в политической и религиозной сфере. Но в народе сочувствовали все же скорее фарисеям, чем саддукеям. В противоположность фарисеям они, по словам Иосифа Флавия, отвергали «предание старцев» и придерживались только Закона Моисеева. Саддукеи особенно подчеркивали свободную волю человека. Из Нового Завета видно, что они отвергали воскресение мертвых, существование ангелов и духов (Мф 22: 23–33; Деян 23: 6–8). Среди них, в отличие от фарисеев, нам не известно ни одного, кто был бы последователем Господа Иисуса Христа. Фарисеям Господь многократно изрек горе на страницах Евангелия (Мф 23). Блудниц, мытарей — предателей своего народа, отверженных изгоев, которые взимали дань в пользу поработителей, — Господь не обличал так, как Он обличал фарисеев. Но среди них есть последователи Иисуса Христа, а среди саддукеев их нет. Фарисеи-враги Христа, потому что завидовали Ему (Мф 27:18), и из этой зависти рождалась ненависть. Завидовали потому, что сами безраздельно претендовали на статус учителей и предводителей народа. В итоге фарисеи и саддукеи соединились в своей ненависти ко Христу.

Ессеи. Из Евангелия нам ничего не известно о ессеях, но они тем не менее существовали в новозаветное время. Община ессеев сохранила древнейшие из дошедших до нас библейских текстов среди так называемых кумранских рукописей, найденных в районе Мертвого моря после Второй мировой войны (теперь ессейское происхождение этой библиотеки в научном мире подвергается сомнению). Это собрание свитков и многочисленных фрагментов (датируемых 100 г. до Р.Х. — 70 г. по Р.Х.) включает большинство библейских ветхозаветных книг, а некоторые из них (например, Псалтырь, книга пророка Исайи) сохранились более чем в десяти различных копиях.

Это немногочисленная (около 4000 человек), но влиятельная секта. Попасть в общину можно было только после трехлетнего испытательного срока. Среди основных религиозных обычаев у ессеев были ритуальные омовения. Они верили, что пророческие мессианские обетования исполняются в истории их общины. В храмовой богослужебной жизни сектанты не участвовали, так как полагали его оскверненным саддукейским священством. До сих пор можно встретить в литературе мнение, (А) что секта ессеев являлась колыбелью христианства и что Иоанн Предтеча вышел из этой общины.

Иродиане. Вероятно, это последователи династии Иродов. Как предполагают, иродиане считали, что именно из представителей династии Иродов выйдет ожидаемый Мессия, и ратовали за укрепление позиций этой династии. По этой причине явление Иисуса Христа привело их к неприятию Господа еще в начале Его служения в Галилее (Мк 3:6). Они видели в Нем конкурента своим династическим чаяниям, и, когда был поднят вопрос о предании Его властям, иродиане объединились с фарисеями (Мф 22:15–16). Подчеркнем, что про эту группу ничего доподлинно неизвестно, но если такая гипотеза об иродианах верна, то они должны были быть в меньшинстве, так как династию Иродов иудеи совсем не поддерживали.

Книжники. В Евангелии упоминаются также книжники, которые иногда именуются «законниками» или «учителями». Книжники и фарисеи осуждены Христом: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» (Мф 23:13). Книжники и фарисеи — это разные категории людей. Все книжники, как правило, были фарисеями, но не наоборот. Такие фразы, как «книжники из фарисеев» (Мк 2: 16) и «книжники фарисейской стороны» (Деян 23:9), наводят на мысль, что среди них могли быть и представители других течений (скажем, саддукеев). Книжники — это особая каста знатоков Закона. Они являлись учеными в том смысле, что

– хранили предание, исследовали и заучивали Писание, тщательно разрабатывали Закон;

– обучали Закону учеников;

– были экспертами в Законе и практически осуществляли предписания Закона при принятии важных решений. Так, Ирод их вызвал, когда потребовалось выяснить, где должен родиться Христос. Они ответили, что в Вифлееме Иудейском, как написано у пророков (Мф 2:4).

Книжники благодаря постоянному изучению предания и Писания являлись его устными хранителями. Они были также и судьями, входили в Синедрион — высший иудейский религиозный совет. Синедрион образовался после плена как продолжение совета семидесяти, избранного Моисеем (Исх 24:1; Числ 11:16). Римляне не отрицали местные законы, если они не входили в противоречие с римским правом, и частично Синедрион обладал независимостью в принятии решений, по крайней мере касательно религиозных и гражданских вопросов.

Зелоты. Это четвертая группа, которую особняком упоминает Иосиф Флавий, но поскольку он не включает их в число религиозных школ, упомянутых выше, то в данном случае у него шла речь о не до конца оформившейся группе. Зелоты характеризовались национализмом, они отказывались платить римлянам подать и готовились к освободительной войне. Иудейское восстание, в значительной степени ими организованное, привело к разрушению римлянами Иерусалима (70 г. н.э.) и катастрофе для иудеев.

В заключение следует отметить, что подавляющее большинство палестинских иудеев не принадлежали ни к одной из вышеперечисленных сект и групп. Они презрительно именовались иудейской элитой «ам ха-арец» — «народ земли», то есть те, кто по невежеству или безразличию не соблюдали Закон скрупулезно. От них, судя по различным данным, всячески отгораживались фарисеи и представители знати. Надо полагать, именно их Господь сочувственно именует «овцами, не имеющими пастыря» (Мф 9: 36).

Наконец надо сказать, что противостояние иудаизма и эллинизма в Святой Земле после эпохи Александра Македонского привело к образованию перечисленных здесь сект и школ. Иисус Христос не «подходил» ни одному из этих течений, но при этом Сам совершенно одинаково готов был принять в Свое общение любого человека.

10. Мессианские ожидания иудеев.

До появления христианства не существовало известных нам иудеев, которые ждали бы Мессию, зная, что он вытерпит страдания и умрет за чужие грехи, а затем воскреснет. Тогда каким же представлялся им Мессия? Из иудейских документов, относящихся примерно ко временам Иисуса, мы знаем, что представления о будущем Мессии были различными. Но нигде не сказано, что ожидается пришествие того, кто подобен Иисусу.

Термин «Мессия» дословно означает «помазанный». Его применяли к различным персонажам Ветхого Завета — например, священников и царей торжественно «помазывали» елеем как символом божественной милости, указывая тем самым, что Бог выбрал их для исполнения каких-либо задач (1 Цар 10:1, Лев 4:3, 5). Классические иудейские представления о Мессии проистекают из древнеизраильских традиций, связанных с царствованием.

Согласно традициям древнего Израиля, Бог обещал царю Давиду, что на престоле Израиля во веки веков будут восседать его потомки (2 Цар 7:14–16). Но из-за превратностей истории — это обещание не сбылось. Народ Иудин, которым потомки Давида правили более четырехсот лет, в 586 году до н. э. был уничтожен вавилонянами. С тех пор на престоле уже не восседали потомки Давида. Но ведь Бог обещал, что они будут править всегда. Каким же образом примирить это обещание с историческим фактом?

Некоторые иудеи считали, что Бог сдержит слово и поставит помазанного царя над Израилем, когда закончит наказывать свой народ за непослушание. Мессия, новый помазанник, великий царь и воин, подобный Давиду, одержит победу над врагами Израиля и снова сделает его независимым государством. Эта надежда угасала и вновь вспыхивала со временем, преемниками вавилонян стали персы, затем греки, египтяне, сирийцы, а после них — римляне: все они правили землей Израиля, и ни один потомок Давида не взошел на престол до появления Иисуса.

Во времена Иисуса многие иудеи, вероятно, не задумывались о грядущем Мессии, как не думает о нем большинство иудеев в наши дни. Однако ждущие Мессию верили, что Бог исполнит свое обещание, содержащееся в таких мессианских отрывках, как Пс 2:1–9 Еврейской Библии:

Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его [буквально «Мессии»]. «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. Тогда скажет им во гневе Своем, и яростию Своею приведет их в смятение: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника».

Это явное ожидание великого и могущественного царя из рода Давидова, который будет Сыном Божьим, как были потомки Давида (см. 2 Цар 7:14). О том, что будущего политического Мессию помнили и ждали во времена Иисуса, свидетельствуют иудейские тексты того времени. Одно из недвусмысленных заявлений об ожидании Мессии содержится не в Библии, а в книге псалмов Соломона, написанной за несколько десятилетий до рождения Иисуса. Обратите внимание на то, каким должен быть Мессия:

Призри на них, Господи, и восставь им царя их, сына Давидова, в тот час, который Ты знаешь, Боже, да царит он над Израилем, отроком Твоим. И препояшь его силою поражать правителей неправедных. Да очистит он Иерусалим от язычников, топчущих город на погибель. В премудрости и справедливости да изгонит он грешников от наследия Твоего, да искоренит гордыню грешников, подобно сосудам глиняным сокрушит жезлом железным всякое упорство их. Да погубит он язычников беззаконных словами уст своих… И соберет он народ святой, и возглавит его в справедливости… И возьмет он народы язычников служить ему под игом его, и прославит он Господа в очах всей земли, и очистит он Иерусалим, освятив его, как был он в начале… и сам справедливый царь научен будет Богом о них. И нет неправедности во дни его среди них, ибо все святы, а царь их — помазанник Господень (Псалмы Соломона, 17:23–36).

Мессию, который будет могущественным царем-воином, ожидали во времена Иисуса многие иудеи.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!