Пространственно-временной контекст



УДК

 

Галиханов Касим Шарифьянович

Союз журналистов Удмуртской Республики

г. Ижевск, Удмуртская Республика

 

ТРАДИЦИОННЫЙ РЕЛИГИОЗНЫЙ ПРАЗДНИК «ЭЛЕН ВОСЬ» (МИРОВОЕ МОЛЕНИЕ) -

ВСЕЛЕНСКАЯ ГАРМОНИЯ ТРИЕДИНСТВА:

ЗЕМЛЯ – ПРИРОДА - КОСМОС

Аннотация:

Структурные компоненты традиционного религиозного праздника «Элен Вось» (Мировое моление): пространственно-временной контекст, ареал действия «Элен Вось», пирамида с небесной вершиной, подготовительный процесс, «Божественные Врата»: Земля – Природа - Космос, «Быдзым Вось» (Великая Священная Роща), планировочная ось симметрии и равновесия, духовная ось баланса и равновесия, функциональное зонирование, торжество орнамента и серебра, сценарий действия обряда, божественные послания жрецов, ритуально-духовная символика, «Элен Вось» и пантеизм, математическая модель.

Первоисточник-информатор: Верховный жрец Традиционного религиозного праздника «Элен Вось», Галиханов Анатолий Шарифьянович (1962 г. р., дер. Алтаево).

Ключевые слова:

Вселенская гармония триединства: Земля – Природа – Космос.

 

Элен Вось» и актуальные аспекты.

Процессы глобализации в эпоху научно-технической цивилизации и показатели катастрофического сокращения носителей удмуртского языка, забвение родного языка и культурных традиций - остро обнажает  актуальность внедрения интеграционных форм этнокомпонентов в разнообразных системных разработках историко-культурного наследия в условиях современности. С внедрением мировой информационно-технологической платформы мировоззрение (абстрактное мышление – интеллект, интуиция – менталитет) представителей раскрепощается и кардинально меняется, что должно выражаться позитивностью нравственности и морально-волевых качеств подрастающего поколения.

Гибкость религиозной системы, комбинационная подвижность структурных компонентов исторически обуславливали взаимствованиям прогрессивных проявлений, а также органической интеграции последних достижений и открытий в науке. Что сегодня наблюдаем на примере традиционного религиозного праздника «Элен Вось» (Мировое моление) – Вселенская гармония триединства: Земля – Природа – Космос.

Круговорот вращения в циклах созидания по Солнцу – ежегодная поточность информационно-энергетического прохождения Священных Рощ трех деревень, вписанных в треугольную систему. Которая служит духовной платформой  в потенциальных обращениях каждой из них к четвертой пирамидальной вершине божественных небес. Поток духовного баланса в прямой и обратной информационно-энергетической связи «Элен Вось» с божественным мирозданием происходит: в центробежных вращениях, в поступательно-вращательных действиях, в центростремительных преобразованиях по восходящей логарифмической  спиральной кривой.

Традиционное ежегодное моление «Элен Вось» - это сплав древней духовности и современной ментальности. Уникальное явление в мировой культуре – философский ресурс потенциала удмуртского духовного космизма в проявлениях традиционного религиозного обряда молений «Элен Вось».

В эпоху научно-технической цивилизации «Божественные Врата» открыты для всех паломников-добродеятелей.

Мифология. Модель мироздания

Функциональная система мироздания в мифологии удмуртов «Земля-Природа-Космос» представляет трёхчастную пространственно-временную структуру и наделены тремя небесными божествами – творцами. Верховный Бог-творец Инмар играет определяющую роль в иерархическом триединстве вертикалей божественного мироздания: верхний мир (Небеса, Космос) – Бога-творца Инмара, средний мир (Природа) – Бога-творца Инкуазь Кылчина, нижний мир (Земля) – Бога-творца Му Кылчина.

На горной вершине лесной чащобы стоит и своими вершинами подпирает небосвод «Мудор кыз» (Мировое дерево-ель). Осуществляет прямую и обратную информационно-энергетическую взаимосвязь трёх божественных миров. Духовный каркас пространственно-временной сущности божественного мироздания приводится в движения, в действия, в изменения.

Пространственно-временной контекст

В жизнедеятельности удмуртов отражением модели мироздания выступает система функционального зонирования пространственно-временных явлений и объектов на земле. Контекст среды бытия и ландшафтно-природных образований – настежь раскрытая пространственно-временная книга под божественным небосводом, перелистывающаяся содержанием горизонт за горизонтом. Семиотика категории пространство-время переплетена содержаниями жизнетворящих объектов естественных природных образований и искусственных созданий. Природный ландшафт соткан жизнеутверждающими смысловыми образами: миф, знак, символ. Это природно-ландшафтная «Великая книга» удмуртов служит сохранению и развитию жизнеустойчивых форм традиционных материально-духовных ценностей и формированию социально-этических нравственных норм в меняющемся мире. Аспекты жизни и выживания в условиях жесткой и нарастающей конкуренции.

Пространство бытия, обработанное современными проявлениями материально-духовной ценности этноса способствует становлению самобытного мировоззрения с созидательным началом. Заложением жизненного кода ещё с первого соприкосновения (контакта) к материнскому молочному соску, у ребёнка формируется самобытное информационно-энергетическое «ядро», запрограммированное в восходящих системах развития по божественной спирали разума и чувств, сознания и воли. Наслаивается, обогащается и усиливается материально-духовными ценностями творений земной цивилизации. Со временем информационно-энергетическая категория – «давление жизни» (Вернадский) начинает выпирать наружу и вырывается в личностных качествах социального бытия с самобытным мировоззрением движения, действия, изменения.

Ареал действия «Элен Вось»

Традиционный религиозный праздник «Элен Вось» - Вселенская гармония триединства: Земля – Природа – Космоспроводится ежегодно в последнее воскресенье июня, начало обряда в 14:00 часов. Поочерёдная цикличность продвижения религиозных ритуалов связаны с тремя деревнями: Алтаево (Бураевский район), Старый Варяш (Янаульский район) Республики Башкортостан и Кирга (Куединский район) Пермского края. Таким образом, в каждой деревне мероприятие проводится с периодичностью в три года.

Священные рощи трёх деревень заключают природно-ландшафтную среду в треугольную конфигурацию. Четвёртой небесной вершиной отмечается пирамидальная обращённость к божественному миру (в направлениях к заполуденному Солнцу): верховному Богу-творцу Инмару (Бог Небес, Космоса), Богу-творцу Инкуазь Кылчину (Богу Природы), Богу-творцу Му Кылчину (Бог Земли). «Мудор кыз» (Мировое дерево-ель) является прототипом воображаемой вертикальной треугольной пирамиды. Божественная пирамида – прямая и обратная информационно-энергетическая связь действия «Элен Вось» с трёхчастным божественным миром.

Возрождение традиционного моления «Элен Вось» (Мировое моление) началось в деревне Алтаево (2008). В этом году  обрядовые моления «Элен Вось» проводятся в дер. Кирга (2019). Далее: Алтаево (2020), старый Варяш (2021) и с периодичностью в три года повторяется в каждой из трёх деревень.

Подготовительный процесс

В день проведения обрядов моления «Элен Вось» ранним утром приходят жрецы и хозяйственные помощники в Священную рощу «Быдзым Вось». Первым делом на хозяйственную зону предоставляются родниковая вода, ритуальный инвентарь и продукты питания. Верховный жрец посредством традиционно-естественных средств воспроизведения пламени зажигает костёр – «Вось Тыл» (Священный Огонь). На территории Священного Огня обеспечивает соборность присутствия первородных материй четырёх стихий: огонь и вода, воздух и земля.

Согласно системной последовательности действий ритуалов начинается осуществление традиций культовыми представителями и их помощниками. Верховный жрец совершает «Вазиськон» (Обращение) духовным хранителям Священной Рощи и Священного Огня, «Куриськон» (Моление) Верховному богу-творцу Инмару. Так же выполняются ритуалы «Сизиськон» (Посвящение), «Тылан» - предание крови Священному Огню жертвенного животного, «Восяськон» (Освящение).

Ритуал «Восян» (Жертвоприношение) проводится со строгим регламентом, и рядом обусловленных традиционных требований. К примеру, в ритуалах жертвоприношений строго используются самки домашних животных и птиц: уток и гусей (водоплавающих). Исключается использование мяса свиней, коз и птиц-куриц.


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!