Заповеди Блаженства (Нагорная проповедь Иисуса Христа)



За́поведи блаже́нства в христианском вероучении - заповеди, данные Спасителем в Нагорной проповеди, приведённые в Евангелии (от Матфея 5:3—12 и от Луки 6:20—23) и дополняющие Десять заповедей Моисея.

В представлении христианства, Десять заповедей ограничиваются тем, что запрещают делать то, что греховно, в то время как заповеди блаженства учат тому, как можно достигнуть христианского совершенства (святости). Десять заповедей даны были в ветхозаветные времена, чтобы удерживать людей от зла. Заповеди же блаженства даны христианам, чтобы показать им, какие душевные расположения должны они иметь, дабы приближаться к Богу и обретать святость. Эти заповеди названы заповедями о блаженствах, потому что их исполнение ведёт к вечному блаженству в будущей вечной жизни. По христианскому учению, святость, рождаемая близостью к Богу — есть высшее блаженство, наивысшее счастье, какого только может желать человек.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы (в ранних славянских текстах — смиряющиеся), ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас

.

При толковании особенно часто вызывает вопросы первая заповедь: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

В святоотеческом толковании под нищим духом понимается тот, кто стремится стяжать важнейшую христианскую добродетель — смирение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушённые сердцем».

По другому традиционному толкованию эта заповедь означает, что блаженство и полнота жизни принадлежат тем, кто ничем не владеет. Это те, у кого ничего нет, а если и есть что-то, то они воспринимают это как дар Божий, а не как свою собственность. Такое отношение к материальному, интеллектуальному и к духовному богатству даёт нам возможность войти в Царство Небесное.

Древнерусское слово «нищий», однако, не обозначало человека бедного, - но того, кто открыто просит о том, чего ему не хватает: денег ли, одежды, еды. И в данном случае обозначает человека, который стремится к приобретению не материальных, а духовных ценностей, о даровании Духа. Современный перевод этих слов соответствует понятию «блаженны просящие милостыни  Духа», что отвечало бы, например, и словам Серафима Саровского о том, что «в стяжании этого-то Духа Божиего и состоит истинная цель нашей жизни христианской… Стяжание все равно, что приобретение».

 

Православные праздники

По времени празднования праздники разделяются на подвижные (переходящие) и неподвижные (всегда совершаются в один и тот же день).

Подразделяются на общие, одинаково торжественно отправляемые во всех храмах, и местные. К последним относятся так называемые престольные (храмовые) праздники или праздники в честь местно чтимых икон или святых.

По важности воспоминаемых Церковью событий, разделяются на великие, средние и малые и различаются между собою богослужением.

Великие

Пасха (переходящий) — самый главный праздник; в каноне праздника Пасха называется «праздников праздник и торжество из торжеств».

Двунадесятые праздники (по хронологии церковного года, который начинается 1 (14) сентября) – 12 главных православных праздников:

· Рождество Богородицы — 8 (21) сентября,

· Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября,

· Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря),

· Рождество Христово — 25 декабря (7 января),

· Крещение Господне — 6 (19) января,

· Сретение Господне — 2 (15) февраля,

· Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля),

· Вход Господень в Иерусалим (переходящий) — воскресенье перед Пасхой,

· Вознесение Господне (переходящий) — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг,

· День Святой Троицы (переходящий) — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье,

· Преображение Господне — 6 (19) августа,

· Успение Богородицы — 15 (28) августа.

 

Кроме этих праздников к великим относятся:

Ø Покров Пресвятой Богородицы — 1 (14) октября,

Ø Обрезание Господне — 1 (14) января,

Ø Рождество Иоанна Предтечи — 24 июня (7 июля),

Ø Святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля),

Ø Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа (11 сентября).

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 55; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!