Миссия среди малочисленных коренных народов Сибири, Севера, Дальнего Востока.

Доклад «Миссионерское служение Русской Православной Церкви на современном этапе»

Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, председателя Синодального миссионерского отдела Русской Православной Церкви, на открытии VI Всецерковного съезда епархиальных миссионеров г. Москва, 14-17 мая 2021 г.

Слайд 2
Слайд 1
 Миссионерское служение является продолжением деятельности святых апостолов по распространению веры, образованию Евхаристических общин и воспитанию христианского образа жизни. Двухтысячелетний опыт Церкви имеет в своем арсенале разные формы организации и осуществления миссии, разнообразные миссионерские практики, но во все века миссионерского делания остается заповедь Воскресшего Христа: «И приступль Иисус, рече им, глаголя: дадеся ми всяка власть на небеси и на земли: шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се, аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28; 18-20).

Современный перевод Библии «Мне дана власть на небе и на земле (т.е. во всей Вселенной), итак, ступайте и сделайте все народы Моими учениками. Крестите их во имя Отца и Сына и Святого Духа и научите соблюдать все, что я вам повелел. И знайте: Я с вами всегда, до конца мира. Аминь». Если раньше деятельность учеников ограничивалась пределами Израиля («идите прежде к потерянным овцам народа Израиля и возвещайте Царство Небесное» (Мф. 10; 6)).

Задачи нынешнего съезда определены в приветственном благословении Святейшего Патриарха Кирилла.

Слайд 3
Интересно, что в начале XX века В.К. Саблер формулировал задачи миссионеров следующим образом:« Враги Церкви стараются наступать на нас сплочённой ратью. Необходимо для ратоборцев единство мыслей и действий, нужна техника дела, плотная связь между собой в общем труде».

В.К. Саблерсоставил текст манифеста о созыве Поместного собора и отправил на подпись Царю Николаю II. Царь сказал, что это дело не для срочного решения. Было созвано Предсоборное совещание.

В.К. Саблер -Обер-прокурорСвятейшего Синода с 2 мая 1911 г. - 5 июля 1915 г. При нем был канонизирован Святитель Иоасаф, епископ Белгородский.

В своём обращении к участникам съезда Святейший Патриарх Кирилл отметил необходимость миссионеров трудиться в вопросах Церковного единства.

Слайд 4

Слайд 5  

Слайд 6
В этой связи следует отметить эффективность онлайн совещаний, которые проводились ежемесячно с руководителями епархиальных отделов миссионерами благочиний, в которых принимали участие до 300 миссионеров. Благодаря этому успешно стартовала и осуществляется программа «Слово Святейшего каждому сердцу».

В условиях пандемии появились новые формы миссионерской деятельности:

1. «Горячая» телефонная линия;

2.

Слайд 8
Слайд 7
Причащение ковидных умирающих больных в госпиталях через благочестивых медицинских сестер там, где не было возможности священнику войти в «красную зону». Когда причастие вкладывали в желатиновые капсулы для лекарств или рисовую бумагу и напутствовали Святыми Дарами умирающих. Этот опыт был распространен и в Сербской Церкви. Так, во Враньской епархии, благодаря видео, присланным миссионерским отделом, Преосвященный епископ Пахомий благословил священников причащать умирающих.

1. Особо хотелось отметить, что проектная деятельность епархиальных отделов прочно вошла в жизнь Церкви и стала локомотивом миссионерских программ, которая реализуется в зависимости от специфики региона. Как правило, отделы реализуют работу по трём-четырём направлениям, составляющим необходимую основу для ответа на текущие вызовы и решения возникающих проблем. К таковым можно отнести постоянно действующие «Службы духовной помощи», оказывающие поддержку

Слайд 9
верующим, чьи близкие оказались в религиозно небезопасной ситуации; циклы сезонных рассылок библейских и просветительских текстов, раскрывающих смысл наиболее значительных событий церковного года; деятельность богословских лекториев, совместных библейских чтений и иных форм интерактивной работы (в том числе, проходящих на онлайн-платформах), осуществляемых с высокой периодичностью. Как правило, в рамках реализации данных проектов,
Слайд 10
Синодальный миссионерский отдел оказывает регулярную консультативную помощь. Одно-два направления деятельности епархиального миссионерского отдела выбираются в соответствии с особенностями региона и аудитории, которая является адресатом миссии. Как правило, типовые проекты здесь – это посещение отдалённых поселений и различные формы проповеди в них. Проектам данного плана необходима регулярная финансовая поддержка.

 

3. Каждое событие, особенно Великие Праздники, должны иметь миссионерское измерение.

 

4. Миссионерский Отдел, в связи с пандемией, принял стратегию «малых форм миссии».

 

5.

Слайд 11
Антисектантская деятельность. Важным направлением миссионерской работы, закреплённым в Концепции Миссионерской деятельности Русской Православной Церкви, является работа по профилактике и предупреждению участия верующих вразличных видах активности, предлагаемых тоталитарными сектами и деструктивными культами. Подобные объединения характеризуются гуруизмом, контролем сознания, эксплуатацией и рядом иных общественно опасных последствий, в силу чего очевидно, что с ними действительно необходимо бороться, причем данная необходимость осознаётся и декларируется не только православными верующими, но и государством. За время, прошедшее с момента проведения последнего, V Всецерковного съезда епархиальных миссионеров, в антисектантском движении отмечается положительная динамика, что несомненно является в том числе результатом деятельности православных миссионеров. В рамках деятельности епархиальных миссионерских отделов, антисектанское направление выступает одним из наиболее приоритетных, особенно в тех регионах, где вызов деструктивных религиозных организаций на данный момент наиболее актуализирован.  

Краткий план антинеоязыческих мероприятий:

· Предать через СМИ максимально широкой огласке данные о действующих в регионе неоязыческих структурах и организациях, являющихся из прикрытием либо оказывающим поддержку. Делать акцент на склонности неоязычников к фашизму, антиправительственным выступлениями, агрессивным действиям в отношении инаковерующих, антисемитизму и расизму. Указать сходство неоязыческой и нацистской символики. Особое внимание уделить деромантизации неоязычников через сатиру, в чем будет особенно полезен сборник «Модноверие».

· Максимально полно вскрыть все мероприятия неоязычников, особенно финансируемые из бюджета (масленичные гуляния, реконструкторские и фольклорные фестивали) и принять меры к прекращению этой практики.

· Предостеречь православных христиан от сотрудничества с лоббирующими интересы неоязычников коммерческими организациями.

· Поставить вопрос о правомерном присутствии неоязычников в качестве мимикрии под сотрудников школ, музеев, парков, чиновников, членов ансамблей и ремесленных коллективов, ученых и правоохранителей? Как часто можно обнаружить неоязыческую символику в логотипах фирм, оформлении их продукции в граффити?

· Необходимо обогатить содержание предметов, преподаваемых в Воскресных школах, Основах православной культуры разделами, раскрывающими угрозы неоязычества. При этом все темы должны быть адаптированы к возрасту детей и, кроме того, направлены на развитие критического мышления.

· Дополнить программы катехизации и приходского консультирования.

· Необходимо создать антисектантский атлас России, где были бы обозначены особенности тоталитарных сект, регионы распространения и опасности:

1. Изоляция от общества

2. Фатализм и фундаментализм

3. Потеря личной свободы через повиновение сомнительному авторитету руководителя

Через теософию и гуруистские секты, через контркультуру и поп-религию, через йогу и биоэнергетику, через глобалистские проекты «Нью Эйдж» и нацистские доктрины неоязычников в наш мир вошла «из пещер и дебрей Индостана» древние боги Юлиана Отступника – они только сменили маски».

 

 

Таким образом, неоязычники представляют для православных христиан наиболее серьезную угрозу применения насилия после ваххабитов. В связи с этим епархиям следует четко представлять количество и качество неоязычников на своей территории.

· Определить масштаб явления – какие неоязыческие группы или организации действуют на территории, где они локализованы и каково качество их членов.

· Определить приоритетную целевую аудиторию неоязычников – реконструкторы, спортсмены, ультраправые, футбольные болельщики, криминал, сотрудники охранных предприятий, профессиональные оппозиционеры, казачество, силовики, военные.

· Определить источники финансирования. Особенно важно выявить, получают ли неоязычники гранты и иную финансовую помощь со стороны регионального бюджета.

 

Миссия среди малочисленных коренных народов Сибири, Севера, Дальнего Востока.

7.

Слайд 14
Научно-богословский потенциал развития современной православной миссиологии представлен ключевым исследованием заместителя председателя Синодального миссионерского отдела игум. Серапиона (Митько). Проведя рецепцию зарубежных миссиологических исследований в православном контексте, а также осуществив конструирование отдельных исследовательских областей, имеющих значение при рассмотрении миссиональной проблематики, автор положил начало конституированиюмиссиологии как органичной части систематической православной теологии, что разрешило существовавшую на протяжении долгого времени ключевую проблему неразработанности теоретической миссиологии. Для современного православного богословия данный труд актуален как в теоретическом плане, поскольку создаёт прецедент инкорпорации отдельной области в общетеологическую сферу, осуществляемую с позиций серьёзной философской методологии, так и в практическом, в силу того, что православная миссиология выступает в качестве сферы не только теоретических построений, но и крайне важных практических действий. Многообещающими выглядят перспективы продолжения исследований, согласно направлениям, заданным игум. Серапионом: в первую очередь, они касаются продолжения работы в области библейского и систематического богословия миссии, а также затрагивают вопросы осуществления миссии на практике.

Современное миссионерское поле

1.

Слайд 15
По мнению ученых, религиоведов, сегодня главными оппонентами Православной Церкви и христианской традиции выступают не только советские атеисты, но и либеральные интеллектуалы, практикующие порой мистические и оккультные практики, служители неоязыческих культов, которые через современную культуру низменных инстинктов влияют на массовое сознание.

2. а) Мы живем в условиях индифферентного, нравственно дезориентированного, самодовольного общества.

Слайд 16
б) При этом наш социум высокоразвитый технически находится сегодня в процессе цифровой трансформации. Поэтому мы часто слышим такие термины, как: «человеческий капитал» (от лат. « capita » -поголовье домашнего скота), где человек именуется «биообъектом».

в) В общественное сознание все больше внедряется «новая нормальность», т.е. ранее никогда не существовавшие нормы этические, социальные, межкультурные.

3.

Слайд 17
Недавно были опубликованы итоги седьмой волны Всемирного исследования ценностей. Эти исследования ведутся с 1994 года в 97 странах с помощью опросных листов, респондентов, выясняется их отношение к религии, политические взгляды и базовые ценности. По мнению авторов исследования, взгляды жителей страны должны коррелироваться с ее социальным и экономическим положением. Составляется так называемая карта ценностей, на которой располагаются страны в зависимости от ответов граждан по двум осям:

1) Традиционные (семья, религия и т.д.) / секулярные ценности (успех, богатство и пр.);

2) Выживание (безопасность, материальное благо, нетерпимость к инакомыслию и пр.) / самовыражение (стремление к творчеству, самовыражению и др.)

По сравнению с 2017 годом, положение России, Белоруссии, Украины почти не изменилось по шкале традиционности, но сдвинулись в сторону самовыражения. Во всем мире результаты опроса свидетельствуют о падающем уровне религиозности, кроме Индии, Болгарии, Молдовы и России. Самое сильное падение происходит в Соединенных Штатах Америки. На основании этих исследований можно сделать вывод, что, несмотря на все испытания, Россия укрепляется в традиционных ценностях. Однако новые вызовы, связанные, прежде всего, с пандемией коронавируса, заставляют нас по-новому взглянуть на происходящие события и роль образования в сохранении и развитии традиционного взгляда на семью, образ жизни, нравственный облик и т.д. 

Весь мир переживает экзистенциальный кризис (экзистенция от лат. еxsistentia – существование), (кризис от греч. ἡ κρίσις – поворотный пункт).

Слайд 18
Этот экзистенциальный кризис характеризуется состоянием тревоги, глубокого психологического дискомфорта, прежде всего в вопросе осмысления существования. В обществе он проявляется как резкое нарушение:

коммуникативной функции,

возрастанием пессимистических отношений к будущему,

ощущением потери смысла жизни,

осознанием неспособности к самореализации,

аутоагрессивным настроением.

Слайд 19
Нарушение коммуникативной функции это, прежде всего, постоянные конфликты в ближайшем окружении, постоянное чувство непонимания и невнимания со стороны окружающих. Как излечить эту социальную болезнь? У христиан есть средство – участие в Литургии, а Литургия от греч. λειτουργία — переводится как «общее дело», в богослужении, в делах милосердия, в малых делах доброты.

Пессимистическое отношение к будущему это, прежде всего, ощущение безнадежности по отношению к изменениям в будущем, невозможность планирования и предвидения будущих событий. И здесь уместно вспомнить, что для верующего человека смысл жизни заключается в соединении воли Божией со своей собственной волей и в решении той задачи, которую Бог поставил при рождении человека. Потеря смысла жизни – это резкое повышение уровня ощущения бессмысленности собственного существования.

Помните стихотворение Пушкина:

Слайд 20
«Дар напрасный, дар случайный

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?»

и ответ святого митрополита Филарета:

«Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана;

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена».

Осознание неспособности самореализоваться – это резкое снижение творческого самовыражения, потеря способности управлять событиями своей собственной жизни уврачуется христианским воспитанием таких качеств, как самоотверженная любовь и поступки, связанные с нею, и т.д.

Аутоагрессивная настроенность – это желание прекратить болезненное переживание, бессмысленность существование путем самоуничтожения, то, что мы называем суицидом.

Слайд 21
Таким образом, сегодня мы должны заострить свое внимание на христианском понимании проблемы времени, жизни и смерти, христианском понимании свободы, ответственности и выбора, христианском понимании любви и одиночества, проблемы общения.

В настоящее время у нас две России:

- «Россия телевизионная»;

- «Россия интернетная»

Слайд 22
Если «Россия телевизионная» представлена в основном людьми старшего поколения, представителями среднего класса, где придерживаются основ консервативной христианской культуры, патриархальной семьи, верности, патриотизма. Причем патриотизма личностно ориентированного, в данном случае на Президента, Патриарха.

Слайд 23
В «России интернетной» есть крайне агрессивные сообщества, которые проповедуют, что христианская мораль и любая идеология есть ложное сознание и должно быть уничтожено, авторитет семьи, иерархические структуры, традиции сексуальных ограничений, верности, патриотизма – все это приводит к тоталитаризму и должно быть уничтожено.

Слайд 24
Стремительный процесс расчеловечивания человека последних десятилетий есть важнейший из вызовов современности. Приобретшая тотальный характер система ориентации на потребительские, в том числе и извращенные, запросы связана с обеспечением прибыли транснациональных корпораций. Дегуманизированный человек, не сдерживаемый духовными ограничителями, необходим для бесперебойного функционирования этой системы.

Средства массовой информации и индустрия развлечений целевым образом работают на дегуманизацию. Человек перестал восприниматься как личность, становясь игровой виртуальной сущностью. Образование переориентировалось с гуманистических идеалов гармонично развитой личности на формирование профессиональных компетенций под запросы рынка. Семейные ценности и цель продолжения рода подвергаются атаке с позиций гедонизма, сексуальных извращений, ставших бредом на современном Западе. Человеколюбие уступило пропаганде насилия и жестокости. Даже свобода как базовая ценность либеральной идеологии фактически упразднена новой системой тотального персонального контроля.

Слайд 25
Изменение тренда расчеловечивания на противоположный должно начинаться с выдвижения целевого образа формируемого человека. Под этот целевой образ должны быть преобразованы все составляющие общественного устроения. Но первоначально надо еще раз вернуться к вопросу об идеалах человекостроительства.

Проблема трансляции традиционных ценностей в современном мире.

Слайд 26
Процесс познания можно представить как преодоление стереотипов. Стереотипы закрепляются посредством тех или иных словесных конструкций, того или иного понятийного аппарата, и поэтому преодоление стереотипов есть прежде всего деконструкция слов. Преодолевать стереотипы человеку всегда тяжело, а иногда и болезненно. Часто ответной реакцией на предложение переосмыслить значение устоявшихся понятий является недоверие или даже вражда в отношении к тому, кто покушается на шаблоны сознания.

Апостол Павел в послании к Филиппийцам пишет: « Братья, размышляйте о том, что истинно, благородно, справедливо, чисто, что приятно и восхитительно, о том, в чем есть добродетель, и о том, что достойно похвалы — пусть это занимает ваши мысли. Все, чему вы от меня научились, что получили от меня, что вы слышали или что вы видели во мне, — все это исполняйте. И Бог, источник мира, будет с вами»

Слайд 28
Слайд 27
(Флп. 4; 8-9).

Слайд 30
Посредством слов формируется матрица сознания. На основе этой матрицы выстраивается деятельность человека.

Слайд 29

Если мы обратимся к тому, как в нашем социуме воспринимаются Церковные праздники, то обнаружим искажение их сути.

Язык миссии

Митрополит Киевский Иларион в своем «Слове о Законе и Благодати» писал:«Принимая благодать как божественный духовный дар, человек должен возложить на себя большую нравственную ответственность».

Слайд 31
Прежде всего, мы должны отметить, что Слово митрополита Илариона – это богословский взгляд на историю и в то же время диалектическое учение о поведенческих закономерностях, смены религиозных парадигм и следующих за ними глобальных и национальных приоритетов. Этот образец миссионерской проповеди актуален и для наших дней.

ПРОБЛЕМЫ:

1. Юридическое сопровождение миссионерских проектов.

Слайд 32
23 марта 2021 года Государственная Дума приняла во втором чтении изменения в федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях», закон вступит в силу в сентябре 2021 года. Нам необходимо подготовиться, и это станет предметом осуждения нашего съезда.

Слайд 33
5 апреля 2021 года Президент подписал поправки к закону «Об образовании в Российской Федерации», больше известный как закон о просветительской деятельности. Возникает много вопросов, которые напрямую касаются миссионерских форм служения. Надеюсь, что на завтрашнем пленарном заседании мы коснёмся этой темы (Козьма Прутков написал письмо государю «О введении единомыслия в России», где предлагается запретить любую мысль, если она не идет против чиновников и бюрократов).

Однако, обсуждая эти проблемы, мы должны помнить, что апостолы и миссионеры Церкви никогда не выступали с открыто асоциальных позиций. Никогда не призывали к непокорности властям. Понимая, что ослабление власти приводит к усилению деструктивных тенденций в обществе. Более того, миссионерской задачей является преодоление нравственного разложения и расчеловечивания. За каждым богослужением о «властях предержащих», чтобы жили «во всяком благочестии и чистоте».

Слайд 34
Св. Николай Сербский «Когда угасает любовь, люди ищут справедливости».

 


Дата добавления: 2022-06-11; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!