Формы трансляции научного знания



Научное знание как результат преемственности (научной традиции)

Научная традиция – это элементы социального, научного, культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в течение длительного времени в научном и ином сообществе.

Традиция – (лат. traditio – передача) первоначально, передача собственности из рук в руки в порядке сделки манципации. Сделка была вопросом привилегии, только квириты (коренные граждане Рима) могли совершать эту сделку.

· Традиция сакральна – касается посвященных

· Традиция связывает последователей с их «корнями»

· Традиция формирует некую общность – в нашем случае, научное сообщество

Черты научной традиции:

· Устойчивость – научная традиция наследуется поколениями ученых, большинство из которых – последователи, не революционеры;

· Неизменность – будучи объектом тщательного анализа ученых, традиции сохраняются даже при кардинальных изменениях парадигмы (линии развития научного знания);

· Повторяемость – по меньшей мере, поколение ученых является приверженцами сложившейся в науке традиции, «повторяет» сложившуюся на данный момент концептуальную систему;

· Использование способов деятельности, по крайней мере, в течение одного поколения.

Научная традиция – фундамент науки, основа критического анализа проблемы и провокатор научных революций

Научная традиция, как фундамент науки, является основанием ее монопарадигмального или полипарадигмального развития.

Монопарадигмальное развитие науки (в рамках одной доминантной линии) связано с центрацией проблематики науки на одном объекте – в медицине, на теле пациента, в психиатрии – на методах контроля душевных проявлений. 

Полипарадигмальное развитие науки (в рамках нескольких несоизмеримый и неэквивалентных линий развития знания) предполагает вариативное отношение к научной традиции, где ценным эпистемологическим опытом (опытом в пределах наработанной системы знаний) может оказаться даже ошибочная теория или неподтвержденная гипотеза. Так, в философии, если предположить, что бытие и мышление нетождественны, допустима аналитическая философия, допустим психоанализ.

Научная традиция как основа критического анализа проблемы представляет собой столкновение «догмы», т.е. академического прочтения материала, и «свежего взгляда», т.е. индивидуального опыта постижения истории рассмотрения проблемы. С этой точки зрения, научная традиция включает не только категориально-понятийный, логико-математический аппарат, концепт объекта и предмета, систему наблюдения, но и научную картину мира, нормы и идеалы научного знания, философские и общекультурные предпосылки. Такое научное образование обладает высокой степенью автономии исследователя, устойчивостью к системный сдвигам, логическим парадоксам и эмпирическим опровержениям (аномалиям).

Теория выступает как целостный и интерсубъективный способ видения мира, форма научной культуры и средство трансляции научной системы, развиваемая поколениями ученых на основе некоего научного прототипа.

Научная традиция становится провокатором научных революций, когда парадигма устаревает, перестает реагировать на системные сдвиги реальности (1). Научная традиция провоцирует ум гения на поиск несоответствий и несоизмеримых с традицией фактов, что, в итоге, приводит к научной революции (2). Доминирование научной традиции онтологически провоцирует бунт (3).

Научное знание как результат преемственности – вид знания, удовлетворяющий следующим требованиям:

· Доказанность – обоснованность идеи с точки зрения научной традиции;

· Системность – интегрированность новой концепции в существующую систему знания;

· Проверяемость – верифицируемость знания (проверка на истинность) с помощью имеющихся в традиции методов верификации;

· Неопределенность – уязвимость научного знания, подверженность критике и концептуальному пересмотру;

· Полезность – научная традиция фиксирует исключительно полезные данные и средства их трансляции;

· Рефлексивность – познание нового есть результат рефлексии над опытом науки;

· Методологичность – методологии, как правило, устойчивее к научным революциям, применяются синтетически, комплексно;

· Открытость критике – критический анализ является основанием отношения исследователя к традиции;

· Способность к изменению и улучшению – традиция вариативная, это комплекс требований, в любом случае, подверженных инновации.

Все вышеперечисленные критерии взаимодействия научного знания и научной традиции складывались веками, передаваясь из поколения в поколение. Такая передача получила название «традиция».

Научная традиция – это форма трансляции научного опыта, вариативно воспринимаемая учеными нового поколения. Соблюдение традиции интегрирует труд ученого в лоно определенной парадигмы, бунт против научной традиции приводит к научной революции.

Формы трансляции научного знания

Научная традиция существует в различных формах трансляции научного знания.

Исторически сложившиеся формы следующие:

· Диалог – дуальная (двойная) семантическая система анализа и экспликации (изложения) проблемы, а так же вариантов ее решения.

· Дискурс – полисемантическая система экспликации (изложения) материала.

· Текст – любой речевой фрагмент.

· Формализованная структура – логико-семантическая, математическая система, транслирующая абстрактное знание (идеальные объекты) с помощью искусственных языков, графических редакторов и иных адаптивных технологий.

Новые формы трансляции:

Информационно-сетевой – система обмена и трансляции научной информации, позволяющая обмениваться новыми данными на основе наукоемкий технологий, оптимизирующая научное общение.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 36; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!