Творческое объединение «Бубновый валет»

Класс Тема

1) Изучаем тему и запоминаем картины художников.

2)  Записываем конспект в тетрадь.(на оценку)

3) Внизу темы есть тест по вариантам: класс С.А. 1 вариант- Арина , Лиза ,

Аня, Сережа ,Варя, Лиза  ,2 вариант-Даша, Полина , Катя, Артур, Полина ,Маша.

 

Творческое объединение «Мир Искусства»

4) «Мир Искусства» — одно из самых известных художественных объединений, существовавших в России. Членами объединения были такие знаменитые художники, рисовальщики, живописцы, как: Николай Рерих, Евгений Лансере, Константин Сомов, Иван Билибин, Константин Коровин, Борис Кустодиев, Валентин Серов, Михаил Врубель, Исаак Левитан, Михаил Нестеров и многие другие. Согласитесь, даже такой «скромный» список говорит о значимости этого объединения и его важности для всего искусства в целом! Мир Искусства сформировался в 1890 году. Его основателями были художник Александр Бенуа, а также театральный и художественный деятель Сергей Дягилев. С 1898 года стал выходить одноимённый журнал, который создавался усилиями участников группы.

5) Члены этой группы противопоставляли себя другому известному объединению, известному, как «Передвижники». Если художники передвижных выставок создавали искусство понятное народу, обычным людям, обывателям, то «Мир искусства» выдвигал другую точку зрения. По их мнению, искусство должно выражать личность художника, его личные стремления, вкусы, приоритеты, желания и мысли. Сплочённые единством, они задавали такие тенденции развития, что в итоге оказали огромное влияние на всё искусство в целом, в частности — русский модерн и символизм. После революции члены группы по идейным и политическим соображениям эмигрировали в другие страны, и в 1924 году художественное объединение, оставившее значимый след в истории и культуре нашей страны, прекратило своё существование.

   Одно из наиболее значительных художественных объединений рубежа            

XIX — XX веков, мастера которого во многом определили облик и дальнейшее развитие целых отраслей искусства — книжной и журнальной графики, сценографии, декоративно-прикладного искусства.

Возникновению предшествовал так называемый «кружок самообразования», организованный в конце 1880-х студенческой молодежью, которая стремилась к синтетическому восприятию явлений культуры. Ядро составили выпускники частной гимназии К. И. Мая: А. Н. Бенуа, Д. В. Философов, В. Ф. Нувель; позже к ним присоединились Л. С. Бакст, С. П. Дягилев, Е. Е. Лансере, А. П. Нурок, К. А. Сомов. С середины 1890-х кружок фактически возглавлял С. П. Дягилев, усилиями которого в январе 1898 в Музее училища барона А. Л. Штиглица была проведена «Выставка русских и финляндских художников». В ней наряду с членами кружка участвовали М. А. Врубель, А. М. Васнецов, К. А. Коровин, И. И. Левитан, С. В. Малютин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. А. Серов, а также финские художники В. Бломстед, А. Гален, А. Эдельфельт и другие.

 

А.Бенуа «Прогулка короля» 1906

М. Врубель «Демон сидящий» 1890

А . Рябушкин «Новгородская церковь» 1903

К. Сомов «Арлекин и дама» 1918

Весной 1898 С. П. Дягилев при участии членов кружка и поддержке И. Е. Репина, В. А. Серова, М. В. Нестерова, И. И. Левитана организовал литературно-художественный журнал «Мир искусства», издателями которого стали княгиня М. К. Тенишева и С. И. Мамонтов. Редакция располагалась в доме С. П. Дягилева на Литейном проспекте, с 1900 — в здании № 11 на набережной реки Фонтанки.

И. Репин «Летний пейзаж№ 1879

В. Серов «Открытое окно. Сирень»

Первый номер вышел в 9 ноября 1898; до 1901 он издавался раз в две недели, с 1901 — раз в месяц. Художественную политику определяли сам С. П. Дягилев (главный редактор) и А. Н. Бенуа; эстетическая платформа журнала основывалась на полемике с двумя основными направлениями в искусстве второй половины XIX века — академизмом и передвижничеством. В противовес им выдвигалась идея синтеза искусств и особый род ретроспективизма, основанный на внимательном отношении к старине и многообразном использовании историко-культурных реминисценций. Важнейшей составной частью программы мирискусников было требование индивидуальности художественно-образного творчества, что побуждало бы их привлекать к сотрудничеству видных мастеров, принадлежавших к различным художественным направлениям.

С первых номеров «Мир искусства» пропагандировал «русский национальный стиль», выраженный в творчестве В. М. Васнецова, С. В. Малютина, Е. Д. Поленовой, М. В. Якунчиковой. Позже внимание было акцентировано на XVIII и начале XIX столетия; мирискусникам удалось заново представить творчество Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова, архитекторов русского барокко и классицизма. Одновременно журнал знакомил читателей с современным западноевропейским искусством — творчеством А. Беклина, Ф. Штука, П. Пюви де Шаванна, Г. Моро, Э. Берн Джонса.

Помимо изобразительного искусства, «Мир искусства» освещал текущие проблемы музыкальной и театральной жизни Петербурга. Литературный отдел появился в 1900, значительное место в нем уделялось поэзии символистов и религиозно-философскому направлению, не связанному с художественной проблематикой. Возглавлял отдел Д. В. Философов; среди главных сотрудников были Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. В. Розанов, Л. И. Шестов, Ф. К. Сологуб, К. Д. Бальмонт.

Журнал отличался изысканным художественно-графическим оформлением: обложки, заставки, концовки, буквицы рисовали Е. Е. Лансере, А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Г. И. Нарбут, М. В. Якунчикова и другие.

В январе — феврале 1899 в Музее училища барона А. Л. Штиглица состоялась первая художественная выставка журнала, в которой помимо русских художников участвовали европейские мастера — Л. Анкетен, А. Беклин, А. Бенар, Ф. Брэнгвин, Э. Каррьер, Ф. Ленбах, М. Либерман, К. Моне, Г. Моро, П. Пюви де Шаванн, Дж. Уистлер и другие. Наряду с живописью и графикой, экспонировались гончарные изделия завода «Абрамцево», вышивки по рисункам Н. Я. Давыдовой и Е. Д. Поленовой, ювелирные изделия Р. Лалика и вазы Л.-К. Тиффани.

В 1900–1903 состоялось еще четыре выставки журнала (четвертая экспонировалась в Петербурге и Москве), на которых в общей сложности участвовало более 60 художников. Выставки проводились в залах ИАХ и ОПХ.

Отбор экспонатов проводился под наблюдением выставочного комитета, избираемого на ежегодном собрании постоянных участников выставок. Выставки сразу заняли заметное место в художественной жизни Петербурга. Так, 2-я выставка объединения (1900) собрала больше 10 тысяч зрителей, а чистый доход от продажи произведений составил около 17 тысяч рублей. Выставки сопровождались изданием каталогов.

В 1902 произведения мирискусников экспонировались в русском отделе Международной выставки в Париже; К. А. Коровин, Ф. А. Малявин, В. А. Серов, П. П. Трубецкой были удостоены высших наград.

В 1902–1903 при участии «Мира искусства» в Петербурге был организован постоянный салон «Современное искусство», в котором демонстрировались ювелирные изделия, майолика, фарфор, предметы мебели, декоративные панно.

В феврале 1903 мирискусники объединились с московской выставочной группой «36 художников», в результате чего образовался Союз русских художников. Последний номер журнала (№ 12 за 1904 год) вышел в начале 1905.

С 1903 по 1910 группа формально не существовала, однако в феврале — марте 1906 С. П. Дягилев устроил под этим названием выставку, в которой, наряду с основным ядром, приняли участие представители новейших течений — Б. И. Анисфельд, М. Ф. Ларионов, В. Д. Милиоти и Н. Д. Милиоти, Н. Н. Сапунов, Н. П. Ульянов, А. Г. Явленский и другие.

В начале 1910, вскоре после закрытия 7-й выставки Союза русских художников, произошел раскол этого объединения. Поводом к нему послужили «Художественные письма» А. Н. Бенуа в газете «Речь», содержавшие резкую критику творчества московских членов Союза. Осенью того же года, после безрезультатных переговоров с московской группой, семнадцать петербуржцев во главе с А. Н. Бенуа вышли из СРХ и заявили о намерении возобновить «Мир искусства».

Первое организационное собрание объединения состоялось в октябре 1910. В уставе, утвержденном 17 июня 1914, целями указывались: «содействовать развитию русского искусства и облегчить своим членам продажу их художественных произведений». Председателями комитета были Н. К. Рерих (1910–1913), Е. Е. Лансере (1913–1916), И. Я. Билибин (1916–1917); секретарями — М. В. Добужинский, Г. И. Нарбут (с 1916).

В конце 1910 — начале 1911 состоялась 1-я выставка общества, которая после Петербурга была показана в Москве. Последующие выставки также демонстрировались в Петербурге и Москве, 2-я выставка — еще и в Киеве. Наряду с очередными выставками в 1915 и 1916 проходили выставки этюдов, эскизов, рисунков. К 1917 общество насчитывало более 50 действительных членов. Последняя дореволюционная выставка состоялась в художественном бюро Е. Н. Добычиной в Петрограде и стала настоящим событием в жизни города. Газета «Речь» рассказывала: «Состоялся блестящий, небывалый вернисаж выставки “Мир искусства”. С двух часов залы… начинали наполняться публикой, к четырем часам почти нельзя было двигаться… некуда было не только вешать, но и класть верхнее платье, и многим посетителям, несмотря на духоту, пришлось не раздеваться. С самого открытия заведующего выставкой осаждали покупатели картин…» Число посетителей за все время выставки превысило 12 тысяч человек, а сумма от продажи произведений составила более 60 тысяч рублей.

После Февральской революции мирискусники выступили со многими общественными инициативами и активно участвовали в выработке проектов переустройства художественной жизни. В марте 1917 при их участии было организовано Особое совещание по делам искусств («Комиссия Горького»), ставившее целью организовать охрану культурных и художественных ценностей.

В октябре 1917 действительными членами «Мира искусства» стали бубнововалетцы — А. В. Куприн, А. В. Лентулов, А. И. Мильман, В. В. Рождественский, Р. Р. Фальк и другие. Председателем общества был избран И. И. Машков. На последних московских выставках объединения (1917/1918, 1921, 1922) преобладали работы бывших членов «Бубнового валета» и практически отсутствовали произведения «старых» мирискусников. Это вызвало протест петроградской группы, которая не признала правомочия москвичей выступать от имени общества и провела самостоятельные выставки (1918, 1922, 1924). Группа также участвовала в выставках петроградского Дома искусств.

В 1927 в Париже прошла ретроспективная выставка «Мира искусства».

Группа участников выставки СРХ в доме Художественного общества. 1910.  

На фото сверху слева направо: П.И.Петровичев, Л.В.Туржанский, К.А.Коровин, Б.М.Кустодиев, К.К.Первухин, С.А.Виноградов, К.Ф.Юон, А.В.Средин, А.М.Васнецов, В.П.Бычков, Д.С.Стеллецкий, Н.В.Мещерин, Л.О.Пастернак, В.В.Переплетчиков, С.В.Иванов, М.Х.Аладжалов, А.С.Степанов, А.Е.Архипов.

Союз русских художников (СРХ) - объединение художников Петербурга и Москвы, возникшее в феврале 1903 года.

Членами объединения стали представители двух выставочных групп - "36 художников" и "Мир искусства". Учредителями выступили московские живописцы А. Архипов, А. Васнецов, М. Врубель, Н. Клодт, С. Коровин, М. Нестеров, Л. Пастернак, и др. В течение 1903 года состав членов СРХ расширился за счет московских и петербургских художников: Л. Бакста, А.Бенуа, В. Э. Борисова-Мусатова, О. Браза, А. Головина И. Грабаря, К. Коровина Е. Лансере, С. Малютина, Ф. Малявина, Н. Рериха, К. Сомова, К. Юона и др. К Союзу примкнул также С. Дягилев. Несколько позднее членом Союза стал Б. Кустодиев.

Своей главной целью Союз русских художников считал содействие "распространению произведений русского искусства" и "обеспечение членам Союза сбыта их художественных произведений". Основным направлением деятельности была объявлена организация ежегодных выставок в Москве и Петербурге. Причем, Устав союза закреплял право его действительных членов выставлять свои работы без жюри.

Первая выставка прошла в декабре 1903 - январе 1904 годов в Москве. Всего состоялось 18 выставок. Кроме Москвы и Петербурга работы членов Союза русских художников экспонировались в Харькове, Одессе (1909), Киеве, Екатеринославе, Вятке (1910), Вологде и Калуге (1914), а также на международных выставках: в Дюссельдорфе (1904), Париже (1906), Венеции (1907), Мюнхене (1909), Риме (1911).

Выставки Союза русских художников неизменно пользовались живым интересом у публики. Однако серьезные эстетические различия в тематике и стилистическом решении произведений художников московской и петербургской школ разрушительно сказались на судьбе объединения. В 1910 году из него вышли семнадцать петербуржцев во главе с А. Бенуа.

Однако VIII выставка объединения, проходившая с 26 декабря 1910 года в Москве, имела большой успех: на вернисаж были приглашены И. Бродский, А. Рылов, В. Масютин, С. Судьбинин, М. Яковлев. Участниками выставки стали академики В. Суриков, В. Васнецов.

В 1910-11 годах Союз русских художников пополнили новые талантливые мастера - Н. Крымов, М. Сарьян, Л. Туржанский и др. Союз преодолел трудности, вызванные расколом, и в 1910-14 годах добился роста популярности московской пейзажной школы как одного из ведущих направлений в русском искусстве. Правда, во второй половине 1910-х годов эта популярность несколько упала, что было связано с активизацией деятельности авангардистских направлений, а также изменениями устава - был ликвидирован параграф о праве каждого члена выставлять свои произведения в течение десяти лет без жюри. Поэтому в период с 1913-го по 1916 год из Союза ушли Н. Ульянов, С. Коненков, К. Богаевский, М. Сарьян. Некоторые художники прекратили выставляться на очередных выставках. Приток новых сил был ограничен.

После Октябрьской революции многие представители Союза русских художников входили в отдел пластических искусств ИЗО Наркомпроса, Комиссию охраны памятников искусства и старины, были членами советов Третьяковской галереи и Исторического музея, вели педагогическую работу.

В 1923 году состоялась последняя, "Весенняя выставка СРХ". Затем (1924 год) Союз русских художников прекратил свою деятельность.

Живопись мастеров СРХ оказало огромное влияние на творчество будущих поколений российских художников. В частности определенное воздействие испытал выдающийся советский художник Пластов А. А..

 

  Аполлинарий Васнецов, Площадь Ивана Великого в Кремле. XVII век. 1903     Борис Кустодиев, Ярмарка. 1906     Константин Юон, Ростовские соборы. 1906  
  Николай Крымов, Утро. 1911     Евгений Лансере, Императрица Елизавета Петровна в Царском     Станислав Жуковский, Радостный май. 1912  
  Абрам Архипов, Крестьянка в розовом. 1910     Михаил Врубель, Роза. 1904     Мартирос Сарьян, Продавец лимонада. 1910  

Русское искусство 1910-х гг.

Именно в это время впервые образуется невиданная ранее множественность художественных движений, развивающихся несколькими рядами.. Искусство тех лет развивается, не только отражая зримую сиюминутную ситуацию, но и с сейсмографической чуткостью улавливая движение сил, которым предстояло прийти в открытое столкновение в грядущих социальных и национальных драмах мировых войн и социалистических революций. В нем формируется движение, обретающее новую демократическую социальную основу, устанавливающее непосредственную связь с революционными рабочими партиями, проникающееся идеями социализма и не только отражающее революционную борьбу народа, но и участвующее в ней своими средствами. В народном творчестве стран Европы, крестьянском в своей основной массе, развивается нечто существенно новое — городской фольклор. Наконец, в профессиональном искусстве опять-таки в первые десятилетия 20 века со всей отчетливостью вырисовываются принципиальные позиции явлений, имеющих гораздо более общее значение, чем свойства какого-либо художественного направления.

Творческое объединение «Бубновый валет»

Общество художников «Бубновый валет» — русская художественная группа, самое крупное творческое объединение раннего авангарда, существовавшее с 1911 по 1917 год. Художники группы («бубнововалетцы»)

А. Лентулов. Василий Блаженный, 1913

порвали с традициями реалистической живописи и выступали с формалистических позиций против идейности искусства. Среди её основателей и наиболее выдающихся художников — Петр Кончаловский, Илья Машков, Михаил Ларионов, Аристарх Лентулов, Наталья Гончарова.

В декабре 1910 — январе 1911 в салоне дома Левиссон на Большой Дмитровке состоялась выставка под названием «Бубновый валет», организованная по инициативе Д. Д. Бурлюка и М. Ф. Ларионова группой бывших учащихся МУЖВЗ. Выставка, название которой по мнению организаторов символизировало «молодость и страсть», во многом носила эпатажный характер и демонстрировала различные новаторские устремления московской молодежи. Преобладали на ней работы примитивистского направления, главным выразителем которого стал Ларионов, развивавший в своем творчестве традиции народного лубка и провинциальной вывески.

Участники выставки: В. С. Барт, С. И. Бодуэн-де-Куртенэ, Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, С. Гончарова, П. П.

Илья Машков. «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского». 1910. ГРМ

Кончаловский, А. В. Куприн, М. Ф. Ларионов, А. В. Лентулов, И. Лобанов, К. С. Малевич, А. Т. Матвеев, И. И. Машков, А. Ф. Микули, А. А. Моргунов, H. Е. Роговин, В. В. Савинков, А. М. Самойлова, И. А. Скуйе, Б. А. Такке, P. Р. Фальк, А. В. Фонвизин, Л. В. Штюрцваге (Сюрваж), В. Р. Эйгес, А. Экстер, а также члены русского мюнхенского кружка Г. Бехтеев, Э. Босси, М. В. Веревкина, В. В. Кандинский, Г. Мюнтер, А. Г. Явленский и французы А. Ле Фоконье, А. Глез, Л.-А. Моро и др.

В конце 1911 группа участников выставки обратилась к городским властям за разрешением учредить Общество художников «Бубновый валет», целью которого ставилось «распространение современных понятий по вопросам изобразительных искусств». Устав общества был утвержден 1 ноября 1911.

Р. Р. Фальк. Пейзаж с парусом. 1912

Членами-учредителями стали П. П. Кончаловский, А. В. Куприн, И. И. Машков и В. В. Рождественский. Председателем правления был избран Кончаловский (позже его сменил Куприн), секретарем — Машков, казначеем — Куприн. Впоследствии в правление входили также Рождественский, Лентулов, Фальк и М. С. Родионов. К концу первого года общество насчитывало 20 действительных членов и 50 членов-соревнователей (экспонентов). Его почетными членами были избраны С. И. Щукин и В. И. Суриков.

Группа Ларионова (Барт, Гончарова, Роговин, Скуйе и др.), выступавшая против преобладающих в обществе тенденций «сезаннизма» и «западничества», не вошла в него и весной 1912 устроила самостоятельную выставку «Ослиный хвост».

В 1912 году художники, тяготевшие к примитивизму, кубофутуризму и абстракционизму (братья Владимир и Давид Бурлюки, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Казимир Малевич и другие), организовали выставку и объединение под названием «Ослиный хвост». Раскол «Бубнового валета» произошел по

А. В. Куприн. Натюрморт с книгами и свечой. 1911–1912

принципиальным соображениям. Если большинство бубнововалетцев, среди которых были Р. Фальк, П. Кончаловский, А. Куприн ориентировались на новую французскую живопись, то художники «Ослиного хвоста» стремились соединить живописные достижения европейской школы с традициями русского народного, наивного искусства, крестьянской примитивной живописи, лубка, иконописи, искусства Востока. Со временем обе группы оказались в непримиримой вражде, разгорелась, по выражению прессы, «война хвостов и валетов».

В дальнейшем выставка «Бубновый валет» рассматривалась Ларионовым как первая в цикле выставок его группы, демонстрировавших последовательные стадии движения от примитивизма к беспредметничеству («лучизму» и «пневмо-лучизму»). В то же время деятельность общества «Бубновый валет» стала мишенью для постоянных полемических атак Ларионова и Гончаровой.

Н. Е. Кузнецов. Гранаты и яблоки. 1916

23 января 1912 в зале Экономического общества Московского военного округа на Воздвиженке открылась первая выставка общества «Бубновый валет», на которой побывало 8 тысяч посетителей, причем около двадцати работ с нее было продано видным московским коллекционерам, что свидетельствовало о весьма заметном успехе. Последующие выставки общества состоялись в салоне на Большой Дмитровке: в феврале — марте 1913 (в апреле — мае 1913 эта выставка демонстрировалась в Петербурге), в феврале 1914 и ноябре — декабре 1916. В выставках помимо основного ядра общества участвовали его действительные члены и экспоненты: Е. А. Агафонов, К.К. Алексеева, Н. И. Альтман, А. Н. Бейгуль, Г. М. Блюменфельд, К. Л. Богуславская, В. Д. Бурлюк, Д. Д. Бурлюк, В. В. Гонорский, А. В. Грищенко, В. К. Долин, К. В. Кандауров, В. В. Кандинский, Г. Ф. Кашменский, С. М. Кеворкова, И. В. Клюн, С. А. Клюшников, Э. К. Крон, Н. И. Кульбин, М. В. Леблан, С. И. Лобанов, К. С. Малевич, А. И. Мильман, М. И. Михеев, А. П. Могилевский, А. А. Моргунов, А. А. Осмеркин, В. Е. Пестель, А. П. Плигин, В. И. Пожарский, Л. С. Попова, Е. С. Потехина, И. А. Пуни, О. В. Розанова, В. В. Савинков, А. М. Самойлова, А. Ф. Софронова, В. Е. Татлин, С. И. Толстая, Л. Г. Турченко, Н. А. Удальцова, Г.

И. И. Машков. Автопортрет. 1911

В марте — апреле 1915 многие члены общества участвовали в обширной выставке московских авангардистов «1915-й год».

Бубнововалетцы опирались в своем творчестве на опыт Сезанна, а также испытывали влияние «постсезаннистских» тенденций в западноевропейской живописи, прежде всего кубизма и, отчасти, экспрессионизма. Утверждая приоритет решения чисто формальных задач, они отвергали как повествовательность передвижников, так и эстетство мирискусников. Основу их эстетического восприятия составляло углубленное понимание пластической выразительности цвета, повышенная экспрессия и «тяготение к прекрасной плоти вещей» (Я. Тугендхольд).

Д. Д. Бурлюк. Портрет поэта В. Каменского. 1917

Члены общества активно пропагандировали свои взгляды на диспутах, которые устраивались ими в 1912—1913 в Политехническом музее при участии художников, поэтов-футуристов и литераторов различных направлений. На первом диспуте, состоявшемся 12 февраля 1912, прозвучали доклады Н. И. Кульбина «Новое свободное искусство как основа жизни», В. В. Кандинского «Эпоха великой духовности» (прочитан Кульбиным) и Д. Д. Бурлюка «О кубизме и других направлениях в живописи»; официальным оппонентом по докладам выступил М. А. Волошин, неофициальными — постоянные идейные противники бубнововалетцев М. Ф. Ларионов и H. С. Гончарова. Диспуты посвящались как общим вопросам современного искусства, так и конкретным событиям художественной жизни.

В марте 1913 года, в связи с открытием выставки «Мишень», Ларионов и сторонники организовали диспут под названием «Восток, национальность и Запад», где обвиняли бубновалетовцев, обратившихся к сезаннизму, в рабском подражании западному искусству, в то время как сами они стали черпать вдохновение из восточного.

Заметный общественный резонанс имел диспут 1 февраля 1913 по поводу покушения на картину Репина

А. А. Экстер. Флоренция. 1914

«Иван Грозный и сын его Иван» в Третьяковской галерее. В полемике по докладу Волошина «О художественной ценности пострадавшей картины Репина» (позже доклад вошел в его книгу «О Репине», М., 1913) выступили Д. Д. Бурлюк, Г. И. Чулков, Т. Ардов и сам И. Е. Репин. Диспуты зачастую принимали крайне заостренную форму. Так, после одного из них (19 февраля 1914) А. А. Моргунов был исключен из общества за оскорбление, нанесенное Я. А. Тугендхольду.

В 1913 общество выпустило сборник со статьями по искусству И. Аксенова, А. Ле Фоконье, Г. Аполлинера и репродукциями картин бубнововалетцев. В программной статье Аксенова «К вопросу о современном состоянии русской живописи» говорилось о кризисе русского искусства и содержалась резкая критика Союза русских художников и «Мира искусства». Намеченный выпуск последующих сборников не состоялся.

Л. С. Попова. Итальянский натюрморт. 1914

Со временем старожилов объединения начали вытеснять более молодые художники-беспредметники (Малевич, Татлин, Удальцова, Попова и др.), особенно когда в конце 1917 года молодое сообщество «0,10» присоединилось к «Бубновому валету». Также в группу влилось общество «Супремус».

После 1914 общество постепенно утрачивало внутреннее единство. В 1916 его покинули Кончаловский и Машков, перешедшие в «Мир искусства». Осенью 1917 за ними последовали Куприн, Лентулов, Мильман, Рождественский и Фальк. На собрании общества 14 (27) октября 1917 председателем правления был избран Малевич; одновременно действительными членами общества стали Л. А. Бруни, И. А. Малютин, А. А. Осмеркин, Л. С. Попова, В. Е. Татлин, Н. А. Удальцова и др. Однако уже 18 (31) октября группа Татлина вышла из общества, не встретив поддержки в своем требовании изменить его название.

В 1917 году состоялась последняя выставка объединения, причем в ней не принимал участия ни один из его основателей; это стал последний год существования объединения. В последней выставке общества, открывшейся 21 ноября (4 декабря) 1917 года, участвовали А. А. Барышников, Д. Д. Бурлюк, А. М. Гумилина, H. М. Давыдова, В. В. Каменский, И. В. Клюн, Э. К. Крон, Н. Б. Кузнецов, М. В. Леблан, К. С. Малевич, М. И.

Меньков, Д. В. Петровский, О. В. Розанова, В. М. Ходасевич, Ю. И. Хольмберг-Крон, Э. Шиман и А. А. Экстер. На выставке доминировали супрематические работы Малевича и его последователей. На ее закрытии 3 (16) декабря Бурлюк, Каменский и Малевич прочитали доклад на тему «Заборная живопись». На этом деятельность общества прекратилась.

Старое ядро бубнововалетцев в 1917—1918, 1921 и 1922 участвовало в выставках общества «Мир искусства», председателем которого стал Машков. В 1923 и 1924 бывшие основатели «Бубнового валета» провели самостоятельные выставки («Выставка картин» и «Выставка картин, организованная Российским обществом Красного креста»), а в 1925, объединившись с молодежью из числа учеников и последователей, образовали общество «Московские живописцы». В марте 1927 в Третьяковской галерее состоялась ретроспективная выставка произведений художников группы «Бубновый валет».

В объединении „Бубновый валет“ возобладало красочное, материально-чувственное восприятие мира, претворившее влияние фовизма и не столько кубизма, из которого были восприняты некоторые приемы пластической трактовки формы, а скорее опыта П. Сезанна. В тех или иных сочетаниях эти свойства привились в широкой, темпераментной живописи П.П. Кончаловского („Сухие краски», 1912, Москва, ГТГ) и И. И. Машкова („Камелия», 1913, Ленинград, ГРМ), в исполненных в более строгой манере портретах Р. Р. Фалька („Негр», 1917, Ереван, Картинная галерея Армении) и пейзажах А. В. Куприна („Завод», 1915, Москва, ГТГ).

Гораздо более полно кубизм, по преимуществу в его аналитической фазе, проявился в творчестве художников, лишь частично связанных с „Бубновым валетом», — в жанровых композициях К. С. Малевича и в работах его учеников и последователей.

Ослиный хвост

Художественное объединение, организованное М.Ф. Ларионовым и Н.С. Гончаровой в 1912 году.

Название «Ослиный хвост» связано с нашумевшим случаем в парижском Салоне независимых в 1910, когда группа мистификаторов выставила картину, «написанную» ослом при помощи хвоста, и опубликовала соответствующий манифест от имени мифического художника Боронали. Под этим названием в 1911—1912 выступала группа художников, примкнувших к М. Ф. Ларионову вскоре после выставки «Бубновый валет».

С самого возникновения организаторы выставки «Бубновой валет» вели горячие споры о будущем развитии искусства. Эти споры вылились в то, что Михаил Ларионов и Наталья Гончарова в апреле 1911 года создали группу художников-неопримитивистов «Ослиный хвост», в которую вошли Михаил Ле Дантю, Казимир Малевич, Александр Шевченко, Кирилл Зданевич и Морис Фаббри. Их целью была современная живопись, которая была бы по-настоящему русской, а не та, которая опиралась на европейские достижения сезаннизма, фовизма, орфизма и кубизма, что, по их мнению, было характерно для художников

Н. С. Гончарова. Крестьяне, собирающие яблоки. 1911

«Бубнового валета». Окончательный раскол между этими двумя группами был объявлен осенью 1911 года, хотя художники обеих групп продолжали выставляться вместе на выставках «Мира искусства».

В декабре 1911 — январе 1912 члены группы участвовали в 3-й выставке «Союза молодежи» в Петербурге, а затем организовали собственную выставку, которая состоялась 11 марта — 8 апреля 1912 в новом выставочном зале МУЖВЗ. Участники выставки: Ю. П. Анисимов, В. С. Барт, С. П. Бобров, H. С. Гончарова, К. С. Малевич, А. А. Моргунов, H. Е. Роговин, Е. Я. Сагайдачный, И., А. Скуйе, В. Е. Татлин, А. В. Фонвизин, М. 3. Шагал, А. В. Шевченко, А. С. Ястржембский; самостоятельный раздел выставки составили приглашенные члены «Союза молодежи»: В. Д. Бубнова, К. В. Дыдышко, П. И. Львов, В. И. Марков (Матвей), С. А. Нагубников, П. Д. Потипака, О. В. Розанова, Э. К. Спандиков, П. Н. Филонов, И. С. Школьник и др.

Центральное место на выставке занимали работы H. С. Гончаровой (более 50 номеров), в том числе картины, посвященные крестьянской теме («Беление холста», «Покос», «Крестьяне, собирающие яблоки» и др.), а

М. Ф. Ларионов. Весна. Времена года. (Новый примитив). 1912

также цикл «Четыре евангелиста», выполненный наподобие иконостаса, и лубочные изображения святых, показ которых на выставке с эпатажным названием цензура сочла кощунственным. М. Ф. Ларионов выставил серию «солдатских» картин: «Отдыхающий солдат», «Развод караула», «Утро в казарме» и др. С жанровыми картинами выступил К. С. Малевич («Похороны крестьянина», «Работа на мельнице», «Человек с мешком» и др.) и большинство других участников выставки.

Обращение к крестьянской и солдатской тематике, к городскому фольклору, к таким формам народного искусства как лубок или вывеска, составляло основу эстетической программы «Ослиного хвоста» и выражало общую тенденцию развития русского художественного авангарда.

Выставку посетило 8 тысяч человек; было продано 14 работ на сумму более

К. Зданевич. Тифлис. 1910-е

10 тысяч рублей. Вместе с тем, в обширной газетной критике преобладала ироническая интонация, осуждение «грубой» сюжетики и «неряшливого» живописного стиля, характерного для ларионовской группы. Так, М. Волошин писал: «Дерзания Ослиных хвостов главным образом литературные, и скорее их можно оценить при чтении каталога, чем при взгляде на картины. (…) В действительности же видишь живопись широкую, этюдную, часто талантливую, тенденциозно неряшливую, всегда случайную и долженствующую скрывать в себе насмешку над зрителем. Кроме того у всех участников О. X. наблюдается особое пристрастие к изображениям солдатской жизни, лагерей, парикмахеров, проституток и мозольных операторов».

В.Бурлюк. Пейзаж. 1912

В течение 1912 велись переговоры о вступлении «Ослиного хвоста» в «Союз молодежи» в качестве его московского филиала, а также о созыве объединенного собрания группы «Ослиный хвост», обществ «Союз молодежи» и «Бубновый валет» с целью выработки совместной программы. Однако принципиальные эстетические расхождения Ларионова с другими новаторскими группировками привели, в конечном счете, к полному разрыву с ними.

В апреле 1913 года Казимир Малевич привёз выставку под названием «Ослиный хвост» в Курск. Выставка прошла в здании 2-ой Курской женской гимназии на улице

А. Моргунов. Композиция с буквой Ю. Середина 1910-х

Московской. По-видимому, каталога выставки не было. Критический репортаж о ней опубликован в харьковской газете «Южный край» за 23 апреля 1913 года.

В марте—апреле 1913 группа Ларионова (за исключением Моргунова и Татлина, перешедших в «Союз молодежи») провела выставку «Мишень», которая стала завершающим этапом на пути продвижения к абстрактному искусству — «лучизму».

На своих выставках «Ослиные хвосты» показывали не только собственные работы, но и произведения детей, «творчество» московских маляров, замечательные вывески тифлисского примитивиста живописца Нико Пиросманишвили, которого они открыли для художественной общественности. В экспозициях также участвовали В. Д. Бубнова и Волдемар Матвейс.

К 1913 г. объединение «Ослиный хвост» фактически распалось.

1 вариант 2 вариант
1. Живопись бывает: (А) 3 видов (В) 4 видов (С) 2 видов 1. Гравюра – это сложный вид… (А) графики (В) скульптуры (С) живописи
2. Гравюра, выполненная на цинке, называется… (А) ксилография (В) офорт (С) линогравюра К монументальной живописи относится: (А) фреска (В) офорт (С) барельеф
3. Изображение на окне из разноцветных кусочков стекла, укрепленных на металлическом каркасе: (А) витраж (В) фреска (С) мозаика 3.Рельеф, выступающий над плоскостью меньше половины, называется… (А) барельеф (В) горельеф (С) ордер
4. Батальный жанр это изображение: (А) повседневной жизни (В) животного (С) поля сражения 4.Гравюра, выполненная на камне, называется: (А) офорт (В) линогравюра (С) литография
5. Автором термина «суровый стиль» стал: (А) В. Каменский (Б) К.Петров-Водкин (В) А. Дейнека 5. Здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге относится к стилю: (А) позднего классицизма (Б) барокко (В) рококо
6. Архитектура европейского модерна формировалась под воздействием идей: (А) символизма (Б) просвещения (В) романтизма 6. Архитектура конца XX века ... • стремится уйти: (А) от украшательства и однообразия. (Б) от строгости и симметричности. (В) от плавности линий и динамики
7. Выразительные средства графики: (А) линия. (Б) пятно (В) светотень. 7. Что означает иерархия жанров? (А) Главенство и подчиненность жанров (Б)Отсутствие взаимосвязи между жанрами (В) Поступательность развития
8. Что такое композиция? (А). Сочинение, составление (Б). Макет (В). Рисунок 8. Симметрия – это… А. Композиционная идентичность Б. Гармония в композиции В. Единица измерения
9. пропорции – это … (А). Выделенная деталь (Б). Равновесие отношений (В). Смешение цветов 9. Метрический ряд вырaжaет: (А). хаотичную структуру (Б). закономерное повторение одинаковых элементов (В). покой и равновесие
10. Доминанта это: (А). рисунки образцов природы; (Б). транcформация изображения; (В). преобладание в композиции 10. Тектоника в композиции это: (А). закономерности физических и конструктивных свойств; (Б). определённая толщина букв; (В). орнаментальное заполнение плоскости
11. Контраст: (А). сорaзмерность; (Б). резкое отличие элементов; (В). насечка; 11. Масштаб это: А. отношение двух линейных размеров; Б. трансформация изображения в знаковой форме; В. фактура предмета;
12. Объёмно-пространственная композиция: (А). графический акцент на плоскости; (Б). переход от светлого тонa к тёмному; (В). композиция с равным значением трёх измерений объёма; 12. Глубинно-пространственная композиция: А. расположение объёмов в пространстве; Б. соразмерность композиционных форм; В. повторение и чтение формы и плоскости
13. Хроматические цвета это: А. насыщенность; Б. чистые цвета спектра; В. смешение цветов; 13. Ахроматичeскиe цвeта: А. переход от белого к чёрному цвету и их cмешение; Б. светлота; В. яркий художественный образ;
14. Оптические иллюзии: А. эффект объёма элементов на плоскости; Б. техника живописи; В. стиль в архитектуре; 14. Первым правилом архитектора при проектировании любого сооружения является: А. соблюдение симметрии Б. соблюдение масштаба В. соблюдение пропорции
15. Какое геометрическое тело используется в качестве колонн в зданиях? А. Цилиндр Б. Квадрат В. Ромб 15. Какое геометрическое тело используется в качестве куполов зданий А. конус Б. пирамида В. полусфера или просто часть сферы, ограниченная плоскостью
16. Элементы геометрических тел: А. катет, гипотенуза, сторона Б. грань, ребро, вершина, основание, боковая поверхность В. угол, биссектриса, отрезок 16. Лекало – это А. приспособление для вычерчивания линий различной кривизны Б. приспособление для вычерчивания прямых линий В. приспособление для «отмывки» Г. насадка на циркуль
17. Рапидограф - это А. инструмент для подточки карандашей Б. ручка с фетровым стержнем и цветными чернилами В. инструмент, используемый при изготовлении макетов Г. самопишущая ручка трубчато-игольчатым оголовником для работы тушью 17. Инструменты, используемые в макетировании А. круглые кисти, палитра, тушь, акварельная бумага Б. гвозди, молоток, рубанок, плоскогубцы В. картон, бумага, резак, ножницы, клей Г. карандаш, линейка, циркуль, резинка, рапидограф, рейсфедер, бумага
18. Для того чтобы грани макета многогранника были ровными, без надломов, необходимо А по линиям сгиба сделать надрезы Б. по линиям сгиба сделать заломы В. по линиям сгиба сделать припуски Г. по линиям сгиба сделать сквозные прорези 18. Фасад архитектурного сооружения - это А. объемная композиция Б. пространственная композиция В. фронтальная композиция Г. глубинная композиция
19. Круглую скульптуру первобытные люди делали из … (А) мягких пород камня (В) твердых пород камня (С) мрамора. 19. Частая смена образцов и форм - это (А) мода (В) одежда (С) костюм
20. Древние египтяне… (А) верили в загробную жизнь (В) верили в бога (С) ничему и никому не верили. 20. Дома бедняков в Древнем Египте строили из: (А) соломы (В) камня (С) тростника и глины
21. Наиболее грандиозная пирамида Древнего Египта: (А) Хеопса (В) Хефрена (С) Микерина 21. К самым значительным произведениям древнеегипетского искусства относят: (А) скульптуры Нефертити (В) портреты Рахотепа (С) скульптуру Хефрена
22. Фронтальная композиция – это композиция, в которой: А. элементы и части композиции располагаются по отношению к зрителю по двум координатам - ширине и высоте. Б. элементы композиции развиты по глубинной координате В. элементы композиции развиваются только по высоте Г. элементы композиции развиты по всем трем координатам 22. Назовите элементы объемно-пространственной композиции А. геометрическая форма, величина, пространство Б. плоскость, объем, пространство В. фактура, геометрический вид, массивность Г. линия, точка, плоскость
23. Символом величайшего расцвета древнегреческой классики становится: (А) ансамбль Афинского Акрополя (В) Пракситель «Артемида» (С) барельеф «Битва амазонок» 23. Временем наивысшего подъёма древнегреческого искусства считается: (А) эпоха классики (В) эллинизм (С) архитектура в стиле рококо
24. Храм во имя всех богов: (А) Пантеон (В) Парфенон (С) Эрехтейон 24. .Ника Самофрокийская, Афродита Милосская, Лаокоон эти прославленные статуи принадлежат к: (А) греческой классике (В) эллинизму (С) романскому стилю
25. Арена Колизея имела форму: (А) круга (В) овала (С) прямоугольника 25. Для первого этажа Колизея были использованы колонны с капителью: (А) ионического ордера (В) тосканского ордера (С) коринфского ордера
26. В плане архитектуры римлянами было придумано: (А) арка (В) диптер (С) храм 26. Новый тип здания Древнего Рима… (А) базилика (В) храм (С) форум
27. В Древнем Риме ордер играл роль: (А) конструктивную (В) декоративную (С) опорную 27. Площадь в Древнем Риме называлась: (А) форум (В) атриум (С) базилика
28. Парадным цветом в Древнем Риме считался… (А) белый (В) пурпурный (С) коричневый 28. В переводе с латинского слово «Колизей» означает: (А) всемогущий (В) колоссальный (С) божественный
   
29. Формирование византийской культуры поисходит под влиянием новой религии: (А) буддизма (В) христианства (С) ислама 29. Длинное, прямоугольное пространство, отделенное от общего пространства храма рядами колонн: (А) пилон (В) неф (С) атриум
30. На стенах храма Святой Софии в Константинополе была выполнена: (А) фреска (В) мозаика (С) витраж 30. Живопись выполненная в Византийских храмах: (А) монументальная (В) станковая (С) батальная
31.Архитектура раннего средневековья: (А) церковь (В) храм (С) замок 31. Основополагающая роль в развитии средневековой архитектуры принадлежит: (А) Германии (В) Франции (С) Испании
32. Главной заботой романских строителей являлась: (А) прочность здания (В) фасад здания (С) интерьер здания 32. Соборный комплекс и падающая башня в Пизе – произведение стиля: (А) романского (В) готического (С) византийского
   
   
33. Знаменитая картина Сандро Боттичелли, написанная для украшения виллы Медичи: (А) «Весна» (В) «Зима» (С) «Осень» 33. Одна из самых пленительных созданий мировой живописи картина Боттичелли: (А) «Рождение Венеры» (В) «Весна» (С) «Покинутая»
34. Творчество Сандро Боттичелли относится к: (А) раннему Возрождению (В) Высокому Возрождению (С) позднему Возрождению 34. В картине Боттичелли «Весна» чувствуется свойственный его искусству оттенок: (А) радости (В) разочарования (С) грусти
   
35.К какому виду искусства относится архитектура А. декоративно-прикладное Б. изобразительное В. пространственно-пластическое Г. Музыка 35. Какие три цвета являются основными А. оранжевый, зеленый, фиолетовый Б. черный, белый, красный В. красный, желтый, синий Г. пурпурный, синий, зеленый
   
36. «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи относится к: (А) историческому жанру (В) библейскому жанру (С) батальному жанру 36. Картина «Мадонна в скалах» принадлежит художнику: (А) Леонардо до Винчи (В) Рафаэлю Санти (С) Сандро Боттичелли
37. Леонардо да Винчи писал картину «Мадонна с цветком»: (А) темперой (В) маслом (С) акрилом 37. Портрет Леонардо да Винчи «Мона Лиза» был написан в: (А) Китае (В) Милане (С) Флоренции
38. Отец Леонардо да Винчи отдал сына, заметив у него необычайные способности, в мастерскую живописца и скульптора: (А) Сандро Боттичелли (В) Андреа Верроккьо (С) Рафаэля Санти 38. Картина Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» относится к: (А) монументальной живописи (В) станковой живописи (С) анималистическому жанру
   
39. Лучшее произведение раннего периода творчества Рафаэля Санти: (А) «Обручение Марии» (В) «Мадонна Конестабиле» (С) «Дона Велата» 39. На картине «Сикстинская Мадонна», Рафаэля Санти слева изображен: (А) Сикст IV (В) Варвара (С) ангелочки
40. Какой способ склеивания используют для выставочных макетов? А. внахлест Б. стык в стык В. соединение с ―клапанами Г. соединение с ―язычками 40. Какой способ склеивания используют для рабочих макетов? А. сминание Б. стык в стык В. внахлест Г. Сложный
41. Под ритмом понимают … А. Графическуие элементы Б. Течение, движение В. Акцент элементов 41. Пропорциональность характеризует: А. верно найденную соразмерность; Б. дисгармония; В. свойство цвета
42. Самое грандиозное произведение Микеланджело Буонаротти монументальной живописи Высокого Возрождения - роспись потолка Сикстинской капеллы в: (А) Ватикане (В) Флоренции (С) Греции 42. Самое известное произведение Микеланджело Буонаротти римского периода- (А) «Пьета» (В) «Скованный раб» (С) «Утро»
43. Логотип в графическом дизайне - это: (А) любой графический товарный знак; (Б) рекламный девиз (слоган); (В) словесный товарный знак. 43. Художественную систему супрематизма создал: а) Пит Мондриан; б) Эль Лисицкий; в) Казимир Малевич; г) Геррит Ритвелд.
   

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!