ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ЦИТАТ из поэмы на диктофон:

Дисциплина: Родная (русская) литература. Преподаватель: Наталья Андреевна Тынчук

Дата занятия: 03.12.2021 (третья пара по расписанию).

Цель урока: формирование культуры читательского восприятия и достижение читательской самостоятельности обучающихся, основанных на навыках интерпретации литературного текста.

 

Тема урока: Венедикт Ерофеев «Москва – Петушки».

Задание для самостоятельного выполнения:

1. Посмотреть видеоурок с подробным анализом поэмы (перейдите для просмотра по активной ссылке: https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=lKECdko4LN4&feature=emb_logo

Объем видеоролика – 30 минут

2. Прочитайте статью о постмодернизме (Приложение 1)

3. Выразительно прочитайте (соблюдая паузы между цитатами) на диктофон и перешлите мне голосовым сообщением (личным сообщением) ВК или Вацапе (89042330341) понравившиеся вам цитаты объёмом не менее одной минуты и не более 3 минут. (Приложение 2)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЧТЕНИЯ ТЕКСТА ВСЛУХ: интонация соответствует пунктуационному оформлению текста (соблюдены паузы), темп чтения соответствует коммуникативной задаче, нет неточностей (ошибок) при чтении – оценка 5; интонация соответствует пунктуационному оформлению текста (соблюдены паузы), темп чтения соответствует коммуникативной задаче, допущены 1, 2 неточности (ошибок) при чтении – оценка 4; интонация соответствует пунктуационному оформлению текста (соблюдены паузы), темп чтения соответствует коммуникативной задаче, допущено более 2 неточностей (ошибок) при чтении – оценка 3.

Приложение 1.

       Постмодернизм (вторая половина 20 века) – это вневременные тексты, в которых некто (не автор!) играет в ни к чему не обязывающие и ничего не значащие игры, используя принадлежащие другим коды, не ищет и не утверждает никаких истин.

       Постмодернизм - противостояние официальной культуре. Это кризис метафизического мышления, распад картины мира. Искусство постмодернизма – это не только игра, изобретающая игру, но и попытка преодолеть катастрофическую разобщенность человека и мира.

       Москва – Петушки — это произведение о путешествии к концу, к апокалипсису.

       Прежде всего, в его понимании, у него есть две цели. Одна — его возлюбленная, живущая в Петушках, где «солнце не заходит и сирень не отцветает», а вторая — младенец.

       Обе этих цели глубоко встроены в культуру и имеют сложный религиозный и культурный подтекст. Про младенца, который знает одну только букву «ю», мы сразу что-то понимаем. В русской языковой культуре этот образ имеет четкую привязку.

       Многие обращают пристальное внимание на какую-то странную, противоестественную эротичность истории с белоглазой красавицей, алкогольной любовью Ерофеева. Она эротичная, но в то же время стерильная. В чем тут дело? В том, что герой заливает вином либидо? Совсем нет.

       Где в культуре встречается образ белоглазой женщины? То, что Ерофеев читал Коран и знал, что такая книга существует, — факт. В нем есть известное упоминание о том, что праведников на том свете ждут некие «белоглазые». Обычно с арабского это переводят как «прекрасные гурии», но главная черта их — светлые глаза.

Удивительным образом эта эротическая героиня Ерофеева и эти эротические образы в Коране коррелируют, не напрямую. Между ними есть очень тонкая связь, потому что Коран — эсхатологическая книга.

       Цель путешествия — эсхатологическое путешествие. Оно не имеет конца, герой не доезжает до цели, в Покрове он понимает, что едет в обратную сторону. Это некая поворотная точка.

       Есть и другие, из чего создан ерофеевский язык, почему он вызывает такое странное ощущение узнавания и некоего диссонанса. Оказалось, что в нем сосуществуют три уровня. Первый — это интимный монолог героя-интеллигента; второй — библейские, евангельские цитаты как на русском, так и на церковнославянском (и эти славянизмы играют разную роль). Третий уровень — это советский новояз: «все просвещенное человечество», «миролюбивая политика».

       Все эти формы практически без стыка встроены в исповедальную прозу, что оставляет абсолютно фантасмагорическое впечатление. Такую стилистическую конструкцию Ерофеев использует, чтобы описать последнее путешествие к пределу, к концу.

Апокалипсис

       Венечка не ассоциируется с образом русского алкоголика, желающего умереть. Скорее он говорит о восхождении, а не о нисхождении, но куда? Сам Ерофеев дал ключ к пониманию этого, когда написал свою последнюю большую пьесу из серии Drei Nachte — «Три ночи» (первая и вторая не были дописаны, он закончил только третью, «Вальпургиева ночь, или Шаги Командора»). В пятом ее действии Алеха, умирающий от того, что выпил метилового спирта, поет песню.

 

Приложение 2.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ЦИТАТ из поэмы на диктофон:

· Я согласился бы жить на земле целую вечность, если бы мне прежде показали уголок, где не всегда есть место подвигу.

· Надо чтить потемки чужой души, надо смотреть в них, пусть даже там и нет ничего, пусть там дрянь одна — все равно: смотри и чти, смотри и не плюй...

· У каждого свой вкус — один любит распускать сопли, другой утирать, третий размазывать.

· Наше завтра светлее, чем наше вчера и наше сегодня. Но кто поручится, что наше послезавтра не будет хуже нашего позавчера?

· Если человек умен и скучен, он не опустится до легкомыслия. А если он легкомысленен да умен — он скучным быть себе не позволит.

· Все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян.

· Совесть и вкус – это уже так много, что мозги становятся прямо излишними.

· Да и зачем тебе ум, если у тебя есть совесть и сверх того еще вкус? Совесть и вкус – это уже так много, что мозги становятся прямо излишними.

· Надо привыкнуть смело, в глаза людям, говорить о своих достоинствах. Кому же, как не нам самим, знать, до какой степени мы хороши?

· Истину ведь вообще нельзя получить из вторых рук.

· Нет, честное слово, я презираю поколение, идущее вслед за нами. Оно внушает мне отвращение и ужас. Максим Горький песен о них не споет, нечего и думать. Я не говорю, что мы в их годы волокли с собою целый груз святынь. Боже упаси! – святынь у нас было совсем чуть-чуть, но зато сколько вещей, на которые нам было не наплевать. А вот им – на все наплевать.

· «Всеобщее малодушие» – да ведь это спасение от всех бед, это панацея, это предикат величайшего совершенства!

· Мы начисто лишены всякой свободы воли, мы во власти произвола, которому нет имени и спасения от которого – тоже нет.

· Ну вот, например, одуванчик. Он все колышется и облетает от ветра, и грустно на него глядеть… Вот и я: разве я не облетаю? разве не противно глядеть, как я целыми днями все облетаю да облетаю?..

· И сказать почему? Потому что я болен душой, но не подаю и вида. Потому что с тех пор, как помню себя, я только и делаю, что симулирую душевное здоровье, каждый миг, и на это расходую все (все без остатка) и умственные, и физические, и какие угодно силы. Вот оттого и скушен… Все, о чем вы говорите, все, что повседневно вас занимает, – мне бесконечно посторонне.

· Ты бегал в лесу этим летом, да?.. И, наверно, помнишь, какие там сосны?.. Вот и я, как сосна… Она такая длинная-длинная и одинокая-одинокая-одинокая, вот и я тоже…

· Я кое-как пригладил волосы и вернулся в вагон. Публика посмотрела в меня почти безучастно, круглыми и как будто ничем не занятыми глазами...

· Мне это нравится. Мне нравится, что у народа моей страны глаза такие пустые и выпуклые. Они постоянно навыкате, но никакого напряжения в них. Полное отсутствие всякого смысла - но зато какая мощь! (Какая духовная мощь!) Эти глаза не продадут. Ничего не продадут и ничего не купят.

· И если я когда-нибудь умру - а я очень скоро умру, я знаю - умру, так и не приняв этого мира, постигнув его вблизи и издали, снаружи и изнутри, но не приняв, - умру и он меня спросит: "хорошо ли тебе было ТАМ? Плохо ли тебе было?" - я буду молчать, опущу глаза и буду молчать, и эта немота знакома всем, кто знает исход многодневного и тяжёлого похмелья. Ибо жизнь человеческая не есть ли минутное окосение души? И затмение души тоже?

· Петушки - это место, где не умолкают птицы, ни днём, ни ночью, где ни зимой, ни летом не отцветает жасмин. Первородный грех - может, он и был - там никого не тяготит. Там даже у тех, кто не просыхает по неделям, взгляд бездонен и ясен...

· Надо чтить, повторяю, потёмки чужой души, надо смотреть в них, пусть даже там и нет ничего, пусть там дрянь одна - всё равно: смотри и чти, смотри и не плюй...

· Я не знал, что есть на свете такая боль, и скрючился от муки, густая, красная буква "ю" распласталась у меня в глазах и задрожала. И с тех пор я не приходил в сознание, и никогда не приду.

 


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 25; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!