Белорусская модель социально-экономического развития и цивилизационный выбор Беларуси в глобализирующемся мире.



Модель социально-экономического развития – это совокупность принципов, целей, требований, предъявляемых к системе хозяйства и к социальной сфере общества, к его социальной и институциональной структуре, к эффективности функционирования властно-управленческой организации, к качеству жизни населения.

Формирование современной модели социально-экономического развития в Беларуси проходило в начале 90-х гг. XX в. Беларусь претерпела серьезные потрясения, вызванные распадом Советского Союза. Будучи одной из самых развитых республик СССР, она развивалась как составная часть его народнохозяйственного комплекса, завися от него как по источникам питания, так и по рынкам сбыта готовой продукции.

Белорусская модель социально-экономического представляет собой социально ориентированную многоукладную рыночную экономику. Она сохраняет в себе традиционные принципы рыночной экономики и такие характерные для белорусского народа черты, как государственный патернализм, коллективизм. Данная модель учитывает ресурсный потенциал страны, также геополитические, экологические, социальные, демографические особенности республики.

Впервые характерные черты белорусской модели социально-экономического развития были выделены Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на итоговом заседании постоянно действующего семинара руководящих работников республиканских и местных органов 22 марта 2002 года.

 

Тема 8. Философия культуры. Философия и ценностные приоритеты в культуре ХХI в.

Вопросы для изучения темы.

1. Понятие культуры. Философия культуры и культурология. Основные парадигмы философского анализа культуры.

2. Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Понятие диалога культур в современном мире.

3. Культура и духовная жизнь общества. Мораль как форма нормативной регуляции поведения человека.

4. Искусство и специфика эстетического отношения человека к миру.

5. Религия как форма духовного освоения реальности.

6. Новейшие тенденции в социокультурном развитии мирового сообщества и формы их философского осмысления.

7. Философия и ценностные приоритеты в культуре ХХI в. Методология глобального эволюционизма и формирование синергетического стиля мышления. Типы рациональности в культуре XXI века.

8. Коммуникативная парадигма в современной философии. Этика коммуникации и социальные инициативы в трансформирующихся обществах. Феминистский поворот в культуре и философии.

9. Философия и инновационная цивилизация XXI века. Становление цифровой экономики и виртуальных стилей жизни.

10. Философия и экологические императивы современной цивилизации. Человек и природа в ракурсе экологической философии. Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики.

 

Понятие культуры. Философия культуры и культурология. Основные парадигмы философского анализа культуры.

Термин культура (от лат. сultura– возделывание) отражает степень освоения природы, условия жизни человека и общества, единство материальных и культурных ценностей.

Основные парадигмы современной философии культуры.

Аксиологический подход, для которого характерно толкование культуры как совокупности всех ценностей, созданных человечеством. Аксиология изучает механизмы порождения и культурно исторические тенденции динамики ценностей, многообразие конкретных форм их присутствия в различных областях социальной практики. Другой аспект аксиологической трактовки культуры связан с интерпретацией культуры как регулятивнонормативной области человеческой жизнедеятельности.

M. Вебер подвергнул анализу ценностно-нормативное содержание и смысл таких феноменов как религия, труд, политика, мораль, культура в их сопряженности между собой.

В функционалистской концепции основной абсолютной ценностью становится выживаниеобщества, все прочие культурные ценности – лишь инструменты для ее осуществления. Школа структурно-функционального анализа (Парсонс) провозглашает необходимым условием сохранения любой социальной системы наличие разделяемых всеми ценностей, выражающих общее априорное признание и тем самым обеспечивающих социальную стабильность. Без ценностей «жизнь общества была бы невозможна; функционирование социальной системы не могло бы сохранять направленность на достижение групповых целей; индивиды не получали бы от других то, что им нужно; они бы не чувствовали в себе необходимую меру порядка и общности целей.

Психоаналитический подход исследования культуры ориентирован на изучение психологических оснований индивидуального и коллективного культуротворчества.

Одной из форм приложения психоаналитического подхода к анализу коллективного сознания и глубинныхоснований культурных процессов является теория «коллективного бессознательного» Карла Густава Юнга. Формирование архетипов происходит стихийно, в процессе систематизации культурного опыта крупных исторических общностей. Этнические архетипы выражают и закрепляют базисные черты этноса как культурной целостности. В каждой национальной культуре можно выделить набор ключевых этнокультурных архетипов, существенно определяющих особенности мировоззрения, психологического склада, культуры и исторической судьбы народа. По отношению к сознательной деятельности человека архетипические образы служат неявным фундаментом как набор скрытых психологических мотиваций конкретного действия.

В основе культуротворчества, во всех его формах – от мифологии до рекламы и политических технологий, согласно Юнгу, лежит коллективное стремление человечества найти максимально точное воплощение архетипических образов.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 419; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!