Предмет философии и его историческая динамика.



Философия существовала не всегда. Она возникла на социальном переломе, обусловленном переходом от варварства к цивилизации, когда произошло общественное разделение труда, утвердилась моногамная семья, появились неравенство и сложилось государство.

Существуют три источника философии: мифологическое мировоззрение, научное знание и обыденное знание. Совокупность развитой мифологии и начала наук (математики, физики, астрономии, медицины) составляют ее духовные предпосылки. Философия возникает как разрешение противоречия между мифологической картиной мира, построенной по законам воображения и новым знанием, мышлением.

На протяжении всей истории философия рассматривает и решает следующие проблемы:

ü объект и предмет философии (объектом философии является мир как единое целое; предметом философии являются законы, свойства и формы бытия, действующие во всех областях материального и духовного мира).Философские вопросы: есть ли неизменное первоначало мира или он пребывает в вечном становлении? Конечен мир или бесконечен, един или множественен? Что такое пространство и время? Мир  –хаос или в нём существует закономерность и порядок?

ü первоосновы мира (проблема материальной и духовной, идеальной первоосновы мира). Вопрос об отношении мышления к бытию – основной вопрос философии. Создан ли мир Богом или он существует от века? Как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? Существует ли истинное бытие или истина – это качество человеческого знания?

Что первично: мышление или бытие? познаваем ли мир?

Материалисты исходят из первичности бытия, материи. Они обосновывают вечность и несотворенность природы, независимость ее существования от сознания. А сам человек предстает как часть и продукт природы, особая форма бытия материи. Мышление человека вторично, оно обусловлено материей и взаимодействует с ней.

Идеалистысчитают первичным дух, сознание. Те из них, кто полагает, что сознание существует до и вне природы, независимо от нее, называются объективными идеалистами (Платон, Гегель). В их представлении природа и сам человек творятся Мировым разумом, Богом, волей, идеей. Субъективные идеалисты ((Беркли, Юм и др.) не допускают какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания.

Предметную область философии обозначил И. Кант.

1.Что я могу знать? (вопрос о том, что может знать человек, каковы пределы (границы) его разума, как ему распорядиться своим знанием?).

2.Что я должен делать? (вопрос о том, чего не должен делать человек ни при каких условиях и если суть человека в его деяниях, то главное масштаб или смысл деятельности?)

3. На что я смею надеяться?(может ли человек надеяться насобственный труд, разум, волю, поддержку людей или лучше надеяться на Бога, внеземные цивилизации и т.д., тем более, что исход многих человеческих начинаний весьма неопределёнен?).

4.Что такое человек?(уникальное создание Вселенной или ошибка природы, обречённая на гибель?).

Основные проблемы философии:

·  проблема мира (объекта), его первоосновы: что первично? материальное или духовное?

·  проблема человека (субъекта): что такое человек?

·  проблема отношения человека к миру: познаваем ли мир?

6.Структура философского знания, специфика философского мышления.

Онтология(греч. ontos– сущее, logos – учение) – философия бытия, учение о фундаментальных принципах существования природы, общества, человека. Онтология включает в себя такие вопросы, как происхождение мира, его универсальные связи, основные характеристики и законы.

Гносеология(греч. Gnosis – знание, logos – учение) – теория познания, раздел философии, занимающийся исследованиями, критикой и теориями познания. Гносеология рассматривает процесс познания с точки отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания.

Философская антропология– философское учение о человеке, его сущности, цели и смысле жизни. На рубеже XX–XXIвв. проблема человека становится центральной в философском знании.

Социальная философия–это раздел философии, включающий рассмотрение качественного своеобразия общества, его целей или общественных идеалов, генезиса и развития (социальной истории), судеб и перспектив общественного развития.

Праксиология – общая теория деятельности, раздел философии, предметом которого является исследование деятельностной сущности человека. Праксиология представляет собой теоретическое рассмотрение проблем человека как субъекта общественных и социальных изменений.

Аксиология– философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни, это раздел философского знания об основных (универсальных) ценностях (целях и идеалах) человеческого бытия, таких как Жизнь, Добро, Справедливость, Истина.


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 219; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!