IV. Разнообразие функций пейзажа в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

ХОД УРОКА

I. Постановка цели урока.

И.С.Тургенев говорил: “Человека не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей: он сын её!..” Эту связь с природой - “тысячью неразрывных нитей” - мы ощущаем постоянно на протяжении всей жизни: она и в смене времён года, и в строгой последовательности периодов человеческой жизни: детства, юности, зрелости, старости, и во влиянии на физическое и психическое состояние человека, и в экологической обстановке, так грозно заявившей о себе в последнее время. Природу мы ощущаем и в особой гармонии музыкальных звуков, и в неповторимом колорите живописных полотен, и в лирических описаниях художников слова. Но не всегда мы, к сожалению, способны понять её, раскрыть свою душу навстречу её величию и красоте.

II. Повторение понятия о пейзаже.

1. Как называется изображение картин природы в живописи, литературе?
Пейзаж (франц. paysage, от pays - страна, местность) - изображение картин природы, выполняющее в художественном произведении различные функции.

III. Функции пейзажа в литературе.

1. Работа с таблицей:

Пейзаж в литературном произведении:
1) способствует созданию образа лирического героя; 2) служит одним из средств создания местного колорита; 3) выступает фоном, связанным с местом и временем действия; 4) является формой психологической характеристики, подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей; 5) является источником философских рассуждений писателя; 6) является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются; 7) служит средством характеристики социальных условий жизни; 8) может приобретать символическое значение.

2. Словарная работа (параллельно с работой по таблице):

Психология - психика, особенности характера, душевный склад.
Философия - наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.
Социальный - относящийся к обществу, связанный с жизнью, отношениями людей в обществе.

Работа по карточкам.

Задание: определить, какую функцию выполняет данное описание пейзажа в художественном произведении. В рабочей тетради проставить цифры от 1 до 8 и рядом поставить цифру из таблицы, соответствующую описанию пейзажа. Например 1.- 2

Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой;   В прохладе меж двумя холмами Таился монастырь святой. Чинар и тополей рядами Он окружён был - и порой, Когда ложилась ночь в ущелье, Сквозь них мелькала, в окнах кельи, Лампада грешницы младой. Кругом, в тени дерев миндальных, Где ряд стоит крестов печальных, Безмолвных сторожей гробниц, Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришёл я снова, Что душа всё так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, - но только песня зреет. А. Фет Спевались хоры лёгких птиц. По камням прыгали, шумели Ключи студёною волной, И под нависшею скалой, Сливаясь дружески в ущелье, Катились дальше, меж кустов, Покрытых инеем цветов. М.Ю.Лермонтов. “Демон”

 ...Не могу сказать, сколько я времени проспал, но когда я открыл глаза - вся внутренность леса была наполнена солнцем и во все направленья, сквозь радостно шумевшую листву, сквозило и как бы искрилось ярко-голубое небо; облака скрылись, разогнанные взыгравшим ветром; погода расчистилась и в воздухе чувствовалась та особенная, сухая свежесть, которая, наполняя сердце каким-то бодрым ощущеньем, почти всегда предсказывает мирный и ясный вечер после ненастного дня. Я собрался было встать и снова попытать счастья, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе. Я вгляделся: то была молодая крестьянская девушка. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив обе руки на колени; на одной из них, до половины раскрытой, лежал густой пучок полевых цветов и при каждом её дыханье тихо скользил на клетчатую юбку.

И.С.Тургенев. “Свидание”.

...Между тем Владимир углублялся в чащу дерев, движением и усталостию стараясь заглушить душевную скорбь. Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал. Наконец достигнул он маленькой лощины, со всех сторон окружённой лесом; ручеёк извивался молча около деревьев, полуобнажённых осенью. Владимир остановился, сел на холодный дёрн, и мысли одна другой мрачнее стеснились в душе его... Сильно чувствовал он своё одиночество. Будущее для него являлось покрытым грозными тучами. Вражда с Троекуровым предвещала ему новые несчастия. Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки; в таком случае нищета ожидала его. Долго сидел он неподвижно на том же месте, взирая на тихое течение ручья, уносящего несколько поблёклых листьев и живо представляющего ему верное подобие жизни - подобие столь обыкновенное. Наконец заметил он, что начало смеркаться; он встал и пошёл искать дороги домой, но ещё долго блуждал по незнакомому лесу, пока не попал на тропинку, которая и привела его прямо к воротам его дома.

А.С.Пушкин. “Дубровский”.

Тихо было всё на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка набегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; с трудом пять худых кляч тащили наши повозки по извилистой дороге на Гуд-гору; мы шли пешком сзади, подкладывая камни под колёса, когда лошади выбивались из сил; казалось, дорога вела на небо, потому что, сколько глаз мог разглядеть, она всё поднималась и наконец пропадала в облаке, которое ещё с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что было больно дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром: чувство детское, не спорю, но, удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; всё приобретённое отпадает от души, и она делается вновь такою, какой была некогда и, верно, будет когда-нибудь опять.

М.Ю.Лермонтов. “Герой нашего времени”.

 ЛЕТНИЙ ВЕЧЕР Уж солнца раскалённый шар С главы своей земля скатила, И мирный вечера пожар Волна морская поглотила. Уж звёзды светлые взошли И тяготеющий над нами Небесный свод приподняли Своими влажными главами. Река воздушная полней Течёт меж небом и землёю, Грудь дышит легче и вольней, Освобождённая от зною. И сладкий трепет, как струя, По жилам пробежал природы, Как бы горячих ног ея Коснулись ключевые воды... Ф.И.Тютчев.

. ...он не заметил, как въехал в средину обширного села со множеством изб и улиц. Скоро, однако же, дал заметить ему это препорядочный толчок, произведённый бревенчатою мостовою, пред которой городская каменная была ничто. Эти брёвна, как фортепьянные клавиши, подымались то вверх, то вниз, и необерёгшийся ездок приобретал или шишку на затылок, или синее пятно на лоб, или же случалось своими собственными зубами откусить пребольно хвостик собственного же языка. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбр. Кажется, сами хозяева снесли с них драньё и тёс, рассуждая, и, конечно, справедливо, что в дождь избы не кроют, а в вёдро и сама не каплет, бабиться же в ней незачем, когда есть простор и в кабаке, и на большой дороге, - словом, где хочешь. Окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном; балкончики под крышами с перилами, неизвестно для каких причин делаемые в русских избах, покосились и почернели даже не живописно. Из-за изб тянулись во многих местах рядами огромные клади хлеба, застоявшиеся, как видно, долго; цветом походили они на старый, плохо выжженный кирпич, на верхушке их росла всякая дрянь, и даже прицепился сбоку кустарник. Хлеб, как видно, был господский. Из-за хлебных кладей и ветхих крыш возносились и мелькали на чистом воздухе, то справа, то слева, по мере того как бричка делала повороты, две сельские церкви, одна возле другой: опустевшая деревянная и каменная, с жёлтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся.

Н.В.Гоголь. “Мёртвые души”.

 На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берёз, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой берёзы. Это был огромный, в два охвата дуб, с обломанными давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися берёзами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца...
... “Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!” Целый новый ряд мыслей безнадёжных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришёл к тому же прежнему, успокоительному и безнадёжному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

Л.Н.Толстой. “Война и мир”

IV. Разнообразие функций пейзажа в романе И.С.Тургенева “Отцы и дети”.

Учитель: Своеобразие пейзажных картин И.С.Тургенева заключается в особой лиричности, задушевности, свойственной его писательскому стилю.
- В чём состоит основное отличие лирических произведений от эпических?
(Они выражают чувства, переживания писателя. Они не изображают, а выражают.)
Поэтому, рассматривая пейзажи Тургенева, мы будем говорить о том, какие чувства писателя они выражают и как они воздействуют на эмоциональный мир читателя.
I группа: пейзаж выступает фоном, связанным с местом и временем действия.

1. Картина весенней природы (гл. III).
2. Картина жаркого летнего дня (гл. XXI).
3. Картина летнего утра (гл. XXIV).
4. Катя с Аркадием в саду (гл. XXV).
5. Январский день в Марьине (гл. XXVIII).

Анализ сцены “Картина летнего утра”.

1. Удалось ли писателю передать картину летнего утра?
2. Что подчёркивает Тургенев картиной прекрасного утра?
(Утренний пейзаж, полный гармонии и покоя, с особой силой подчёркивает нелепость предстоящей дуэли.)
3. Какие художественные средства помогают писателю создать лирическую картину?
(Парные эпитеты: славное свежее утро, влажная тёмная земля, маленькие пёстрые тучки, бледно-ясная лазурь.
Метафоры: “...мелкая роса высыпала на листьях и травах, блистала серебром на паутинках...”; “...влажная, тёмная земля, казалось, ещё хранила румяный след зари; со всего неба сыпались песни жаворонков.”)
4. Как связаны эти пейзажи с персонажами романа?
(Связь только временная и пространственная, и тем не менее они выступают эмоционально окрашенными.)

II группа : пейзаж является формой психологической характеристики,
подчёркивает или оттеняет душевное состояние персонажей.

1. Картина наступающего вечера и душевное состояние Николая Петровича (гл. XI).
2. Картина летней ночи и объяснение Базарова с Одинцовой (гл. XVII).
3. Катя с Аркадием в саду (гл. XXV).
4. Последнее свидание Базарова с Одинцовой в Никольском (гл. XXVI).
5. Образ леса в сновидении Базарова и в бреду (гл. XXIV, XXVII).

Анализ сцен.

1. Как воздействует природа на Николая Петровича?
(Описание конкретных особенностей природы сочетается с анализом психологии героя. Природа эмоционально воздействует на Николая Петровича, и он раскрывает себя средствами несобственно-прямой речи: “О, как Базаров посмеялся бы над ним, если б он узнал, что в нём тогда происходило... Он не в силах был расстаться с темнотой, с садом, с ощущением свежего воздуха на лице и с этою грустию, с этою тревогой”.)
2. Почему описание разговора Базарова с Одинцовой идёт на фоне летней ночи?
(“Отворите это окно... мне что-то душно”. Возбуждённая героиня буквально призывает рационалиста Базарова “отворить окно” и своей, и его собственной души. “Базаров встал и толкнул окно. Оно разом со стуком распахнулось... Он не ожидал, что оно так легко отворялось; при том руки его дрожали. Тёмная мягкая ночь глянула в комнату с своим почти чёрным небом и свежим запахом вольного чистого воздуха.”
Так вступает в свои права ночь Базарова и Одинцовой, таинственная и вольная стихия жизни, перед которой оба героя грешны и виновны непоправимо.)
3. В чём их вина?
(Она боится этой тёмной и вольной бездны человеческих чувств и страстей, он к ней рвётся, но одновременно и презирает, и отворачивается от неё. Продолжается прежняя, уже кощунственная игра над живыми чувствами в сердцах двух тянущихся друг к другу людей.
И тут ночь вновь вступает в свои права, но уже по-иному: “Базаров встал. Лампа тускло горела посреди потемневшей, благовонной, уединённой комнаты. Сквозь изредка колыхавшуюся стору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось её таинственное шептание”.)
4. Как меняется описание ночи к концу их разговора?
(Она стала “раздражительной” и “таинственной” (а была “мягкая”, воздух был “свежий, вольный, чистый”); теперь в дыхании ночи чувствуется что-то вызывающее, какая-то затаённая, глухая угроза исходит от неё.)
5. Почему так меняется картина?
(Наступает предел тому насилию, которое любящие сердца творят над собою, допуская по отношению друг к другу неестественную холодность и психологическую глухоту.
И сама природа противится этому.)
6. Как откликается природа на окончательный разрыв Базарова с Одинцовой?
(“- Евгений Васильевич, мы не властны...- начала было Анна Сергеевна; но ветер налетел, зашумел листами и унёс её слова.
- Ведь вы свободны, - произнёс немного погодя Базаров. Больше ничего нельзя было разобрать; шаги удалились... всё затихло”.

Природа откликается на это внезапными порывами ветра, разметавшего и слова, и надежды героев.)
7. А как реагирует природа на взаимное чувство Аркадия и Кати?
(Одновременно с молодыми влюблёнными и с ними заодно сама природа в тургеневском романе справляет праздник воскресения и освобождения. Молодые души радостно отдаются скрытым ритмам её жизни, чутко к ним прислушиваются: слабый ветер, бледно-золотые пятна света, ровная тень, зажигалась яркая полоска.
Состояние героев спокойное, умиротворённое: они молчали оба, доверчивое сближение, втайне радовался его близости...)
8. Что олицетворяет лес во сне Базарова и в бреду на пороге смерти?
(Сон: “...а Павел Петрович представлялся ему большим лесом, с которым он всё-таки должен был драться”. Здесь сон олицетворяет бессилие Базарова перед тайнами жизни. Отмщение потрясает глубинную суть базаровской натуры, преследуя его даже в сновидениях.
В бреду: “...Отец вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет... Я нужен России... Нет, видно не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник... мясо продаёт... мясник... постойте, я путаюсь... Тут есть лес...” Образ леса символизирует ещё не освоенные Базаровым стихии национальной жизни и истории, слитые, как всегда у Тургенева, с миром природы.)

III группа: пейзаж служит средством характеристики социальных условий жизни.

1. “Места, по которым они проезжали...” (гл. III).
2. Усадьба Одинцовой (гл. XVI).

Анализ сцен.

1. О чём говорит читателю первое описание? Для чего понадобилось Тургеневу вводить это описание в свой роман?
2. Можно ли говорить о поэтичности, лиричности этого пейзажа?
3. Почему сразу же вслед за этим описанием следует описание картины весеннего дня?
4. Сравните с описанием усадьбы Одинцовой: что общего и в чём отличие?
5. Как характеризуют жизнь России второй половины XIX века оба описания? (Сравнить со стихотворением А.С.Пушкина “Деревня”).

IV группа: пейзаж является источником философских рассуждений писателя.

1. Описание сельского кладбища (гл. XXVIII).

Анализ сцены.

1. Как вы понимаете заключительные строки романа?
2. Почему слово “равнодушной” Тургенев написал в кавычках?
3. Какие именно слова в описании кладбища доказывают, что природа не равнодушна?
(“...вид печальный”; “...кресты поникли”; могила, “до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на неё и поют на заре”.)
4. О чём должен задуматься читатель, размышляя над финальной страницей романа? Что хотел сказать Тургенев этими строчками?
(Тургенев полемизирует с таким воззрением на жизнь человека, которое сродни “великому спокойствию “равнодушной” природы.”
Поэтическое, любящее существо - человек не может смириться с бездушным отношением к гибели неповторимой и незаменимой никем личности. И цветы на могиле Базарова призывают нас верить всесильной, святой и преданной любви. Эта любовь, эти молитвы и слёзы над могилой героя говорят нам о том, что он нужен России, что в глубине своей его помыслы и мечты высоки, благородны.)

V. Подведение итогов урока.

1. Каково значение пейзажа в литературном произведении?
2. В чём своеобразие тургеневского пейзажа?


Дата добавления: 2022-01-22; просмотров: 31; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!