Номинализм представлял собой умонастроение, содержащее зародыш материалистического понимания мира вещей.



ТЕМЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № 2.

 

В тест войдут проблемы и понятия из следующих тем:

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ»

КЛЕРИКАЛИЗМ – главенствующая роль церкви и духовенства в общественной, политической и культурной жизни общества и его развитии.

ТЕОКРАТИЗМ – обоснование первенства церковной власти над светской; сосредоточение власти у духовенства или главы церкви; политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.

ТЕОЦЕНТРИЗМ - постановка в центр мироздания Бога; направление в философии, где основным предметом исследования является Бог, как высшая сущность; тип исследовательской мысли, ставящий Бога не только в центр своей проблематики, но и отталкивающийся от Бога в системе своих доказательств.

ТРАНСЦЕНДЕ́НТНЫЙ (от лат. transcendens «переступающий, превосходящий, выходящий за пределы») — то, что принципиально недоступно опытному познанию, выходит за пределы чувственного опыта.

ДОГМАТИЗМ – вера в вечность и незыблемость христиански догм (раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер) и восприятие окружающего мира через их призму.

 

КРЕАЦИОНИЗМ (лат. creation – творение) – идеалистическое учение о сотворении мира Богом «из ничего» актом своей воли, благодаря своему могуществу и посредством «Слова». До начала творения были Божественная Воля и Божественное Слово – Логос. АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (в средневековом понимании) и связанная с ним проблематика

ПЕРСОНАЛИЗМ - фундаментальный принцип христианской антропологии, по которому каждый человек рассматривается как личность, а отношения между Богом и человеком, а также между людьми – глубоко личностные, при этом высшей ценностью в этих отношениях является любовь.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМпонимание истории, как проявления воли Бога;метод, рассмотрение исторических событий с точки зрения проявляющегося в них Провидения, высшего промысла, осуществления заранее предусмотренного Божественного плана спасения человека.

ЭСХАТОЛОГИЯ (учение о конце мира). История в христианском мировоззрении изображается как целесообразный процесс, направляемый Богом к заранее предопределяемой цели – царству Божию.

РЕВЕЛЯЦИОНИЗМ (БОГООТКРОВЕННОСТЬ) -– в христианском богословии термин, обозначающий признание сверхъестественного источника библейского вероучения – божественного Откровения. Принцип откровения предполагает существование «таинственного» знания, которое необходимо людям для спасения. Бог открывает человеку свою волю, смыслы и истины бытия в Священном писании (прежде всего, в Библии), где заложены ключи к тайнам жизни и спасения человека.

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ (обращённость в прошлое, следование традиции), который заключался в разъяснении священного писания (Библии), принятие богословских положений как абсолютно истинных, не подлежащих критике откровений, отказ от создания теоретических философских концепций о мире

ПАТРИСТИКА

Представители: Тертуллиан, Ориген, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Боэций, Эриуген

В период патристики христианских философов-богословов интересовали такие основные вопросы:

1. Проблема сущности Бога и его триединства (Троица).

2. Свобода воли человека и возможность спасения его души.

3. Соотношение веры и разума.

4. Понимание истории как движения от «Града Земного» к «Граду Божьему».

5. Происхождение добра и зла в мире.

СХОЛАСТИКА

это совокупность учений религиозных мыслителей, осуществивших систематизацию и рационалистическое обоснование христианского вероучения на основе использования философских методов познания и с привлечением переосмысленного ими античного наследия. После закрытия языческих школ философия остаётся только в христианских монастырских школах. Целью схоластики (от греч. schola – школа), как школьной философии было уже не свободное изучение действительности, а разумное объяснение и доказательство религиозных истин.

В схоластике выделяют следующие три этапа:

1. Ранняя схоластика (9 – 12 в.в.) – спор номинализма (Росцелин, Пьер Абеляр) и реализма (Ансельм Кентерберийский) об универсалиях;

2. Классический этап схоластики (12 - 13 вв.) – расцвет схоластики в творчестве Фомы Аквинского, который систематизирует католическую теологию. Появление средневековых университетов.

3. Поздняя схоластика (13 – 14 вв.) – расцвет номинализма (Дунс Скот, Уильям Оккам). Новые тенденции в схоластической философии: критика теологических философских систем (томизм), возрастание интереса к натурфилософии и наук

 

СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ Речь шла о природе так называемых общих понятий (Универсалий), представляющих собой обозначения родов или видов тех или иных единичных явлений бытия (деревья, животные, растения, водоёмы, птицы и т.д.). Содержание спора включало две проблемы.

1. Что существует раньше – идея общего в предметах или сами предметы?

2. Как существуют универсалии – в сознании человека или вне сознания?

В зависимости от способов решения этих проблем сложились два основных направления в Средневековой схоластике: реализм (и его умеренная разновидность - концептуализм) и номинализм.

Реализм (Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Ф. Аквинский) утверждали, что универсалии существуют реально, вне сознания, как самостоятельные сущности. Общее (универсалии) – это идея, которая существует до конкретных единичных вещей.

- Универсалии, прежде всего, существуют в Божественном разуме, «до вещей», как пока еще не воплощенные идеи, проекты этих вещей.

- Так же универсалии существуют «в вещах» в качестве сущности этих вещей(деревья, столы, реки, животные и т.д.).

– Универсалии существуют в сознании человека, как имя, понятие, название вещи.

Вывод схоластов: если есть мысль о Боге, то и в реальности есть Бог.

Номинализм утверждали, что реально существуют только вещи, предметы, явления с их качествами и свойствами, а общее (универсалии) находятся в сознании человека как имена вещей:

· И.Росцелин, У.Оккам, П.Абеляр считали, что общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни ничего общего, ни частного.

· Дунс Скот полагал, что общее не есть только продукт ума, оно имеет основание и в самих вещах, как их сущность, и после них, как понятия, которые наш ум отвлекает от этих сущностей.

Номинализм представлял собой умонастроение, содержащее зародыш материалистического понимания мира вещей.

АСКЕТИЗМ - образ жизни, основанный на самоограничении в целях духовного самосовершенствования; установка на отказ от плотских удовольствий, испытание тягот при добровольном ограничении потребностей ради достижения целей религиозного или морального характера.

Августин Аврелий (Августин Блаженный) (354-430), который обосновывает идею творения мира Богом по своей воле из ничего, не подчиняясь необходимости. Бог сотворил низший материальный мир в соответствии со своим замыслом и в готовом виде. Бог – высшее благо, в нём содержатся вечные и неизменные идеи, сущности, обеспечивающие мировой порядок. Бог творит только добро, поэтому созданный им мир един и гармоничен; поскольку же этот мир несет в себе элемент «ничто», он оказывается несовершенным и без Божественной поддержки погиб бы. Таким образом, материальный мир имеет начало и конец во времени.

 

Фома Аквинский (1225-1274) (учение последователей «ТОМИЗМ») использовал идею Аристотеля о материи и форме, суть которой заключается в том, что каждая природная вещь есть сочетание материи и формы. Материя – возможность формы, а форма – действительность по отношению к материи. Именно активная форма даёт бытие пассивной материи. Аквинский утверждал, что высшей формой является Бог, который есть также первоначало и движущая сила мира. Бог первичен и действителен по отношению к миру, материальный мир – возможность по отношению к Богу.

Доказательства существования Бога по Ф. Аквинскому:

1. Доказательство от причины: Бог как первопричина.

Всё, что существует, имеет причину. Значит есть и первопричина всего. Ею является Бог.


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 18; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!