Группа № 3 - выдержки из «Изречений спартанцев» Плутарха

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

Текст для группы № 1 отрывок из сочинения Плутарха «Древние обычаи спартанцев» о воспитании спартанцев

 

 

№ 48. ВОСПИТАНИЕ СПАРТАНЦЕВ

(Плутарх, Ликург, 16, 17)

 

Родитель не мог сам решить вопроса о воспитании своего ре­бенка, он приносил его в место, называемое «лесха», где сидели старшие члены филы, которые осматривали ребенка. Если он оказы­вался крепким и здоровым, они разрешали отцу кормить его, выде­лив ему при этом один из девяти тысяч земельных участков, если же ребенок был слаб или уродлив, его кидали в так называемые

«апофеты», пропасть возле Тайгета *.

По их мнению, для самого того, кто при своем рождении был слаб и хил телом, так же как и для государства, было лучше, чтобы он не жил... 2

Всех детей, которым только исполнилось семь лет, собирали вместе и делили на «агелы» или стада. Они жили и ели вместе на равные условиях и приучались играть и проводить время друг с другом. Начальником «агелы» становился тот, кто отличался среди других понятливостью и смелостью в военных состязаниях. Остальным следовало брать с него пример, слушаться его прика­заний ^мужественно переносить его наказания, так что школа эта была школой послушания. Старики наблюдали за играми детей и часто нарочно доводили их до ссоры и на основании этого пре­красно узнавали характер каждого — храбр ли он и не побежит ли с поля битвы.

Чтению и письму они учились из-за практической пользы, остальное же их воспитание сводилось к тому, чтобы беспрекослов­но слушаться, быть выносливым в беде и побеждать в борьбе. По­этому с летами их воспитание становилось суровее — им наголо- стригли волосы!, приучали ходить босыми и играть вместе, обыкно­венно без одежды. Когда им исполнялось двенадцать лет, они сни­мали рубашку и получали на год по одному плащу. Их кожа была грубой. Они обычно не мылись и никогда не мазались; только не­сколько дней в году принимали участие с другими в уходе за своим телом. Спали они вместе по «илам», т. е. отделениям, и «агелам», на подстилках из тростника, растущего на берегах Еврота, который собирали сами для себя, причем рвали его руками, без помощи ножа... Старики обращали на них больше внимания, чаще ходили с их школы для гимнастических упражнений, смотрели, как они дрались, или смеялись один над другим, причем делали это не ми­моходом, — все они считали себя отцами, учителями и настав­никами молодых людей, так что не было такого момента, ни такого- скрытого места, где бы провинившийся молодой человек мог избе­жать выговора или наказания.

Кроме того, к ним приставлялся из лучших достойнейших граждан еще другой воспитатель «педо­ном», сами же они выбирали из каждой агелы всегда самого умно­го и смелого в так называемые «ирены». «Иренами» назывались те, кто уже второй год как вышел из детского возраста. «Меллире- нами» называли самых старших из мальчиков. Такие двадцатилет­ние ирены начальствовали над своими подчиненными в сражениях,. дома же пользовались их услугами за обедом. Взрослым они при­казывали собирать дрова, маленьким — овощи. Они прино­сили все, своровав где-нибудь: одни делали это в садах, другие- прокрады^ались в сисситии взрослых мужей, стараясь действовать ловко и осторожно. Если кто попадался, того без пощады били плетью как плохого, неловкого вора. Если представлялся слу­чай, они крали и кушанья, причем учились нападать на заснувших и нерадивых сторожей. Кого ловили в воровстве, того в наказание- били плетью и заставляли голодать: пища спартанцев была очень скудная, для того чтобы принудить их собственными силами бороться с лишениями и быть смелыми и ловкими.

Перев. Б. С. Соколова.

1 Горный хробот, отделяющий Лаконию от Мосромuu.

2 Убийство хилых новорожденных детей—пережиток от времен нахо­дившегося на очень низком экр_нрмичоскрн уровне родового общества. Все воспитание напоминает возрастные группы и мужские союзы в родовом обще­ство.

 

 

Текст для группы №2 Отрывок из сочинения Ксенофонта «Государство лакедемонян» об общественной жизни в Спарте

 

...Застав у спартанцев порядок, при котором они, подобно всем другим грекам, обедали каждый в своем доме, Ликург усмотрел в этом обстоятельстве причину весьма многих легкомысленных поступков. Ликург сделал публичными их товарищеские обеды в том расчете, что благодаря этому скорее всего исчезнет возмож­ность нарушать приказания. Пищу он позволил потреблять граж­данам в таком количестве, чтоб они чрезмерно не пресыщались, но и не терпели недостатка; впрочем, нередко подается, в виде до­бавления, дичь, а богатые люди приносят иногда и пшеничный хлеб1; таким образом, пока спартанцы живут совместно по палат­кам, стол у них никогда не страдает ни недостатком кушаний, ни чрезмерной дороговизной. Так же и относительно питья: прекратив излишние попойки, расслабляющие тело, расслабляющие разум, Ликург позволил каждому пить лишь для удовлетворения жажды, полагая, что питье при таких условиях будет и всего безвредное, и всего приятнее. При общих обедах разве мог бы кто-нибудь нане­сти серьезныи ущерб себе и своему хозяйству изысканностью пиши или пьянством? Во всох других государствах сверстники на­ходятся, по большей части, вместе и меньше всего стесняются друг друга; Ликург же в Спарте соединил возрасты, чтобы молодые люди воспитывались прсинущертвеммо под руководством опытно­сти старших. На фидитиях 2 принято рассказывать о делах, совер­шенных кем-нибудь в государстве; поэтому там нет почти места заносчивости, пьяным выходкам, неприличному поступку, сквер­нословию.

И еще вот какую хорошую сторону имеет это устройство обедов вне дома: возвращаясь домой, участники фидитиев должны идти пешком и остерегаться, чтобы в пьяном виде не споткнуться; они должны знать, что им нельзя оставаться там, где обедали, что им надо идти в темноте, как днем, так как и с факелом не позволяет­ся ходить тому, кто еще отбывает гарнизонную службу. Далее, подметив, что та самая пища, которая сообщает хороший цвет лица

и здоровье трудящемуся, дает безобразную полноту и болезни праздному, Ликург не пренебрег и этим... Оттого-то и трудно найти людей более здоровых, более вышосливы^ физически, чем спартанцы!, так как они одинаково упражняют и ноги и - руки, и шею.

В противоположность большинству греков, счел Ликург необхо­димым и следующее. В остальные государствах каждыш распоря­жается сам своими детьми, рабами и имуществом; а Ликург, желая устроить так, чтобы граждане не вредили друг другу, а приносили пользу, предоставил каждому одинаково распоряжаться как сво­ими детьми, так и чужими: ведь если всякий будет знать,что перед ним находятся отцы тех детей, которыми он распоряжается, то неизбежно он будет ими распоряжаться так, как он хотел бы, чтобы относились к его собственный! детям. Если мальчик, побитый кем-нибудь посторонним, жалуется отцу, считается постыдным, если отец не побьет сына еще раз. Так спартанцы уверены в том, что никто из них не приказывает мальчикам ничего постыдного. Дозволил также Ликург в случае необходимости пользоваться чужими рабами, учредил также и общее пользование охотничьими собаками; поэтому не имеющие своих собак приглашают на охоту других; а у кого нет времени идти самому на охоту, он охотно дает собак другим. Так же пользуются и лошадьми: кто заболеет или кому понадобится повозка, или кто захочет поскорее куда-нибудь съездить, — - он берет первую попавшуюся лошадь и по минова­нию надобности ставит ее в исправности обратно. А вот и еще обы­чай, не принятый у остальные греков, но введенный Ликургом. На тот случай, если запоздают люди на охоте и, не захватив запа­сов, будут нуждаться в них, Ликург установил, чтоб имеющий запасы,' оставлял их, а нуждающийся — мог открыть запоры, взять, сколько нужно, и оставшееся снова запереть.

Таким образом, благодаря тому, что спартанцы так делятся друг с другом, у них даже люди бедные, если им что-нибудь понадобится, имеют долю во всех богатствах страны.

Также в противоположность остальным грекам Ликург устано­вил в Спарте и следующие порядки, В остальных государствах каждый по мере возможности составляет себе состояние: один занимается земледелием, другой — судовладелец, третий — купец, а некоторые кормятся ремеслами; с Спарте же Ликург запретил свободным заниматься чем бы то ни было, связанныт с наживой, но установил признавать подходящими для них такие лишь занятия, которые обеспечивают государству свободу. И действи­тельно, какой смысл стремиться к богатству там, где своими уста­новлениями о равных взносах на обеды, об одинаковом для всех образе жизни законодатель пресек всякую охоту приобретать день­ги ради приятной наживы? Не нужно копить богатство и для одеж­ды!, так как в Спарте украшением служит не роскошь платья, а здоровье тела. И -для траты на товарищей также не стоит копить деньги, так как Ликург внушил, что более славы помогать товари­щам личным трудом, чем деньгами — первое считал он делом душиг а второе — лишь делом богатства. Недобросовестно обогащаться Ликург запретил также и такими распоряжениями. Прежде всего он установил такую монету, что попади ее в дом всего на десять мин, это не укрылось бы ни от господ, ни от домашних рабов, пото­му что для нее потребовалось бы много места и целая телега для пе­ревозки. За золотом и серебром следят, и если у кого окажется его сколько-нибудь, владелец подвергается штрафу. Так зачем же было бы стремиться к обогащению там, где обладание доставляет больше огорчений, чем трата — удовольствия?

Перевод Янчевецкого

 

 

Группа № 3 - выдержки из «Изречений спартанцев» Плутарха

 

Когда царь был еще маль­чи­ком, руко­во­ди­тель гим­но­пе­дий не пре­до­ста­вил ему сколь­ко-нибудь замет­но­го места для выступ­ле­ний, хотя уже было извест­но, что Аге­си­лаю пред­на­зна­че­но стать царем. Он под­чи­нил­ся, гово­ря: «Хоро­шо, я сумею пока­зать, что не места при­да­ют почет людям, а люди местам»

 

Когда Агида спро­си­ли, каким обра­зом чело­век может все­гда оста­вать­ся сво­бод­ным, он отве­тил: «Пре­зи­рая смерть»

 

Одно­му софи­сту, утвер­ждав­ше­му, что самое цен­ное в чело­ве­ке — речь, Агид ска­зал: «Выхо­дит, когда ты мол­чишь, ты ниче­го не сто­ишь».

 

Когда Агида спро­си­ли, каким обра­зом чело­век может все­гда оста­вать­ся сво­бод­ным, он отве­тил: «Пре­зи­рая смерть»

Кто-то спро­сил Алка­ме­на, сына Телек­ла, как луч­ше все­го удер­жать цар­скую власть, и он отве­тил: «Не ста­вить свою выго­ду пре­вы­ше все­го»

 

Когда кто-то ска­зал про него, что он живет очень уме­рен­но, несмот­ря на то, что обла­да­ет боль­шим состо­я­ни­ем2, fАлка­мен ска­зал: «Вла­дея богат­ст­вом, бла­го­род­ный чело­век под­чи­ня­ет свою жизнь не вле­че­ни­ям, а разу­му».

 

Дру­гой чело­век спро­сил его, поче­му на войне спар­тан­цы не боят­ся опас­но­сти. Ана­к­сан­дрид ска­зал: «При­чи­на в том, что мы ува­жа­ем жизнь, но не боим­ся за нее, как дру­гие»

 

Анд­ро­клид, спар­та­нец с изу­ве­чен­ной ногой, встал в строй вои­нов. Когда неко­то­рые ста­ли воз­ра­жать, ссы­ла­ясь на его уве­чье, он ска­зал: «Сра­жать­ся ведь при­дет­ся с выстро­ив­ши­ми­ся про­тив нас вра­га­ми, стоя на месте, а не убе­гая»

 

После бит­вы при Херо­нее Филипп обра­тил­ся к Архида­му, сыну Аге­си­лая, с пись­мом, напи­сан­ным весь­ма над­мен­но. Тот отве­тил: «Если ты, царь, изме­ришь свою тень, то обна­ру­жишь, что она не ста­ла боль­ше, чем была до победы»

 

Если Агесилай слышал, что кого-либо хвалят или порицают, он полагал, что не менее важно знать характер тех, кто говорит, чем тех, о ком судят


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!