Материальное и духовное в жизни общества.



Принципиальное отличие общества от всех физических си­стем обусловлено тем, что социальная реальность включает в себя не только материальные, но и духовные компонен­ты. Зависимость между материальным и духовным в об­ществе — специфическая проблема социальной философии, в решении которой физико-математические соображения о свойствах сложных систем мало чем могут помочь. Обсуждение ее имеет давнюю историю.

Трудность проблемы состоит в том, что материальное и духовное в социальной реальности неотделимы друг от друга. Материальные процессы (такие как приготовление пищи или изготовление орудий труда) осуществляются в соответствии с сознательными намерениями и замыслами людей, а продукты духовной деятельности входят в обще­ственное сознание только тогда, когда обретают матери­альную знаковую «оболочку». В социальной реальности материя и дух по отдельности, «в чистом виде», независи­мо друг от друга, не существуют.

Это, однако, не значит, что их соотношение в разных сферах общественной жизни одинаково.

В сфере экономики материальная сторона обладает боль­шим «удельным весом», чем в других областях обществен­ной жизни. Производство, которое является способом взаи­модействия общества с природной средой, имеет целью преобразование природного материала, а этого можно до­стичь только путем практической деятельности и только в соответствии с объективными законами природы. Чело­век здесь работает «на стыке» социальной реальности с природой, в зоне перехода вещества и энергии из внешней среды в социальную систему. Конечно, руководствуется он при этом своим сознанием и разумом, стремится осущест­вить свои замыслы и планы, инженерные идеи и проекты. Но его духовная свобода существенно ограничена необходимостью строго сообразовывать «полет мысли» с матери­альными условиями внешней среды.

В противоположность экономике, культура есть царст­во духа. Культурная деятельность есть работа со смысла­ми — создание, распространение, переработка социальной информации. Сознание тут находится «у себя дома». Сво­бода духовного творчества — важнейшее условие развития культуры. Эту свободу ограничивают только собственные внутренние потребности человеческого духа и устанав­ливаемые самими творцами для себя правила созидания культурных ценностей (например, правила стихосложе­ния). Главное в культуре — духовное содержание, а мате­риальная форма, в которой оно выражается, приспосабли­вается под него.

Сфера политики по соотношению духовных и матери­альных факторов занимает промежуточное место между экономикой и культурой. Ее духовные компоненты — это политические идеи, проекты, замыслы, рождающиеся в умах людей и имеющие нередко весьма утопический, фан­тастический характер, а материальные — это группировки, организации, государственные органы, вооруженные силы и т. д. В зависимости от обстоятельств главенствующую роль могут играть как те, так и другие. В истории не раз сила оружия доказывала бессилие идеалов и благих помы­слов. Но случалось и обратное, когда вся мощь государст­венной машины не могла подавить самые, казалось бы, бесперспективные духовные движения, и вдохновляющие их идеи в конце концов побеждали.

Мало кто мог в свое время предвидеть, что христианство восторжествует в Римской империи или что «инакомыс­лие» диссидентов в Советском Союзе окажется способным выстоять в противоборстве с тоталитарным режимом.

Материальная и духовная сторона общественной жиз­ни взаимозависимы, и никакую из них нельзя считать ни «первичной», ни «вторичной».

 

 

Культура и цивилизация.

 

 

Слово «культура» стало употребляться в качестве научно­го термина со второй половины XVIII в. — века Просве­щения. В латинском языке слово cultura, первоначально означавшее возделывание, обработку, улучшение, проти­востояло слову natura — природа. Мыслители XVIII в. стали пользоваться этим словом, чтобы обозначить специ­фику человеческого образа жизни — в отличие от природ­ного, стихийного, животного бытия. Таким образом, тер­мин «культура» в научном языке с самого начала служил средством, с помощью которого выражалась идея культуры как сферы развития «человечности», «человеческой приро­ды», «человеческого начала в человеке».

Однако эта идея допускала неоднозначное толкование. С одной стороны, культура трактовалась как средство воз­вышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывали с просвещением и воспитанием лю­дей. В конце XVIII — начале XIX в. слово «культура» часто заменяли словами «просвещенность», «гуманность», «ра­зумность». С такой точки зрения в сферу культуры входит лишь совокупность лучших творений человеческого духа, высших непреходящих духовных ценностей, созданных человеком. А с другой стороны, культура рассматривалась как имеющийся в действительности, реально существу­ющий и исторически изменяющийся образ жизни людей, обусловленный достигнутым уровнем развития человече­ского разума, науки, искусства, воспитания, образования.

Культура в этом, более широком, смысле охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни при­роды, все стороны человеческого бытия. Но тогда она, хо­тя и отличает человеческий образ жизни от животного, но несет в себе как позитивные, так и негативные, нежела­тельные проявления человеческой активности (например, религиозные распри, преступность, войны).

 

Всемирная история знает различные типы культур. Для характеристики обществ, различающихся по типу господ­ствующих в них культур, часто использует термин «циви­лизация».

Слово «цивилизация» произведено от латинского civilis —гражданский, общественный, государственный. В XVII-XVIII вв. «цивилизованность» понималась как противо­положность «дикости». Однако в XIX в. под цивилизаци­ей стали понимать не только исторический процесс, но и уже достигнутое состояние общества. Л. Морган, Ф. Эн­гельс и другие историки и философы рассматривали ци­вилизацию как ступень социального прогресса, следую­щую за дикостью и варварством. А так как на этой ступени возникают различные формы общества, то в историко-фи­лософской литературе получила признание мысль о суще­ствовании разных цивилизаций. Наиболее развитой ци­вилизацией представлялся тип общества, сложившийся к тому времени в европейских странах.

К концу XIX в. вера в прогресс европейской цивилиза­ции поколебалась. Маркс, Ницше и другие философы ста­ли говорить о ее неискоренимых пороках. Постепенно ци­вилизацию стали отличать от культуры. В обиход вошло представление о цивилизации как о совокупности мате­риальных и социальных благ, доставляемых человеку раз­витием общественного производства. Возникла тенденция противопоставлять культуру и цивилизацию, рассматри­вать их как противоположности (Г. Зиммель, О. Шпенг­лер, Г. Маркузе и др.).

С этой точки зрения культура есть внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация — лишь внешняя материальная оболочка культуры. Если культуру можно сравнить с мозгом общества, то цивили­зация представляет собой его «вещное тело». Культура создает средства и способы развития духовного начала в человеке, она нацелена на формирование и удовлетворение его духовных запросов; цивилизация же снабжает людей средствами существования, направлена на удовле­творение их практических нужд. Культура — это духовные ценности, образование, достижения науки, философии, ис­кусства, а цивилизация — это степень технологического, хозяйственного, социально-политического развития об­щества.

Развивая эти взгляды на цивилизацию, немецкий фи­лософ О. Шпенглер говорит о европейской цивилизации как о завершающей фазе эволюции современного западно­го мира. Цивилизация у Шпенглера выступает как послед­няя стадия развития всякого социокультурного мира, эпо­ха упадка творческой силы и погружения в бездуховное существование.

Однако в английском языке такое толкование слова «цивилизация» не закрепилось. У одного из крупнейших историков XX в. А. Тойнби цивилизациями называются различные типы общества, которые выступают как относи­тельно самостоятельные социокультурные миры. Совре­менный американский исследователь С. Хантингтон опре­деляет цивилизацию как культурную общность наивыс­шего ранга. На уровне цивилизаций, по его мнению, вы­деляются самые широкие культурные единства людей и самые общие социально-культурные различия между ни­ми. Следующую ступень составляет уже то, что отличает род человеческий от других видов живых существ.

В русском языке слово «цивилизация» не имеет одно­значно определенного значения. Однако по сложившей­ся к настоящему времени традиции в русской литературе обычно называют цивилизацией не просто культуру как таковую, а общество, характеризующееся специфичной и достаточно развитой культурой — по крайней мере, до­стигшей письменности. Цивилизации в этом смысле раз­нообразны. Особенности их определяются характером со­циокультурного устройства общества.

 


Дата добавления: 2021-12-10; просмотров: 22; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!