В классицизме нормировалась всё от текста до игры актёра и сценической площадки.



Лекция Театр Французского классицизма.

Возникновение национального театра началось во Франции позже и протекало медленнее, чем в большинстве других европейских стран. Если в Италии театр нового образца возникает уже в 15 веке а в Англии и Испании в 16, то Французский театр становится целостным самостоятельным явлением только в первой половине 17 века.

Становления новой формы театра отличной от средневековой и подобной современной во Франции связано со становлением и утверждением стиля классицизм, ставшего общенациональным. Классицизм - это нормативное, нормированное канонами искусство. Классицизм – есть обращение к классике, наилучший и единственный образец. Классический значит – образцовый.

Основных предпосылок для возникновению во Франции единого стиля классицизма две. Первая - политическая, утверждение абсолютной монархии. Вторая предпосылка хоть и запоздалое по времени, по сравнению с той же Италии, но стремление к возрождению античного искусства.

Что касается политической предпосылки возникновения классицизма она связана со становлением абсолютистской монархии. Уже в XVI веке Франция являлась наиболее централизованной и национально объединенной страной в Западной Европе. Внешним признаком торжества абсолютной монархии во Франции является сосредоточение всех нитей управления страной в руках короля и его чиновников.

Своего расцвета абсолютизм достигает в первой половине 17 века во время правления короля Людовик XIII (1610-1643), при котором правление Францией практически находилось в руках кардинала Ришелье. Этот знаменитый министр довел до апогея присущую французскому абсолютизму централизацию и монархическую дисциплину. Он основал Французскую Академию, окружил себя поэтами, художниками и критиками, стремясь поставить литературу и искусство на службу своей политике. Он содействовал формированию классицизма как общегосударственного стиля.

После смерти Ришелье и Людовика XIII на престол вступил пятилетний Людовик XIV (1643 - 1715), а фактическим правителем государства был кардинал Мазарини. В его правление началась гражданская война, называемая Фрондой (1648 - 1653). Это было широкое антимонархическое движение. После подавления Фронды при Людовике XIV началась последний этап существования французского абсолютизма. Людовик XIV поставил в центре страны свой двор, где работали крупнейшие поэты, художники, музыканты, актеры. Здесь происходили великолепные празднества и спектакли, на которые тратились огромные суммы денег. Блеск двора Людовика XIV вызывал восторги и попытки подражания в других странах. Но к концу XVII века возникают предпосылки к упразднению французского абсолютизма. Собственно говоря, существование стиля классицизма и датируется этими рамками 17 века.

Вторая предпосылка возникновения классицизма было хоть и запоздалое по времени, и не такое масштабное по сравнению с той же Италии, но стремление к возрождению античного искусства и восприятие античного искусства как образцового.

Начало французского Возрождения принято связывать с периодом завоевательных походов Франции в Италию, конца 15 начала 16 веков. Эти походы открыли французскому дворянству новый мир ренессансного искусства и культуры. Французские рыцари были ослеплены богатством итальянских городов, роскошью жилищ, изяществом костюмов, красотой картин и статуй, блеском придворных спектаклей. Ознакомление с итальянской литературой и философией, насыщенными новым мировоззрением, культом гуманистических идей, породило увлечение Италией и вызвало стремление перенести во Францию достижения итальянской ренесссансной культуры.

Можно сказать, что французский абсолютизм во многом пытался подражать Императорскому Риму и его искусству. Если в Италии процесс возрождения античного искусства был естественным обращением к истории, то французы заинтересовались античностью в первую очередь как пример абсолютистской монархии и его искусства.

Развитие французской драматургии XVI века не принесло больших успехов. Драматурги не сумели воплотить такие большие проблемы, какие были свойственны произведениям крупнейших писателей-гуманистов - Рабле, Монтень и другим. В то же время относительно ренессансной французской драматургии следует отметить её «книжный» характер и некоторую несценичность.Но, в то же время именно ренессансная драматургия заложила основу искусства классицизма, стала переходным этапом от античных авторов к «классическим» классицистам 17 века.

Основными характеристиками классицизма были ясность, четкость, простота. Произведениям искусства созданных в стиле классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность, четкость и простата образов и композиции, логичность и даже схематизация.

1. Эстетика классицизма опиралась на основное достижение философских взглядов нового времени – рационализм. Такая мировоззренческая основа была заложена рационалистическим учением французского философа Рене Декарта (1596-1650). Классицизм провозглашал своей основой рационалистический метод, в основе которого лежало идея признания истинным только тех фактов, которые ясны и отчетливы и научно доказуемы. Французские художники классицисты исходили из понятия универсального разума, являющегося верховным судьей истины и красоты. Они считали, что в каждой области существуют свои незыблемые разумные правила, которым обязаны все подчиняться. А если есть единый разум он универсален значит, нет места индивидуализму, субъективизму. Всё подчиняется авторитету, и в первую очередь авторитету выдающихся авторов древности и королю.

2. Классицизм в своей основе был стилем идеалистическим. Он исходил из глубоко формального понимания законов прекрасного, которые не извлекались из изучения действительности и самой жизни, а являлись результатом абстрактных представлений об идеале. Поэтика классицизма призывала при изображении действительности отвлекаться от индивидуального своеобразия, растворять единичное во всеобщем, выдвигать логическую сторону вещей за счет эмоциональной. Эстетика классицизма отражала стремление к идеализации действительности, за счет отказа от изображения сложной и многоплановой реальности. Эстетической ценностью для Классицизм обладали лишь непреходящее, неподвластные времени ценности. В каждом явлении Классицизм стремится найти и запечатлеть его существенные, устойчивые черты, а следовательно идеализировал объект. Классицистический образ тяготеет к образцу, в котором жизнь остановлена в своём идеально вечном облике, Классицизм в этом разрезе торжество разума и порядка над хаосом и текучей эмпирией жизни.

3. Свойством исходящим из рационализма и идеализации становится нормативность, как способ подчинить всё главенству логики и сделать идеальным.

Нормативность в классицистской эстетике выражалась прежде всего в противопоставлении категорий высокого и низменного. Эстетика Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на «высокие» (трагедия, эпопея, ода, а в живописи - исторический, мифологический и религиозный жанры; их сфера - государственная жизнь или религиозная история, их герои - монархи, полководцы, мифологические персонажи, религиозные подвижники) и «низкие» (комедия, сатира, басня, изображающие частную повседневную жизнь людей средних сословий, а в живописи - т. н. «малый жанр» - пейзаж, портрет, натюрморт). Каждый жанр имеет строгие границы и чёткие формальные признаки; не допускается никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и обыденного.

Нормативная эстетика классицизма, требовала строгого соблюдения ряда правил, канонов, норм и единств, регламентирующих художественное творчество, в том числе и театральное и драматургическое.

1. Основным нормативным правилом театра и драматургии было правило трёх единств: единство действия, места и времени. Соблюдение этих единств было необходимо, чтобы точнее донести до зрителя мысль и вдохновить на самоотверженные чувства. Автор не должен усложнять произведение, а сделать его простым для понимания т.е концентрированным. Единство места означало то, что события пьесы должны происходить в одном пространстве, никакой перемены места действия не допускалось. Местом действия трагедии часто становился зал дворца; комедии - городская площадь либо комната. Единство времени требовало примерное совпадение (полного достичь не представлялось возможным) продолжительности спектакля и периода, в который разворачиваются события пьесы. Действие не должно было выходить за пределы суток. Единство действия означало, что в пьесе должна присутствовать одна сюжетная линия, не отягощённая побочными эпизодами; ей надлежало разыгрываться последовательно, от завязки к развязке. Основная интрига должна быть достаточно простой, чтобы не путать зрителя и не лишать картину цельности.

В произведениях классицистов центральный конфликт так же был каноничен и единообразен. Центральный конфликт классицистов – конфликт  между личным чувством и чувством долга, и истинный герой всегда поступает согласно чувству долга, а анти герой погибает отдавшись чувствам.

Концепция разумного преобладания долга над человеческими чувствами и страстями – основа эстетики театрального классицизма, которая существенно отличается от концепции героя, принятой в эпоху Возрождения, когда провозглашалась полная свобода личности, а человек объявлялся «венцом Вселенной». Однако ход исторических событий опровергал эти представления. Обуреваемый страстями, человек не мог определиться, найти опору. И только в служении обществу, единому государству, монарху, воплощавшему силу и единство своего государства, личность могла самовыразиться, утвердиться, пусть ценой отказа от собственных чувств. В трагедиях классицизма разум, воля были решающими и подавляли стихийные, плохо управляемые чувства.

3. Ещё одной нормой классицистского театра была единство характера героя, статичность характера, его целостность, не сменяемость в течении спектакля. Односторонность, внутренняя статичность героя не исключает, однако, проявления с его стороны живых человеческих чувств. Правдивость характеров героев классицисты видели в строгой подчиненности внутренней логике.

4. Трагедия должна иметь пять актов и быть написана александрийским стихом (шестистопным ямбом) Диалог преобладал над внешним действием. Классициский театр был театром мысли и слова, а не театром зрелища и внешнего действия.

В классицизме нормировалась всё от текста до игры актёра и сценической площадки.

5. Сценография. Зрелищная сторона в классицистском театре была сведена до минимума. Принцип единства места обусловливал несменяемость декорации, которая имела обобщенную и обезличенную форму «дворца вообще», потому что тематика классициской трагедии ограничивалась изображением событий дворцовой жизни.

Реквизит минимальный - кресла или табуреты, выносимыми на сцену редко, так как в основном трагедию исполняли стоя. Из более мелкого реквизита в трагедии фигурировали письма, кинжалы, перстни, кубки.

6. Мизансцены были линейными и так же определялась каноном: действие вынесено на передний план; все персонажи вытянуты в одну линию в строго ранговом порядке; более знатные персонажи стоят в середине, менее знатные - по бокам; мужчины стоят с левой стороны сцены (считая от зрителей), дамы - с правой.

7. В элементах внешней актерской техники так же были созданы строгие художественные каноны, незыблемые правила, дисциплинирующие актера. Главная задача, стоявшая перед трагическим актером, заключалась в том, чтобы эмоционально, выразительно читать стихи, не заботясь о создании иллюзии подлинных переживаний героя. Это не означает, что классицистский актер совершенно не переживал: без этого он не мог бы волновать зрителя. Но, переживая, актер не перевоплощался. Чувства образа являлись его собственными переживаниями, а не переживаниями изображаемых им действующих лиц. Классицистский актер оставался во всех ролях самим собой. Классицистский театр создал предпосылки для возникновения в XVIII веке системы амплуа.

Для продвижения классицизма как единого общегосударственного художественного стиля такого же разумного и правильного как и абсолютная монархи кардиналом Ришелье в 1634 году была основана Французскую Академию - официальная государственная организация, ведавшая вопросами языка и литературы. Академия должна была бороться за создание общеобязательного речевого и литературного кодекса. Пропаганда классицизма таки образом становится не делом личного вкуса того или иного поэта или кружка, но выражением политики абсолютизма в области искусства.

В недрах академии её представителями начинает формироваться теоретическая база классицизма. В драматургической теории виднейшим авторитетом среди членов Французской Академии был Жан Шаплен (1595 - 1674). Он был одним из первых теоретиков французского классицизма, доверенным лицом Ришелье по вопросам литературы. Именно он ввел во Франции XVII века догматические драматургические правила, и в особенности правило трех единств, способствуя закреплению канонической формы французской классицистской трагедии. Шаплен был одним из ранних и главных представителей эстетического педантизма, механически понимавшего правила классицизма и превращавшего их в непререкаемую догму. При Шаплене правила три единства получили государственное узаконивание. Другим поборником догматической поэтики классицизма был аббат Франсуа д'Обиньяк (1604-1676), Его книга «Практика театра» (1657) один из серьезнейших французских трудов по вопросам теории драмы. Именно д'Обиньяку принадлежит попытка обосновать правило трех единств не авторитетом Аристотеля, а требованиями рационалистической эстетики классицизма.

Но ключевой фигурой в теории эстетики классицизма являлся Никола Буало-Депрео (1636-1711) написавший стихотворный трактат «Поэтическое искусство» (1674) - библию французского классицизма. Буало был первым настоящим критиком в Европе, оценивавшим произведения с точки зрения их соответствия не его личным вкусам, а общим эстетическим принципам, которые казались ему законами самого «разума».


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 26; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!