Второй формой бытования средневекового театра был народный театр

Лекция 3 Театр Средневековья.

Эпохой Средних веков принято называть период в истории Западной Европы с V по XVI в. В театральной культуре выделяются два этапа театр раннего средневековья 5-11 в., и театр зрелого средневековье (12-16 в). Для раннего периода характерны различного рода народные праздники с элементами театрализации, часто связанные с языческими обрядами и пред театральные церковные действа - литургические драмы. Для этапа зрелого средневековья характерно становление особых театральных жанров и профессионализация актёров.

Общая картина средневековых театральных зрелищ отличалась необычайным разнообразием и пестротой. Средневековый театр существовал в двух различных и постоянно взаимодействовавших друг с другом формах - религиозной и народной.

К религиозному театру средневековья относятся такие проявления театральной культуры как специфические религиозные театральные жанры – литургическая драма, миракль, мистерия и моралите. К проявлениям народного театра мы отнесём такие жанры как ранние обрядовые игры, выступления гистрионов и площадной фарс.

Религиозная театральная культура Средневековья

Зачатки религиозного театра западноевропейского Средневековья появляются в инсценировке фрагмента пасхальной мессы (IX в.). Сами католические церковные обряды изначально содержали в себе драматические элементы в виде процессий и шествий, диалога между пастором и клиром, чтением Библии по ролям. Поскольку богослужение в храме предназначалось для простого народа, ничего не понимавшего ни в христианских догматах, ни в латинских изречениях, официальный ритуал нужно было проиллюстрировать. Собственно театрализация церковной службы мессы и была вызвана стремлением церкви сделать религиозные идеи и образы доступными и действенными. Так из церковной службы постепенно формируется первый жанр религиозного средневекового театра литургическая драма. Первые литургические драмы тесно примыкали к самой мессе, являлись непосредственным продолжением богослужения в дни церковных праздников. Литургическая драма и месса были едины и неразрывны обе проводились на латинском языке, как торжественное песнопения с напевной декламацией. Но с течением времени литургическая драма всё дальше уходит от обряда.

В литургической драме со временем выделились три цикла постановок связанных с церковными праздниками. Это пасхальный цикл литургических представлений связанных с воскрешеньем Христа центральным эпизодом которой была «Сцена трёх Марий и Ангела у гроба». Затем возник рождественский цикл представлений, состоявший из таких евангельских сцен, как «Поклонение пастухов», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев» и «Игра пророков». В начале XIII в. появились и так называемые Страстные игры, в которых показывались события последних дней жизни Христа. В отличие от пасхального и рождественского цикла страстные игры не были тесно связаны с праздничным богослужением, а являлись более самостоятельными представлениями. Вообще постепенно происходит отход от мессы, что было следствием исходной предпосылки – сделать религию понятнее. Следовательно, вводится речь простолюдинов и бытовые персонажи.

Исполнителями литургических драм были исключительно церковнослужители, первоначально монахи, а затем духовенство церквей и соборов. Разыгрывая ту или иную сцену Священного Писания, они следовали точным указаниям, во что им нужно одеться, в какой момент выйти, куда направиться и что пропеть. Литургическая драма с течением времени всё больше и больше украшалась, становилась многолюднее и зрелищнее.

Начиная с XII в. действие литургических представлений разворачивалось не только внутри храма, но и переносилось за его пределы - в церковный двор и на паперть. Выход литургической драмы за пределы храма являлся результатом налагаемых высшими чинами церкви на её запретов (в 1210, 1227, 1293 гг.). Запреты были вызваны проникновением в игры разговорного языка, бытовых сцен, мотивов и персонажей, отсутствовавших в тексте Священного Писания.

После выхода за литургической драмы на площадь она стала подчинятся вкусам публики и стала не столько религиозным сколько общественным явлением. В конце XIII в. устройство литургической драмы перешло от церковнослужителей к городским ремесленным цехам, которые по случаю каждой постановки учреждали особые общества. Однако духовенство помогало мирянам осуществлять спектакли в церкви на праздничных богослужениях вплоть до позднего Средневековья (XV в).

На основе литургической драмы на рубеже ХII – ХIII веков появился самостоятельный жанр религиозного театра как миракль (лат. чудо). В отличие от литургической драмы Миракль был авторской драмой, хотя имена многих сочинителей не сохранились. Сюжет миракля не имел прямого отношения к событиям Священной истории, а сочинялся на основе легенд о святых, чудесным образом спасающих праведников, т.е. в основе миракля лежали достаточно бытовые перипетии и как в греческом театре они разрешаются при помощи божественного вмешательства – святого Николая либо девы Марии. Центральное событие миракля - чудо. Так, например, в популярной «Игре о Святом Николае» Жана Боделя из Арраса (1200) святой Николай чудесным образом возвращает королю-язычнику сокровища, спасая обвиняемого в их краже христианина. В «Миракле о Теофиле» известного французского поэта Рютбёфа (середина XIII в.), представлена милость Девы Марии, чудесным образом спасшей заключившего союз с Сатаной, но вовремя раскаявшегося дьякона Теофила. Представления мираклей достигли расцвета в XIV в. Наибольшей популярностью они пользовались во Франции и Англии где для их устройства создавались специальные городские общества.

Дальнейшим развитием, как литургической драмы, так и миракля в сторону массовости и народности, и даже антирелигиозности стал мистериальный театр и мистерия. Мистерия(с греч.таинство, служба, обряд; с лат. «церковная служба») - это спектакль площадного религиозного театра 14-16 вв. Мистерия выросла из городских процессий в честь религиозных праздников, а к концу Средневековья превратилась в так называемую сводную мистерию - громоздкое многодневное зрелище, продолжавшееся от трех до сорока пяти дней. Мистерии ставились не только по праздникам церковного календаря, но и по случаю памятных дат или визитов знатных гостей. Авторами мистерий становились уже не церковники, а образованные городские жители врачи, юристы, учёные.

Мистериальные представления условно можно разделить на три цикла - ветхозаветный, новозаветный и апостольский. Примером мистерий могут служить – «Мистерия Ветхого завета» (О сотворении мира, Адаме и Еве), «Мистерия Страстей» (История последних дней жизни Христа), но не только религиозный сюжет, но позже и реально исторические «Мистерия об осаде Орлеана» (Про Жанну д Арк).

Основной характеристикой мистериального театра являлась симультанность - т.е одновременность, симультанным было действие мистерии (т.е действие происходило в нескольких местах одновременно), симультантной была и сцена, что означает совместную одновременную установку всех мест для действия на одной площадке. Симультанная сцена отражала в одной горизонтальной плоскости средневековую модель мироустройства. Глазам одновременно представали три наиважнейшие зоны три сценические площадки: Рай - Земля - Ад. «Рай» и «Ад» располагались либо напротив друг друга, либо по краямплощади. В зоне «Рая» игрались решающие сцены, такие, как «Распятие», «Воскресение», «Вознесение». «Рай», или «Небеса» во времена храмовых представлений изображался в виде цветущего сада. В зоне «Ада» игрались бесовские и шутовские сцены. Первоначально ад символизировала закрытая дверь. Другой ранний вариант изображения ада - бочка. Так в немецкой мистерии обозначался котел адской кухни. Позже бочка стала троном Люцифера. Посередине происходили земные события: «Тайная вечеря», «Бичевание», «Осмеяние», «Покупка мази», эпизоды с участием Марии Магдалины.

Всего в средневековой мистерии выделяют три способа устройства сцены: беседочная (сцена в центре площади), кольцевая (сцены по периметру площади), передвижная (сцены двигаются). Главным элементом беседочной и кольцевой сцен были открытые со всех сторон беседки или домикилибо открытые со всех сторон, либо с тремя стенами и крышей. Действия мистерии происходили в беседках одновременно и зрители, гуляя по площади, по ходу представления передвигалась от одного места действия к другому.

Что касается передвижной сцены, то в Англии существовал передвижной тип мистерии. Передвижные сценические платформы назывались педженты (с латыни - страница). Педженты представляли собой двухэтажную повозку на четырех колесах. В нижнем отделении, закрытом от зрителей, переодевались исполнители, в верхнем - открытом - играли. На педжентах ставились добротные декорации: корабль для изображения Ноева ковчега, пасть дракона для изображения ада.

Организаторами мистерий было государство и городские власти. А различные эпизоды и сцены делали представители разных производственных цехов города. Каждый цех готовил одну повозку. Актёрами выступало городское население, представители разных ремесленных цехов и, как правило, несколько церковнослужителей. Актёры были любителями. В их игре преобладала торжественность, но могли возникать и динамические рискованные сцены, где бегали, прыгали, танцевали, падали, ложились, считали деньги, переодевались, играли в шахматы или в кости, подслушивали, плакали, смеялись, жаловались, умирали, воскресали.

Во время представлений использовались многочисленные сценические эффекты: проливалось море крови (актёр прятал под одеждой бычий пузырь, наполненный кровь, который в нужный момент продырявливал или же артиста быстро подменяли куклой, которой отрубали голову, используются такие аксессуары, как фальшивый бурав для выдавливания глаз, механический стол для сдирания кожи и т. п.). Это должно было удивить и ужаснуть публику сценой адских пыток.

Мистериальная сцены постепенно секуляризировалась, обмирщалась и всё дальше и дальше уходила от религиозных догматов и учений в сторону народного празднества. В 1548 г. во Франции мистерии были запрещены.

Самым поздним жанром средневекового религиозного театра стало моралителат.- нравственный) возникшее в начале XV в и получившее наибольшее распространение во Франции, Англии и Нидерландах. Моралите - поучительная пьеса аллегорического характера. В основе ее сюжета всегда лежит борьба доброго и злого начал в мире или в душе человека, которая завершается или спасением, или гибелью души. Действие моралите показывает события земной жизни человека, постоянно подвергающегося греху и соблазну. Герой окружен аллегорическими фигурами. Это персонификации пороков, добродетелей, теософских, бытийных и нравственных понятий. Среди них - Человечество, Мир, Добрый Ангел, Исповедь, Плоть, Божественная Милость, Мудрость, Дух, Разум, Воля, Дьявол и многие другие.

Главные идеи моралите сводились к нескольким постулатам. Утверждалось, что главную опасность для человечества представляет неверие в возможность искупления грехов. Отсюда один из самых распространенных мотивов моралите - покаяние и прощение грешной души. И ёще утверждалось, что Разумные люди идут по пути добродетели, неразумные становятся жертвами пороков.

Одно из первых моралите - «Благоразумный и Неразумный» появилось во Франции в 30-е гг. XV в. Здесь праведник (Благоразумный), преодолев все искушения на долгом жизненном пути, умирает и его душу ангелы возносят на небо, а грешника (Неразумного) черти уводят в ад. Благоразумного сопровождают персонажи Милостыня, Пост, Молитва, Воздержание, Терпение, Прилежание, Неразумного сопровождают Бедность Отчаяние, Кража.

Что касается исполнителей в моралите они не играли свои персонажи, а лишь изображали их, красноречиво рассказывая в стихотворной, поэтической форме их отношение к тому или иному событию моралите.

Наибольшее распространение моралите получили в Англии, где пользовались большой популярностью на протяжении 15-16 вв. Но из множества текстов английских моралите сохранилось только пять: «Король жизни» (ок. 1400), «Замок Стойкости» (ок. 1400), «Человечество» (1464), «Мудрость» (1476), «Каждый человек» (1510).

Второй формой бытования средневекового театра был народный театр

Истоки народного театра лежат в сельских обрядах и языческих верованиях. Особо отмечался уход зимы и приход весны (Масленичные игры), а так же сбор урожая. Эти праздники отмечались массово, хотя и всячески запрещались церковью. Одними из самых знаменитых масленичных игр были празднества в немецких городах Нюрнберге и Любеке.

Из этих народных праздников в средневековый город приходят деревенские затейники – гистрионы, сыгравшие главную роль в становлении народного театра. Свидетельства о их появлении относятся к VII в - эпохе раннего Средневековья. Гистрионы - это лицедеи, основное занятие которых развлекать, причём делать это профессионально. В разных регионах Европы их называли также джулларами, мимами, скоморохами их называли в России, жонглеры во Франции, шпильманы в Германии, франты в Польше, кукеры в Болгарии. В числе гистрионов были певцы, музыканты, танцоры, акробаты, дрессировщики, канатные плясуны, кукольники, фокусники.

С течением времени синтетическое искусство гистрионов стало специализироваться: комиков – называли буффонами, циркачей - жонглерами, исполнителей стихов и баллад – трубадурами. Особо выделяли и так называемых бродячих клириков – вагантов (недоучившиеся семинаристы) – выступали с пародиями на богослужения и различных латинских авторов (пародия на церковь)

Из гистрионов вышел и первых средневековых драматургов трувер (трубадур) Адам де Ла-Аль (около 1238 – около 1287 гг.) из французского города Арраса. Первая его пьеса «Игра в беседке» 1262 год. Создана в жанре «толчёный горох» т.е всего по немножку и имел в себе и сатирические и бытовые и фантастические мотивы. В 1285 появляется новая пьеса «Игра о Робене и Марион» лирическая пьеса о влюблённых. Но у Адама не было прямых последователей вплоть до эпохи Возрождения.

В Германии XIV-XVI вв. были распространены школы гистрионов получивших название майстерзингеров или минизингеров - любителей стихосложения и пения (нем. «мастер пения»). Расцвет театральной деятельности майстерзингеров связано с такими мастерами как Ганс Фольц, Ганс Розенплют и Ганс Сакс. Последний являлся не только драматургом, сочинившим свыше двухсот драматических произведений различных жанров, но был еще и постановщиком майстерзингеровских представлений, иногда выступая в них в качестве актера.

Сатирическое начало в деятельности гистрионов их шутливые песенки и сценки нашли своё развитие и в средневековых фарсах 15 века, сформировавшихся в особый жанр средневекового народного театра. Фарс (с лат.- фарш, начинка) – комические, сатирические спектакли фривольного содержания получавшие распространение в 14-16 веках. Фарс берет начало в языческих обрядах и народных масленичных играх и деятельности гистрионов. Так, в языческих играх-прениях Жизнь и Смерть вступали в перепалку, стараясь перехитрить друг друга, и победу всегда одерживала Жизнь. На городских ярмарках и праздниках горожане затевали аналогичные комические перепалки, которые постепенно обрели свою интригу, сохранив центральным сюжетным событием «комический спор». Фарс обособляется от обряда и превращается в представление народного театра сначала существовавшего в лоне мистерии, где представлял собой отдельные комические сценки, а потом стал самостоятельным жанром.

Фарсы разыгрывались в дни праздников на временной сценической площадке: дощатом помосте с занавеской сзади, открытом с трех сторон для публики. Исполнители фарса - фарсёры - белили лицо мукой, превращая его в некое подобие маски. Сценические персонажи, создаваемые актёрами, были бытовые (представители городской среды) и острохарактерные (одна, но очень яркой черта, определявшая их поведение и не менявшейся на протяжении всего представления).. Фарсовыми персонажами были лавочники, сапожники, адвокаты, рогатые мужья, наглые любовники, пройдохи-слуги, врачи-шарлатаны, ученые-педанты, сварливые жены, простоватые крестьяне, монахи –торговцы индульгенциями. Сюжетами фарсов становились повседневные события городской жизни В грубоватых фарсовых сценках с иронией и комизмом изображались семейные неурядицы, высмеивались хвастовство, ханжество, мошенничество чиновников, распущенность монахов, глупость крестьян.

Один из самых популярных французских фарсов позднего Средневековья - «Адвокат Патлен» (60-е гг. XV в.). Его герой - по профессии адвокат, по натуре мошенник. Он остроумно обманывает судей, монахв, купцов и прочих чиновников всегда достигая своей цели. Этот фарс так понравился публике, что породил цикл продолжений: «Новый Патлен» (1474) и «Завещание Патлена» (1480).

Средневековый театр оказал ощутимое воздействие на дальнейшее формирование европейской сцены. Мистериальный театр очевидно повлиял на елизаветинскую драму, на трагедии Шекспира. Аллегории моралите ожили в пьесах Сервантеса и Мольера. Активное воздействие на европейскую театральную культуру оказал фарс. Его уроками пользовались итальянская комедия, комедии Шекспира и Лопе де Веги. У него учился Мольер - создатель «высокой комедии» Нового времени.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 91; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!