Теперь поговорим о заявке. Что это такое и для чего она нужна?

Александр Шупиро,

преподаватель дисциплины « Практикум по подготовке кино-, телеработ »

 

Дисциплина « Практикум по подготовке кино, телеработ » подразумевает проведение лекционных и учебно-практических занятий, как в форме ознакомительного просмотра различных видеопрограмм, так и в виде практики работы над видеосюжетами в качестве корреспондента, оператора и монтажёра. Такая практика является логическим продолжением всего учебного процесса, и дает возможность углубить и закрепить теоретические знания по дисциплинам профессиональных модулей.

 

Осенняя аттестационная работа (проходит в октябре) будет включать в себя следующие вопросы:

 

1. Раскрыть понятия «Тема», «Идея», «Сверхзадача»;

2. Написать заявку к вашему тематическому видеопроизведению

(надеюсь, каждый из вас уже выбрал тему сюжета, который уже смонтированный вы будете сдавать на сессию);

3. Написать сюжет на предложенную преподавателем тему.

 

Для сдачи аттестации по «Практикуму по подготовке кино-, телеработ» также необходимо наличие «Микрофонной папки», в которой вы собираете текстовые варианты ваших работ.

 

Для каждой видеоработы необходима «Заявка», в которой вы заявляете о своей работе: описываете свои мысли относительно её структуры, содержания и т.д.

 

Далее следует текстовое оформление вашего видеопроизведения – тематического и информационного (событийного) сюжетов, самопрезентаций, репортажей и др.

 

Микрофонная папка сдаётся на проверку преподавателю в день сдачи зачёта или экзамена в мягкой пластиковой папке со скоросшивателем для файлов. Каждый лист микрофонной папки печатается на одной стороне, вкладывается в файл и сшивается по мере создания работы. После проверки преподавателем папка возвращается студенту для дальнейшей работы над ней.

 

Когда родился такой вид искусства как кинематограф в конце XIX века, ещё не существовало ни смартфонов, ни компьютеров, ни планшетов, ни телевизоров – даже самых маленьких… В выходные дни люди ходили на представления в театры, цирк, посещали выставки или концерты симфонической музыки… А кино – не существовало… И такой профессии как кинорежиссёр в природе тоже не существовало. Фотографию придумали за полвека до кинематографа, но возможность быть запечатлённым на фотоснимке была только у богатых и состоятельных людей.

И вот в 1895 году во Франции братья-изобретатели Огюст и Луи Люмьер изобрели и представили широкой публике свой забавный аттракцион – «синематограф».

Они повесили в помещении белую прямоугольную ткань, а на противоположной стороне поставили на штативе аппарат, который братья так и называли - "синематограф".

В назначенное время сеанса за довольно умеренную плату любой желающий мог прийти в этот небольшой затемнённый зал и, когда все зрители располагались на своих местах, свет в газовых рожках угасал, а на ткани начинали появляться двигающиеся картинки.

Так начиналась эпоха кинематографа.

Можно ли назвать его создателей первыми кинорежиссёрами? По правде сказать - нет. Создатели необычного и зрелищного аттракциона по большому счёту гнались за финансовыми поступлениями. Зритель шёл и платил деньги, чтобы воочию убедиться, что картинки могут двигаться. Но с другой стороны – да, можно назвать братьев Люмьер режиссёрами, ведь они всё же, придумывали сюжеты для своих фильмов, пусть и довольно примитивные.

Первыми фильмами были «Выход рабочих из фабрики», «Кормление младенца», «Отплытие лодки»…

В программе было десять документальных фильмов, длинной от 30 до 50 секунд. Зрители были в восторге от увиденного, несмотря на то, что никаких сюжетов или даже известных личностей им не показывали. На экране ходили люди, ездили лошади, приходил поезд, однако этого было достаточно, чтобы весть о чудо киносеансах разлетелась по Парижу.

Среди фильмов был и один постановочный, под названием "Политый поливальщик", который положил начало первым немым комедиям. Сюжет до банального прост. Шутник зажимает ногой шланг поливальщика, тот не понимает что происходит, затем заглядывает в отверстие в шланг, шутник поднимает ногу и поливальщик обливается водой.

Так зарождалось кино. Об истории кинематографа в своё время вы узнаете больше на лекциях по «Истории кино» и по другим дисциплинам.

 

ТЕМА, ИДЕЯ, СВЕРХЗАДАЧА

 

Для понимания понятий «Тема», «Идея», «Сверхзадача» нужно запомнить на какие вопросы они отвечают:

 

Тема – отвечает на вопрос – О чём?

 

Идея – отвечает на вопрос – Что? В чем я хочу убедить зрителя?

 

Сверхзадача – отвечает на вопрос – Ради чего? Зачем я делаю этот фильм?

 

А теперь – подробнее.

ТЕМА.

В переводе с греческого "тема" - это то, что положено в основу.

Иными словами, тема - это предмет авторского изображения, те явления и события, на которые автор хочет обратить внимание зрителя.

ТЕМА - это проблема или круг жизненных проблем, волнующих автора. Условно отвечает на вопрос: о чем?

 

Примеры:

1. Тема любви

2. Тема отцов и детей.

3. Тема противостояния добра и зла.

4. Тема предательства.

5. Тема дружбы.

6. Тема становления характера.

7. Тема покорения космоса.

 

Тема всегда подчинена 4 законам:

1. Актуальность (всегда и в данный момент)

2. Конкретность (в репликах героев, например)

3. Злободневность (проблема в данный момент)

4. Объективность (Существует независимо от нас, мы не влияем на ее существование)

Темы меняются в зависимости от эпохи, в которую живёт человек, но некоторые темы, которые из эпохи в эпоху волнуют человечество, остаются актуальными - называют "вечными темами". Здесь перечислены 6 "вечных тем", а вот последняя, седьмая - "тема покорения космоса" - стала актуальной для человечества не так давно. Однако, судя по всему, тоже станет "вечной темой".

Обычно автора (режиссёра) волнует какая-то тема, он ею живёт, постоянно думает о ней, он её разрабатывает скрупулёзно, детально изучает. В итоге может получиться видеопроизведение, заставляющее зрителя долго переосмысливать увиденное, заставляющее смотреть на ту или иную проблему или ситуацию по иному. У режиссёра есть возможность с помощью экранных средств влиять на сознание человека.

Каждый из вас знает, какая тема вас волнует, и вы будете делать на эту тему тематический сюжет для сдачи на сессии. При составлении заявки на тематический сюжет заявить тему нужно максимально точно.

А что такое Идея?

Идея - это основная мысль произведения. Идея отвечает на вопрос «Что?». Что конкретно хочет сказать автор фильма или телепередачи по поводу выбранной темы.

Идея любого видеопроизведения неразрывно связана с его темой. В ней может отображается отношение автора к теме видеопроизведения. Именно в этом отображении с помощью художественных средств кинематографа и кроется отличие идеи художественного произведения от какой-либо, скажем, научной идеи.

Чаще всего, изображая идею вашего видеопроизведения на утверждённую тему, для режиссёра, а особенно, для начинающего, требуется соблюдение объективности.

Итак, идея – это основная мысль произведения.

Сверхзадача  – основная, главная, всеобъемлющая цель, притягивающая к себе все без исключения задачи. Условно отвечает на вопрос: для чего, ради чего, зачем?

Сверхзадача - это то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, зрителей, то к чему художник стремится - это самое заветное, самое дорогое его желание, это активность и целеустремлённость режиссёра.

В общем, сверхзадача – это ради чего и зачем была вами раскрыта та или иная тема.

Теперь поговорим о заявке. Что это такое и для чего она нужна?

"Творческая заявка"

Разработка творческой заявки есть один из самых важных этапов работы. Уже в творческой заявке можно увидеть, и что самое главное, почувствовать будущий фильм или телепередачу. Давайте называть творческую заявку – творческим замыслом. Этот ваш режиссёрский замысел нужно уметь выразить на бумаге, отвечая на те самые простые вопросы, на которые отвечают тема, идея и сверхзадача.

Заявка – это ваши мысли относительно вашего сюжета.

По факту написания заявки видно, что режиссёр заинтересован в создании этого видеопроизведения, его интересует тема, он знает о чём будет снимать, его постоянно будоражит идея сюжета, он – до конца понимает сверхзадачу – для чего он делает этот экранный продукт.

С теми, кто присутствовал на групповых занятиях, мы смотрели фильм режиссёра Александра Шупиро, который называется «Волик». Фильм – участник Международных кинофестивалей «Радонеж» и «Золотой Витязь», он есть на Ютубе, его легко можно найти. Посмотрите его. На его примере мы рассмотрим составление заявки.

ТЕМА, ИДЕЯ, СВЕРХЗАДАЧА

На примере фильма «Волик»

Итак, у нас есть тема, которая интересует режиссёра

    Вспоминаем,

Тема — отвечает на вопрос: о чем? в данном произведении идет речь.

 

    Тема — это предмет исследования, изображения, повествования.

Тема — это наиболее общее представление о процессе, происходящем в произведении, то есть тема рассматривает очерченный в произведении круг жизненных явлений.

Тема произведения — это проблема. Это то, что лежит на поверхности.

 

Фильм–портрет «ВОЛИК» о рядовом человеке, преподавателе физической культуры в Академии Матусовского Геннадии Волике, который прожив одну мирскую жизнь — в суете, роскоши, карьере, славе и популярности, вдруг пришёл к другой – жизни духовной, созерцающей и оберегающей человечество от дурных поступков, назидая каждого жить в гармонии со своим телом и душой.

 

    Итак, тема отвечает на вопрос: о чем в произведении идет речь? Отвечая на вопрос, можно сказать, что этот фильм о том, как спортсмен - культурист Геннадий Волик (то есть наш главный герой) из-за каких-то жизненных неурядиц переродился в себе, поменял своё мировоззрение. Ключевым словом будет «переродился», значит, темой фильма будет перерождение человека из атеиста в православного верующего. Это и будет проблемой главного героя. Тема фильма "Атеизм и религия"

 

    Определение темы и осмысление ее как проблемы помогает правильно сформулировать идею.

 

    Идея — основная мысль произведения, главный вывод содержания. Оценка отображаемых явлений и событий.

    Идея отвечает на вопросы: Что? В чем я хочу убедить зрителя?

 

Тема — объективная сторона произведения. Идея — субъективна»

 

    «Тема всегда конкретна. Она — кусок живой действительности. Идея, наоборот, абстрактна. Она — вывод и обобщение.

     

Идея фильма "Волик" - показать жизненный путь главного героя, процесс перерождения из атеиста в православного верующего.

    С помощью языка экрана - визуальных образов, художественных приёмов съёмки и монтажа режиссёр работает над раскрытием идеи фильма.

 

    Сверхзадача — цель произведения. Отвечает на вопрос: ради чего?

 

    Поскольку режиссёр фильма «Волик» является человеком верующим и как следствие - образованным, культурным и воспитанным, то и в работе над фильмом он ставил себе сверхзадачу следующую:


показать положительное влияние религии на воспитание человека, рост духовного развития, обретение истины бытия.

 

ПРИМЕР ЗАЯВКИ (оформляется на отдельном листе):

 

 

ЗАЯВКА

 

студента гр. КДВ-IV Александра Шупиро

 

на создание видеопроизведения

Жанр: документальный фильм-портрет, рабочее название: "Тренер"

Тема: Атеизм и религия.

Идея: Показать жизненный путь, перерождение человека из атеиста в православного верующего.

Сверхзадача: Показать положительное влияние религии на воспитание человека, рост духовного развития человека, обретение им истины бытия.

Хронометраж: 15-20 мин

Аудитория: 15+

    Автор любого фильма, видеоклипа, телесюжета всегда настолько сливается с тем материалом, с которым работает, что бывает сложно объективно оценить качество выполненной готовой видеоработы. Отойти от сверхзадачи не позволит осмысленная заявка, которая рождается на бумаге конкретно ДО съёмок фильма. Режиссёр заранее понимает – о чём он снимает, что конкретно он снимает, и для чего он это всё делает.

    Когда мы говорим о тематическом видеосюжете, тему, идею и сверхзадачу которого мы можем придумать, обсудить, снять и смонтировать в голове, на бумаге и – в компьютере, то, порой, в документальном кино может всё пойти вопреки замыслу режиссёра. Так, например, произошло в фильме выпускницы нашего ВУЗа Юлии Сливко, когда её фильм «Тёплый дом» о детях из сиротского приюта вдруг получил неожиданный финал, совсем не тот, который предполагался режиссёром. Дети обрели новых родителей, и об этом стало известно режиссёру накануне… Оператору фильма пришлось, что называется, «оперативно ориентироваться на местности», а в монтаже всего фильма пришлось делать существенные изменения, но фильм в итоге получился довольно чувственным и трогательным.

    Надеюсь, что такое «Тема», «Идея» и «Сверхзадача» для вас понятны, и вы без труда выберете тему для вашего тематического сюжета, а также составите для него заявку.

Ну и третье задание, которое вам нужно будет выполнить – это написать сюжет на выпавшую вам тему. Помните, как вы на вступительных экзаменах писали творческое эссе? Здесь – почти - то же самое.
Вам даётся определённая тема, которую надо раскрыть.

 

Сразу обратимся к формулам, которые надо записать и запомнить:

 

Информационный сюжет — это краткий видеорассказ о важном мероприятии или событии. Классическая формула информационного сюжета:

3 З/К+2 СНХ

Тематический сюжет — показывает продолжительную, медленно развивающуюся тему или проблему. Возможная формула тематического сюжета:

3 З/К+2 СНХ + LIFE + StandUp

 

 

Сюжет может содержать следующие составляющие:

 

1. StandUp – Стендап - это появление корреспондента в кадре с сообщением важных деталей сюжета

2. З/К – закадровый текст, в котором автор сюжета сообщает зрителям различную информацию по теме.

3. СНХ – так называемый «Синхрон», или просто – интервью с компетентным источником (с тем, кто может рассказать по сути темы сюжета)

4. LIFE- лайф, это фрагмент (часть) видео без монтажа, событие «как оно есть»

 

Есть несколько правил, которые нужно соблюдать при написании и монтаже сюжета.

 

1. В любом сюжете может быть несколько стендапов, а может быть и ни одного. Важно помнить, что появление автора сюжета в кадре должно быть оправдано.

2. Синхроны не могут идти друг за другом, они должны перебиваться закадровым текстом. Минимальное количество интервью – 2 шт. (чтобы показать мнения двух сторон)

3. Лайф может быть в любом месте сюжета, кроме финала. Если тема остро актуальна, лайфом можно сюжет начинать.

4. В закадровом тексте предложения не должны быть длинными. Старайтесь максимально сокращать предложения, но информация не должна от этого страдать. Информация должна быть подана объективно.

5. Сюжет не может заканчиваться синхроном. После синхрона обязательно напишите З/К закадровый текст.

 

Для подготовки к написанию сюжетов для примера посмотрите сюжеты новостей федеральных телеканалов и подумайте над написанием информационных сюжетов, темы которых будут на аттестации, а они следующие:

 

1. Экологи города бьют тревогу: после таяния снега все городские свалки растаяли и доставляют дискомфорт жителям

2. Студент колледжа - игроман Василий заработал $1 000 000, просто играя в свою любимую игру онлайн.

3. Танцевальный коллектив вернулся с гастролей по миру.

4. 25-летний наркоман со стажем погиб, выпав из окна 9 этажа

5. В горсовет с коллективной жалобой на перевозчиков АТП «ГОРТРАНС» обратились жители района Чапаево, т.к. маршрутное такси не доезжает до их района.

6. В районе «Зелёной Рощи» упал метеорит

7. В городе случилась эпидемия простудных заболеваний

8. В городском кинотеатре состоялась премьера запрещённого фильма «Звонок на урок»

9. Неожиданно изменилось расписание поездов в городе.

10. Соседи многоквартирного дома написали коллективную жалобу на жильцов квартиры №13.


Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 67; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!