Фантастические птицы и химеры 16 страница
С апковски А. Бестиарий. Интернет, http://www.Sapkovski/texts/bestiariy.htm.
Символы и их значения. СПб., 2000. 62 с.
СМНЧК — Сказки 1974 — Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки. М., 1974. 646 с.
СЯ 2002 — Сказки Японии. М., 2002. 399 с.
СМ 1999 — Словарь мифов. М., 1999. 428 с.
Стеблова 2002 — Стеблова И.В. Очерки турецкой мифологии. М., 2002. 102 с.
Сын ветра 1989 — Сын ветра. Сказки Центральной и Южной Африки / Сост. В. Бейлис. М., 1989. 365 с.
СД 1960 — Сыны Дехевая. Предания о демонах и рассказы охотников за головами. М., 1960. 136 с.
Т ахо-Годи 1989 — Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. ML, 1989. 392 с.
Темкин 1982 — Темкин Э.Н., Эрмане В.Г. Мифы Древней Индии. М., 1982. 270 с.
Терентьев-Катанский 2004 — Терентьев-Катанский А.П. Иллюстрации к китайскому бестиарию. СПб., 2004. 223 с.
Тетерин 2000 — Тетерин С. Двойняшки. Пермский оракул для гадания и привлечения личной удачи. Киев, 2000. 127 с.
Толстой 1963 — Толстой А.К. Собрание сочинений. М., 1963. Т. 1.
Тресиддер 1999 — Тресиддер Д. Словарь символов. М., 1999. 447 с.
У С Кн. 1; Кн. 2 — Украинские сказки: В 2-х кн. М., 1992. Кн. 1; 1993. Кн. 2.
Ф адеева 2002 — Фадеева Т.М. Крым в сакральном пространстве. Симферополь, 2002. 303 с.
Флобер 1994 — Флобер Г. Избранные сочинения. М.,1994. 496 с.
Франс 1959 — Франс А. Собрание сочинений. М., 1959. Т. 6. 767 с.
Х афизов 1999 — Хафизов Д. Крылья Зиланта//Казань. 1999. № 5–6. С. 100–119.
Хусаинов А. Урал-батыр. Башкирский народный эпос // http://spintongues.msk.ru/ural-batyr/htm.
Э СС 1997 — Энциклопедия сверхъестественных существ. М., 1997. 538 с.
Эффель 1967 — Эффель Ж. На темы дня. Таллинн, 1967.
|
|
Ю ань Кэ 1987 — Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1987. 527 с.
Юрченко 2001 — Юрченко А.Г. Александрийский физиолог. СПб., 2001. 448 с.
Я ЛЛ 1988 — Японская любовная лирика. М., 1988. 254 с.
ЯП 1954 — Японская поэзия. М., 1954.178 с.
Buchers Bestiarium 1978 — Buchers Bestiarium. Frankfurt/M. 1978. 109 s.
Menagerie. http://swamp.merriweb.corn.au/picatrix/menagerie/ index.html.
Резюме
Обобщающие итоги обеих частей настоящей книги можно резюмировать следующим образом.
1. Рассмотрены мифы, легенды, сказки, басни и произведения художественной литературы, относящиеся к 44-м видам птиц (здесь слово «вид» употреблено не в зоологическом, а более широком смысле). Установлено, что самыми популярными являются (чаще всего упоминаются в мифологии, фольклоре и т. д.) куры (особенно петухи), соловей, лебедь, кукушка и орёл, а у палеоазиатских народов, обитающих в Северо-Восточной Сибири и на Аляске, — ворон.
2. Наиболее значительную роль в мифологии играют (участвуют в космогоничеких процессах) утка и другие водоплавающие птицы (часто они достают землю со дна Мирового океана и откладывают яйца, из которых развиваются боги-демиурги), а у палеоазиатов в роли демиурга или его помощника выступает Великий Ворон.
3. Рассмотрены также такие мифозои (мифологические персонажи, имеющие резко выраженные морфологические отличия от нормальных людей и животных), преимущественно химеры, в теле которых содержатся части тела птиц.
|
|
4. По количеству видов животных, представленных в составе тела, мифозои разделены на одинарных (но не ординарных!) и химер, которые могут быть двойными, тройными и т. д. Из упомянутых в книге к настоящим одинарным мифозоям относится только китайская половинчатая утка Бииняо, но здесь в эту группу включены также некоторые фантастические птицы, не имеющие морфологических отклонений от нормы (например, Феникс).
5. Более многочисленны и разнообразны птицехимеры (Ornithochimaerae). Из них 32 относятся к двойным, 22 — к тройным, 6 — к четверным, 3 — к пятерным, 1 — к шестерным, а один китайский дракон состоит из органов 6 разных млекопитающих, но имеет также когти птицы.
6. Из органов птицы в состав тела химер чаще всего вовлекаются крылья: они присутствуют у 41 химеры из 65, и это не случайно. Крылья — это «завидные» органы, дающие возможность спасаться от наземных хищников, нападать с воздуха на врагов и совершать далёкие перелёты, преодолевая такие препятствия, как горы, моря и непроходимые леса. Кроме того, крылья имеют и мистическое значение, помогая оторваться от грешной земли и подняться в заоблачные сферы.
|
|
7. Птицехимеры (и химеры вообще) не являются просто «игрой воображения», в большинстве случаев имеют определенный, обычно символический смысл. С этой точки зрения рассмотрены грифон, ангелы и другие крылатые добрые духи, херувимы, Тифон и Горгона Медуза.
8. При подборе иллюстраций предпочтение отдавалось старинным рисункам и произведениям представителей народов, еще не имеющих своей письменности.
Summary
Дата добавления: 2021-11-30; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!