О Джаганнатх, о Господь Вселенной. Милостиво предстань пред моими очами. 30 страница



Подобно любящему другу, она поможет обрести уверенность в себе, которую не сможет сломить первый резкий порыв холодного ветра или долгое засушливое лето. Она поможет сосредоточиться на способности цвести и источать сладкий аромат, а также давать плоды, которые можно будет целенаправленно использовать, а также, сбрасывать отмершие и больные ветви, смиренно и отрешённо.

Йога Сверхдуши поможет вовремя сбрасывать листья непристойности и будет способствовать появлению новых почек и листьев в любую, не обязательно весеннюю пору. Она обеспечит вас эмоциональной силой и терпением для противостояния резким непредвиденным ударам и переломам. Этот процесс поможет нам легко обрести все прекрасные способности и жить захватывающей, удивительной и полноценной жизнью.

 

Джапа-йога  

 

Не так давно я был на вечере памяти Джорджа Харрисона в его псевдо-тудоровском поместье, которое он в 1970-х подарил последователям Кришны. Каждый год в день его ухода из этого мира, преданные собираются вместе, вспоминают о нём, поют песни Джорджа, в общем, хорошо проводят время.

Сакши Гопал Дас, заставший то время, когда Джордж подарил поместье, читал отрывки из его книги «Я, Мне, Моё». На 200-й странице он объясняет, что его песня Awaiting on you all из его альбома All THINGS MUST PASS, была о джапе.

Джордж комментирует: «Awaiting on you all» — это медитация джапа-йога, что означает повторение молитв (мантр) на чётках (мала). Мантра —  это мистическая энергия, помещённая в звуковую структуру, и каждая мантра при её повторении наделяет человека определённой силой. Мантры состоят из 50 букв санскритского алфавита (деванагари — божественный язык), и все они направляют ум на концентрацию в чакрах высшей духовной энергии.

Многие мантры для джапы состоят из множества Имён Бога, и Маха-мантра рекомендуется как самый лёгкий и верный путь познания Бога в нынешнюю эпоху. К тому же, она может восстановить телесные атомы и сделать вашу жизнь совершенной.

 

Спасибо тебе, Джордж. Ты был таким мощным источником поддержки и помощи. Благодаря тебе процесс Бхакти руками великого святого А. Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады с невероятной скоростью распространился по всему миру. Незадолго до своего ухода в 1977 г. Шрила Прабхупада снял кольцо со своего пальца и сказал: «Передайте его Джорджу. Он был моим ангелом-хранителем».

В 1990-х преданные, проживавшие в поместье, оказались под угрозой изгнания из их центра из-за жалоб сельских жителей, сетовавших на то, что уже как два года подряд во время празднования Дипавали  и Джанмаштами их тихий деревенский покой нарушают десятки тысяч индусов, стекающихся сюда в эти священные дни почитания Бога.

Несмотря на то, что паломники не пели и не бегали по улицам, размахивая флагами и транспарантами, а мирно и спокойно заполняли регистрационные бланки в своих машинах, кому-то из жителей показалось, что это уж слишком. Возглавил эту кампанию один владелец паба, очень крикливый господин. Он требовал изгнать нас из деревни.

И тут, совсем неожиданно я натолкнулся на нашего бывшего менеджера Энди Стефенса, проживавшего там в то время. Он преуспевал и был менеджером Джорджа Майкла. После недолгих воспоминаний об ушедших днях, я спросил Энди, действительно ли мы так шумим и беспокоим людей. Он резко возразил: «Вовсе нет. Вот кто шумит по-настоящему, так этот чёртов владелец паба. Когда посетители вываливаются на улицу, деревня превращается в Дикий Запад. В течение получаса они шумят и орут во всю глотку, ничем не отличаясь от своих ,,коней“...» (он имел в виду их скоростные автомобили, которые могут позволить себе только богачи.)

Началась десятилетняя тяжба, которая обошлась нам в тысячи фунтов. Мы даже подали прошение в Палату Общин. В один ненастный и мрачный день тысячи индусов со всей страны прибыли в Вестминстер, воспевая и размахивая транспарантами и плакатами. В какой-то момент несколько пожилых женщин смело сели в центре запруженной дороги, что могло поспособствовать ходу судебного процесса. Мы последовали их примеру и сели рядом. Полицейские обошлись с нами очень грубо. Я увидел, как одну пожилую женщину (она не смогла быстро встать с земли) полицейские схватили за волосы и оттащили прочь. И вот, сделав последний рывок, мы выиграли дело. Была достигнута договорённость, что мы можем продолжать заниматься «Божьим промыслом», однако нам следует купить пятьдесят пять акров земли напротив поместья, подальше от деревни, и построить специальную дорогу для посетителей, чтобы те могли незаметно для местных жителей въезжать и выезжать из поместья. Был сделан ещё один мощный рывок. Понадобились огромные суммы денег для покупки земли и строительства дороги, что было сделано за удивительно короткий срок, и мы радостно продолжили поклонение и встречи в поместье.

В день торжественной церемонии по случаю успешного завершения суда Джордж пришёл туда со своей женой Оливией. Вначале он поздравил преданных со спасением религиозного статуса поместья, на что они потратили столько сил. И когда дошёл черёд до Оливии, она тоже поделилась своими переживаниями. Она ошеломила всех, открыв секрет о решении Джорджа. В случае, если преданные потеряют поместье, он решил подарить им Прайори Парк, особняк Харрисона в Оксфордшире.

Как-то раз, во время гастролей, я встретился с Полом и Ринго, но я так и не увидел Джона и Джорджа! Один мой друг, преданный рассказал, как Джордж обратил его внимание на металлически-серый Порше, в котором он приехал. «Тебе он понравится ещё больше, если ты подойдёшь поближе», — сказал Джордж. Мой друг естественно подчинился и начал пристально разглядывать кузов. И тут он увидел много-много надписей, нанесённых преданными краской. Это была Харе Кришна Мантра. Преданный повернулся к Джорджу и воскликнул: «Вот это да! Потрясающе красиво!»

Джордж лаконично ответил: «У меня просто не было выбора, старина».

 

* * *

 

Для совершения джапа-йоги вам необходимо найти изолированное, спокойное и свободное место. Для успокоения ума и облегчения концентрации Его Святейшество Маханидхи Свами советует: «Нужно сесть в удобной и устойчивой позе. Тому, кто знает йогу , вполне подойдёт падма- или сиддхасана. Можно просто сидеть, скрестив ноги. Такое положение образует треугольный канал, по которому, чтобы не рассеиваться, в разных направлениях будет двигаться поток энергии. Держите голову, шею и грудь прямо, но без напряжения. Дышите медленно и глубоко. Расслабьте глаза, шею и лицевые мышцы. Начинайте нежно и тихо повторять. Внимательно, по возможности, с любовью. Маха-мантра считается самой всеобъемлющей молитвой:

 

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе

Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе

 

Закройте глаза и зафиксируйте внимание на аджна чакре (точке между бровями). Попытайтесь увидеть внутри себя образы Радхи и Кришны. Если ум попытается улизнуть от Кришны, возвращайте его обратно. Снова и снова погружайтесь в мысли о Кришне. Попытайтесь сохранять спокойствие и расслабленность ума. Но если вам слишком сложно сконцентрироваться на трикути или у вас начнёт болеть голова, откройте глаза и направьте их на изображение, фотографию или божества Радхи и Кришны. Спокойствие, решимость, внимание и интерес помогут успешному сосредоточению. Если вам сложно сделать и это, Шрила Прабхупада советует: просто продолжайте слушать Святые Имена. Вы Их повторяете, и этого уже достаточно.

Самое лучшее время для медитации — утренние часы до восхода солнца. Однако, прекрасно, если вы будете делать так всякий раз, когда у вас появится свободное время. Важно делать это регулярно, каждый день, в одно и то же время. Новичкам я рекомендую начать с 15 минут».

Учёные доказали, что лучше всего на беспокойную природу ума действует звук и созерцание. Для последующей концентрации ума на служении Кришне повторяйте мантру и созерцайте Радху и Кришну.

Повторяя Святые Имена

 

Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе,

Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе

 

минут на 15 сосредоточьте взгляд на изображении Радхи и Кришны. Закройте глаза и попытайтесь воссоздать ту же самую картину у себя в уме. Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе... Держите изображение в уме, направляя внутреннее зрение на каждую деталь образа Господа. Начните с лотосоподобных стоп, постепенно сосредоточьте взгляд на Его трансцендентном теле, сначала на стопах, затем на коленях, бёдрах, шёлковом дхоти, пупке, груди, жемчужном ожерелье, гирлянде, камне Каустубха, шее, лице, глазах, флейте, улыбке, волосах, тюрбане, на украшении тюрбана, и в завершение — павлинье перо. Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Ещё раз повторите визуализацию. Снова вернитесь к лотосоподобным стопам Кришны, повторяя Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Если изображение Кришны в уме исчезает, откройте глаза и снова направьте на него свой взгляд. Повторите процесс визуализации пять-шесть раз. Не беспокойтесь, если сразу у вас не получается подолгу удерживать в уме изображение Радхи и Кришны. Усиленная регулярная практика непременно приведёт к успеху, и через несколько месяцев такой практики вы сможете чётко удерживать в уме улыбающуюся Божественную Пару, повторяя Харе Кришна Маха-мантру.

Блага джапа-йоги неизмеримы. Воспевание Святых Имён — это противоядие в трудный век Кали, в котором мы живём. Оно помогает решить проблемы, и, не отклоняясь, идти к высшей цели жизни. Джапа-йога очищает сердце от всех скверных желаний, управляет умом и чувствами. Это трансцендентное знание. Как правило, чтобы обрести его, необходимо множество рождений. Но просто воспевая Харе Кришна Мантру, человек может быстро достичь духовного осознания. Благодаря сосредоточенному повторению Маха-мантры, появляются вера и преданность, закладывается прочный фундамент; человек не только обретёт освобождение, но и, наконец, любовь к Богу, что является совершенством человеческой жизни.

 

Киртан-йога  

 

Из восьми ветвей йоги Сверхдуши, киртан-йога, скорей всего, — самая многогранная йога. В ней используются разнообразные музыкальные инструменты: фисгармония, мриданга (глинянный барабан), караталы (металлические цимбалы), призывающее и ответное пение, спонтанный танец. Как и большинство ветвей йоги Сверхдуши, киртан основан на извечном принципе шраванам-киртанам, где не используются никакие йогические позы. Задающий тон пению преданный может возносить молитву на любую мелодию, исходящую из его сердца. Не музыкальные люди могут подумать, что этот метод уж точно не для них. Но они могут слушать запись киртана дома или в машине, подпевая преданным, что тоже весьма благоприятно.

Более предприимчивым я бы посоветовал присоединиться к уже сформированной группе. Это тоже очень хорошо. Постепенно вы привыкнете к разным стилям киртана. Пока вы сами ещё не можете вести киртан, ваша уверенность и способности растут, и в один прекрасный момент вы обнаружите себя во главе этого самого киртана. Если же у вас нет времени на воспевание, всё-таки запомните хорошенько, что этот процесс — очень быстрый способ продвижения на пути Бхакти Йоги. Когда ваше сердце откроется или захочет попробовать киртан,  не сомневаюсь, у вас получится.

Киртан —  дело сердечное, а спонтанность — повестка дня. Как я уже говорил, киртан-йога, часто необузданное и неудержимое воспевание, подойдёт не каждому. Киртан начинается со спокойной и сдержанной мелодии. Постепенно ведущий велением сердца усиливает темп, тем самым выказывая сердечное желание своего любовного обращения к Богу через молитву и танец. Чем опытнее ведущий киртания, тем больше вероятность того, что он или она не только смогут шагнуть вперёд и передать темп и мелодию для облегчения собственной душевной тоски, но и помогут сделать это другим участникам. Помню, в середине восьмидесятых, наша дочь Пия захотела учиться в гурукуле, духовной школе, неподалёку от Тура, во Франции. Мы поехали с ней и остались там на несколько дней, чтобы убедиться, что ей там хорошо. Всё это время мы посещали ежедневные духовные программы. В замке были как жилые помещения, так и великолепная храмовая комната. Именно там я и увидел совершение киртан-йоги в самом, что ни на есть, её неистовом исполнении.

Его Святейшество Индрадьюмна Свами был в то время руководителем храма, к тому же, он — превосходный киртания (ведущий вокалист киртана). Тогда он был в самом расцвете своих физических сил. Ему было лет 35. Там были ещё несколько его духовных братьев. Все они были великолепными танцорами и певцами. Разогревшись, как следует, они начинали буквально «взлетать». Они вращались, подпрыгивали, кружились, взмывали в воздух, по-видимому, бросая вызов земному тяготению и всем возможным признакам физической усталости.

Так, в духовном экстазе, они могли воспевать Имена Кришны весь день напролёт. Но всё-таки был временной лимит в один час. Будучи в движении сознания Кришны 20 с небольшим лет, я никогда не видел ничего подобного. Один преданный виртуозно владел огромными ручными цимбалами. Играя быстро и умело, он бросал вызов законам физики. Я видел как долго и быстро он кружился. Его глаза чуть не выскакивали из орбит. Позабыв обо всём от киртан-йоги, преданные то подскакивали, то вращались, то бегали по мраморному полу храма, насквозь взмокнув от экстатического пота.

Я поправлялся от ушиба колена, потому застенчиво стоял напротив, прислонившись к стене, в надежде, что меня не заметят. И как будто, прочитав мои мысли, Калийапани Прабху подбежал ко мне, схватил за дрожащие руки и втащил меня в эту какофонию грохочущих цимбал, гремящих барабанов и ревущих голосов. Мой голос мгновенно добавился к melee, но уже с другой молитвой, вовсе не духовной и возвышенной. Это был вопль инстинкта самосохранения. «Прекратите, пожалуйста! Нет! Моё колено! Я не могу вертеться! Я сейчас в обморок рухну!»

К счастью, меня услышали. Освободили. Я сразу же спрятался в безопасном укрытии, и появился, лишь, когда опасность миновала.

В общем-то, это не очень хорошая реклама киртан-йоги. Но именно тогда я получил своё первое впечатление от замечательного и ни с чем не сравнимого энтузиазма, с которым преданные исполняли тот киртан  во Франции. Такова сила святых имён. Именно так они воспламеняют сердца. С тех пор, я участвовал не в одной тысяче киртанов. Иногда даже сам их возглавлял. Киртаны —  визитная карточка последователей Кришны. Каждый день, в каждом храме мира, или неподалёку от них, можно послушать киртан или поучаствовать в нём. Число участников варьируется от десяти до двухсот. А во время крупных фестивалей вроде Гаура Пурнимы (день явления Господа Чайтаньи), Джанмаштами (день явления Господа Кришны) или Раманавами, две, а то и три тысячи людей вкушают экстаз киртан-йоги. Чем больше участников киртана, тем веселее.

Я хотел бы поделиться с вами интересными описаниями, связанными с киртан-йогой, где можно увидеть, как это делали в старину. Возможно, кто-то из вас удивится, узнав, что йога может быть более активной по сравнению с другими видами йогических практик, где нужно выполнять асаны, сидеть в тихом месте, медитировать, правильно дышать и т. д. Прежде всего, позвольте мне процитировать Упанишады, где Господь Брахма, творец вселенной, говорит следующие слова мудрецу Нараде Муни:

 

Калер доса нидхе раджан: асти хеко маха гуна.

Киртанад эва Кришнасъя Мукта санга парам враджет.

 

Кали Юга — бесспорно океан порока. Но человек может легко пересечь его, просто воспевая Святые Имена Господа.

 

500 лет назад, танцуя во время шествия Джаганнатхи в Пури, Господь Чайтанья сформировал 7 групп преданных-киртаний. Поскольку в то время не было микрофонов, усиливающих звук, Он назначил два ведущих певца. А ещё Он выбрал тех, кто виртуозно играет на караталах и мридангах. Во время киртана каким-то чудесным образом Он одновременно танцевал в каждой такой группе.

Приведу цитату из средневекового классического произведения «Чайтанья-чаритамрита », где приводится детальное описание киртана:

 

Шри Чайтанья разделил всех участников санкиртаны на четыре группы, каждая из которых состояла из двадцати четырех певцов, двух искусных музыкантов на мриданге и восьми помощников. Главными киртаниями были Сварупа Дамодара и Шривас Тхакур. Их сильные голоса слышали всё. Немного подумав, Господь Чайтанья повелел Нитьянанде Прабху, Адвайте Ачарье, Харидасу Тхакуру и Вакрешваре Пандиту танцевать в каждой из четырех групп.

Сварупа Дамодара вёл первую группу, пять преданных поддерживали пение — Дамодара Пандит, Нарайана, Говинда Датта, Рагхава Пандит и Шри Говиндананда. Адвайта Ачарья танцевал среди них. Вторую группу возглавил Шривас Тхакура, и снова пятеро преданных помогали ему петь — Гангадас, Харидас, Шриман, Субхананда и Шри Рама Пандит. А танцевал Нитьянанда Прабху. Третью группу возглавил Мукунда, ему помогали Васудева, Гопинатха, Мурари, Шриканта и Валлабха Сена, а танцевал Харидас Тхакур. Четвёртую вёл Говинда Гхош, с ним вместе пели Харидас младший, Вишнудас, Рагхава и два брата — Мадхава Гхош и Васудева Гхош, а танцевал Вакрешвара Пандит.

К этим четырём группам присоединились ещё множество преданных, среди которых были прекрасные певцы и танцоры, и стихийно образовались семь групп санкиртаны. В первой были жители Кулинаграма, а танцевали Рамананда и Сатьявраджа. Вторая, созданная Адвайтой Ачарьей, пришла из Шантипура, здесь пели лучшие певцы, а танцевал Ачьютананда. Следующую группу составили жители Кханды, и танцевали в ней Нарахари Прабху и Рагхунандана.

Четыре основные группы Санкиртаны пели перед Господом Джаганнатхой. Остальные преданные пели и танцевали по всей длине огромной процессии: две группы шли по обеим сторонам колесницы Господа Джаганнатхи, а последняя — заключала шествие. В каждой из семи групп было два человека, которые били в барабаны. Таким образом, одновременно звучало четырнадцать барабанов! Звуки эти достигали небес и проникали в самое сердце, сводя с ума от экстатической любви к Кришне.

Толпы Вайшнавов вокруг колесницы Джаганнатхи, Субхадры и Баладевы напоминали стаи облаков в сезон дождей. Когда они повторяли Святые Имена, из глаз текли слёзы блаженства, подобно облакам, проливающим потоки дождя. Звучал божественный киртан , воспевание Святых Имён Господа заполнило все три мира. Не было слышно ни одного постороннего звука, только Святое Имя. Господь Чайтанья Махапрабху, танцуя, переходил от одной группы к другой. Он громко пел Святое Имя Хари и, взывая к небу, восклицал: «Хари бол! Хари бол!»

В эти восторженные мгновения преданные всех семи групп видели Господа каждый — в своей. Счастливые тем, что Господь Чайтанья рядом, они говорили друзьям:

— Посмотрите! Господь Чайтанья Махапрабху танцует с нами и никуда не хочет уходить! Он одарил нас своей милостью!

Но никто не понимал, что Господь Чайтанья одновременно находился в каждой из семи групп, явив Себя в семи Своих экспансиях!

 

Множество необычных событий присущи киртан-йоге. Это превосходный способ выражения любви к Господу. Будучи Самим Богом, Господь Чайтанья Сам поддерживал киртан. Он пел и танцевал, используя каждое мгновение и любую возможность вкусить сладость воспевания собственных Святых Имён. В хорошо известной шлоке «Шримад-Бхагаватам » о жизненной необходимости киртан-йоги Господь говорит следующее:


Дата добавления: 2023-02-21; просмотров: 16; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!