Концепция этноса в отечественной этнологии.
Существует несколько концепций теории этноса:
1) Объективистская (теория примордиализма) – подверглась критике, ей на смену пришли:
2) Конструктивистская
3) Инструменталистская.
Теория примордиализма (от лат. Primordial – исконный, изначальный): Ю.В.Бромлей; Л.Н.Гумилев.
Этносы мыслятся как долговечные формирования, существующие независимо от воли и желания их представителей. Они формируются вследствие объективных факторов, вне сознания людей:
* в силу их расовой (биолог.) принадлежности,
* наличия кровно-родственных связей,
* родного языка,
* необходимости адаптации к определенной территории (климатические., хозяйственные, социально-политические условия).
Этничность – неотъемлемая, почти врожденная характеристика личности.
Конструктивистская теория (от лат. - сооружаю): В.А.Тишков
Этносы – это «воображаемые общности». Они не сущ. в объективной реальности, создаются только в сознании людей. Представления об этносах внедряются извне усилиями эксплуатирующих «этническую идею» политич. дидеров.
Главное в этничности – самосознание.
Современная наука рассм. этничность как чувство принадлежности к группе людей, отлич. от др. по культуре. Этническая принадлежность подвижна, человек м. ее менять (смешанные семьи).
По Тишкову, этничность – это своего рода внутренний референдум к. человека: принадлежать той или другой культуре или двоим одновременно.
|
|
Инструменталистская теория
занимает промеж. положение м/у 1 и 2.
Она признает объективное существованиеие этнического самосознания, но оно чаще дремлет и проявляется оно только в ситуациях ради достижения какой-либо политич., экономич. и др. идеей.
Термин «нация» - это | «Национальность» - это | Межнациональные отношения – это | |
В России | 1) = «национальность» (этнонация) 2) высшая стадия этноса, характ. для эпохи капитализма | этнические общности и народы | отношения между этносами (межэтнические) |
На Западе | = согражданство. | = гражданство | Отношения межгосударствен. Межэтнические отношения – отношения между народами |
Типы и разновидности этнических процессов.
Этнос – постоянно движущаяся общность. Этнические процессы – изменения параметров этносов во времени. Это главное содержание этнической истории человечества. Этнические процессы имеют иерархию, т.е. могут идти одновременно на разных уровнях, иногда даже в противоположных направлениях.
Формирование этносов – Этногенез.
Существуют три основных исторических типа этногенеза:
1. Палеоэтногенез – формирование этносов разных метаэтнических общностей, т.е. групп этносов, сложившихся в результате их длительного культурного взаимодействия или политических связей. Выделяются этноязыковые (германцы, славяне, тюрки, арабы), этнорасовые (в Латинской Америке), этнокультурные (народы Кавказа, Поволжья, Сибири) и этнополитические (британцы, швейцарцы) формы палеоэтногенеза.
|
|
2. Мезоэтногенез – возникновение этносов типа народностей, т.е. этносов, находящихся на стадии между племенами и нациями. Мезоэтногенез совпадает с образованием раннеклассовых государств, и впоследствии именно на базе этносов типа народностей сформировалось большинство современных наций развитых государств.
3. Неогенез – этногенез Нового и Новейшего времени, происходящий на территории Африки, Америки, Океании, Азии, в котором принимают участие как представители ранее сложившихся этносов (главным образом европейские переселенцы), так и местных этнических групп, находящихся на разных стадиях этногенеза.
Выделяются два типа этнических процессов:
1) эволюционный тип, который находит свое выражение в изменении любого признака этноса:
языка (появление или исчезновение диалектов, сленга, формирование литературного языка);
культуры;
|
|
социальных структур;
2) трансформационный тип, ведущий к смене этнической принадлежности ранее существующего этноса. Трансформационные этнические процессы проявляются в смене основного признака этноса – его самосознания.
Типы этнических процессов:
1. Миграции и насильственные географические смещения
(депортации, в т. ч. расселение чересполосицей)
2. Консолидация (взаимодействие существенно различающихся по языку и культуре общностей, ведущее к появлению у них общих черт в культуре. В некотором роде противостоит консолидации интеграция (слияние нескольких родственных по языку и культуре этнических единиц в одну этническую общность) и дифференция (разделение) этносов.
3. Аккультурация (освоение культуры одного этноса другим)
4. Ассимиляция (полная утрата этнохарактеристик и расстворение одного этноса в другом)
5. Этноэволюционные процессы (формирование наций, увеличение информационных потоков внутри этноса + самостоятельное изменение языка, культуры и пр).
Типы этнических общностей.
1) Народность*. Связующий фактор – государство. Основной симптом – увеличение культурно-информационных связей внутри ЭСО (отсюда – важность письменности) либо расширение рамок однородной культуры. Основной стимул к образованию народности – мобилизация на какие-нибудь работы, призыв в войско и др. Бывает разных уровней.
|
|
а) Этникос – совокупность людей, обладающих относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также самосознанием, фиксированным в самоназвании. В отличие от ЭСО считается не обязательной принадлежность к определенному государству, наличие территории, экономической и социально-классовой общности.
б) Этносоциальный организм – совокупность людей одной этнической принадлежности, входящих в состав отдельного социального организма (племени в доклассовых обществах, государства в классовых).
* В советской науке примерно с начала 1950-х стал применяться для обозначения различных видов этноса, находящихся стадиально между племенами или союзом племен и нацией.
2) Метаэтническая общность – группы этносов, обладающих (хотя бы в неразвитой, зачаточной или остаточной форме) элементами общего самосознания, основанными на этногенетической близости или на длительном хозяйственном и культурном взаимодействии. Обычно у этих разных общностей возникает нечто общее (ср. эллинизм или позднюю римскую империю).
3) Нация. Результат либо трансформации соответствующей народности в нацию, либо объединения нескольких народностей. Более интенсивные, чем в народности, культурно-информационные связи.
4) Субэтнос. Характеризуется наличием самосознания и самоназвания. Однако по своему происхождению, языку и многим элементам культуры субэтнос представляет собой часть более широкой этнической общности, что также отражается в самосознании его членов и их втором самоназвании или этнониме.
5) Этнографическая группа – локальное подразделение этноса, отличающееся от аналогичных ему своим диалектом (говором) и теми или иными компонентами материальной и духовной культуры, выявляемым главным образом в результате специальных обследований. Может выделиться в результате утери субэтносом особого самосознания.
6) Локальная группа. Компактное поселение представителей некоторого этноса. Чаще всего – социально-экономические коллективы (общины) охотников и собирателей, осваивающие определенные территории. Один или несколько родов. Численность: 30-50 чел.
Этнологические источники.
Этнологический источник – всякое явление, которое может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах.
На ранних этапах – наблюдения купцов, послов, путешественников, судовых врачей и натуралистов (Дарвин, Геродот, Тацит). Эти источники создавались как служебные записи, либо как самостоятельные произведения. В них – иногда ценная информация об исчезнувших народах. Позже – полевые исследования и экспедиции. Уже научный подход к сбору данных. На этом этапе появляется методология этнографии. Привлекаются сведения многих, в том числе естественных, наук (большей частью – прикладных), таких как ботаника, медицина, биология и др (комплексный подход Д.Н. Анучина).
Основные группы источников:
Дата добавления: 2023-01-08; просмотров: 44; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!