Тема 30. ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ



Понятие и природа ценностей.

Виды ценностей.

В современной философии есть раздел, отведенный исследованию ценностей,- аксиология (от греч. axios - ценный и logos - слово, понятие, учение). Для философского мировоззрения аксиологическая проблематика имеет фундаментальное значение. Оно обусловлено тем, что задачей философии является установление предельных оснований бытия и построение, исходя из их понимания, целостного мировидения, которое помогло бы выбрать общее направление жизни, указать ее главные цели. В решении этой задачи первостепенную важность имеет определение ценностных оснований человеческого бытия. Отсюда проистекает проясняющая сила ценностного подхода в философии. Для раскрытия первого вопроса следует дать определения понятий «ценность», «ценностная ориентация», «оценка», «идеал», «установка», «норма», «смысл жизни». Выявите природу ценностей, их роль в жизни человека и общества. В этом вам поможет рекомендуемая литература. 2. Во втором вопросе следует обратить внимание на то, как классифицируются ценности, назвать типы ценностных ориентаций, осветить вопрос об иерархии ценностей. Важно понять, какой мировоззренческий смысл имеют высшие ценности. Нужно при этом иметь в виду, что к высшим ценностям относятся социальные, нравственные, эстетические, религиозные идеалы и принципы, действующие в качестве духовных ориентиров человеческой - общественной и личной - жизни и деятельности. В следовании им, в их реализации люди ищут смысл своей жизни. Они поднимают человека над уровнем его повседневных материальных потребностей и интересов и тем самым возвышают его как социального субъекта, как субъекта культуры. Анализ ценностей в рамках философии культуры неизбежно наталкивается на проблему добра и зла, справедливости, совести и других моральных ценностей. Исследованию морали в философии посвящен специальный раздел – этика. Большую роль в жизни человека и общества играет религия, в которой приобщение к высшим ценностям достигается через отношение к Абсолюту-святыне. Попытайтесь кратко охарактеризовать роль религии, моральных и эстетических ценностей и искусства в жизни людей.

 

Список литературы

1. Аксиология, или Философское исследование природы ценностей: Антология. –М., 1996.

2. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей.- М.,1981.

3. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003.

4. Гусейнов А.А. Этика/А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян.- М.,1998.

5. Дробницкий О.Г. Понятие морали.- М.,1974.

6. Каган М.С. Философская теоия ценностей.- СПб, 1997.

7. Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учеб. для студентов вузов/ В.А. Канке. -- 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2000.

8. Кошарный В.П.Этика и эстетика/В.П. Кошарный, Г.Г. Сорокина, И.Н. Столяров.- Пенза, 2004.

1. Наука и ценности.- Л., 1990.

2. Риккерт Г. О системе ценностей//Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре.- М., 1998.

3. Ясперс К. Человек и его ценности. Ч.1. М.,1988.

4. Философия: Учебник для студентов вузов/ Лавриненко, Владимир Николаевич.- 2-е издание, исправленное и дополненное. - М, 2002.

Тема 31. СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ

1. Общество как объект философского анализа.

2. Структура общества, объективное и субъективное в истории человечества.

 

1. Раскрывая эту тему, покажите, что философия формирует целостный взгляд на историю и исторический процесс, который не могут предложить частные науки об обществе. В первом вопросе предстоит рассмотреть генезис общества и его развитие с различных философских позиций: материализма (исторический материализм К. Маркса), идеализма (абсолютный идеализм Г.Гегеля), теологии (Августин Аврелий). Необходимо также осветить противоположные подходы к пониманию критериев общественного развития – формационный (К.Маркс) и цивили-зационный (Н.Данилевский, О.Шпенглер и др.). Подчеркните, что в зависимости от того, какой аспект общества или истории подлежит изучению, можно выбрать ту или иную философскую концепцию, но при этом не стоит забывать, что жизнь людей всегда богаче, чем любые теоретические конструкции, объясняющие ее. Дайте философское определение общества и раскройте его сущность.

2. Во втором вопросе общество следует рассматривать как системное образование, имеющее свою структуру и функции. В структуре общества выделяют несколько сфер (покажите каких), каждая из которых удовлетворяет определенные потребности человека. Тем не менее, общество есть целостная система, поэтому все его элементы тесно связаны между собой и существуют в единстве. Необходимо обратить внимание на два фундаментальных элемента данной системы – собственность и власть, определяющих форму государственности любого общества (тоталитарное или демократическое). Далее перейдите к изложению вопроса о субъек-тивных и объективных факторах общественной жизни, что, по сути, совпадает с вопросом о роли личности в жизни общества и истории. А закончить нужно размышлением о смысле человеческой истории и исто-рическом прогрессе. Делая вывод, подчеркните, что наличие закономерностей в историческом процессе предполагает свободное действие человека, а из действий отдельных людей складываются исторические события. Необходимость исторического процесса осуществляется благодаря свободной деятельности отдельных людей, преследующих собственные частные интересы.

 

Список литературы

1. Гобозов И.А. Введение в философию истории. М., 1999.

2. Найдыш В.М. Миф и цивилизация // Вестн. Рос. Ун-та дружбы народов. 2001. №2. (Сер. Философия).

3. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М.,

4. Рычков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов – 100 ответов. Учеб .пособ. для студ. вузов. – М., 2001. С.89-99, 105-109.

5. Спиркин А.Г. Философия: Учеб. для сузов. – М., 1999. – С.522-583.

6. Философия. Учеб. пособ. для вузов. Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 2001. – С.287-374.

 

Тема 32. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

1. Смысл и направленность человеческой истории.

2. Философские проблемы периодизации истории.

 

1. История всегда привлекала внимание философов. Однако только в XVIII в. философия истории выделяется в самостоятельный раздел философии. Термин "философия истории" был введен Вольтером, а в трудах И. Гердера философия истории оформилась в особое направление исследований. К различным проблемам философии истории обращались Ш. Монтескье, Г. Гегель, К. Маркс, А. Тойнби, О. Шпенглер, К. Ясперс, М. Вебер, О. Конт, Н. Данилевский, П. Сорокин. Прежде всего, необходимо выяснить, что изучает философия истории. Несмотря на то что проблематика философии истории менялась с течением времени, основным признаком, отличающим ее от собственно исторических наук, является подход к истории с точки зрения философских принципов и категорий. Какие же проблемы рассматривает философия истории ? Ответ на этот вопрос студент может найти в книге «Философия в вопросах и ответах:» (Учебное пособие для студентов и аспирантов нефилософских специальностей/ Зорина Е.В., А.В. Соколов, З.Ф. Рахманкулова; Алексеев, А.П., Яковлева, Л.Е.. - М.: 2003). Далее следует разобраться в том, каковы движущие силы исторического процесса, какие факторы придают направленность историческим изменениям, детерминируют историческое развитие, как этот вопрос решался в истории философии. Постарайтесь критически подойти к односторонности различных видов детерминации исторического процесса. Как решался философами вопрос о смысле и цели исторического процесса? Как Вы сами представляете решение этих вопросов? Проблема смысла истории сопряжена с другим важным для философии истории вопросом - об историческом прогрессе. Важно ответить и на вопрос: есть ли прогресс в истории и каковы его критерии? В заключение выясните, как представлено историческое развитие в современных теориях индустриального, постиндустриального и нформационного общества?

2. В чем состоит проблема периодизации исторического процесса? Рассматривая историю в целом как единый процесс, делая акцент на динамике исторического процесса, философия истории занимает определенную позицию в отношении этапов исторического развития. Необходимость выделения стадий исторического процесса обусловлена задачей определения направления исторического развития и сопоставления различных исторических эпох. Каковы критерии выделения периодов исторического развития? Что характеризует формационный подход к периодизации исторического процесса? В чем особенности цивилизационного подхода к периодизации исторического процесса? Как на этот вопрос отвечают сторонники концепций индустриального, постиндустриального и информационного общества? Опираясь на материал учебников и литературы, приведенной в списке постарайтесь раскрыть поставленные вопросы.

 

Список литературы

1. Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М.,1991. Ковалев А.М. Еще раз о формационном и цивилизационном подходе // Общественные науки и современность.1996.№1.

2. Мудрагей Н.С. Философия истории Дж. Вико // Вопросы философии. 1996.

3. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992.№8.

4. Рачков П.А. "Конец истории" как социофилософская проблема// Вестник Моск.ун-та,1993.-№2.

5. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

6. Философия истории: Антология. М., 1994.

7. Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993.

8. Шпет Г.Г. Философия истории // Вестник Моск. ун-та. Серия философия.-1994.-№3.

9. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

10. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие для студентов и аспирантов нефилософских специальностей/ Зорина Е.В., А.В. Соколов, З.Ф. Рахманкулова; Алексеев, А.П., Яковлева, Л.Е.. - М.,2003.

11. Философия истории: Учеб. Пособие / Под ред. проф. А.С.Панарина. М.: Гардарики, 1999.

 


Дата добавления: 2018-02-18; просмотров: 1243; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!