Вера человека не станет полноценной, пока он не уверует во все атрибуты Аллаха как положено.



 

«Единение Аллаха в именах и атрибутах не станет полным без того, чтобы человек не уверовал во все атрибуты, имена, действия и их положения, с которыми пришли Книга и Сунна так, как подобает величию Творца. Он должен знать, что подобно тому, как никто не подобен Ему в Его сущности, никто не подобен Ему в Его атрибутах».

 

Автор повторяет это из-за того, что это важно, и что разногласия в этом вопросе очевидны и часты.

 

Автор говорит: «Единение Аллаха в именах и атрибутах не станет полным…»

Мы узнали, что такое единство Аллаха в именах и атрибутах, или нет? Что такое единство в именах и атрибутах? Нет никакой разницы между единством в именах и атрибутах, единством в господстве и единством в именах и атрибутах. Это значит, что Аллах един во всех трех видах.

 

Его атрибуты принадлежат только Ему, и никому другому, возвышен Он и свят. Его действия также принадлежат Ему одному. Вера человек не станет полной, пока человек не уверует во все это так, как сказал Аллах, велик Он и возвышен, и сказал Его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует. Он должен верить в них, в их значения и в их положения.

 

Это потому, что если есть речь, то в ней есть смысл или положение, поэтому нельзя принимать одни лишь слова, оставляя положения и значения. Именно это объясняет нам автор. Вера во все это должно подобать величию Творца. Он опять повторяет это, так как это и есть единобожие – вера в то, что касается Его Одного, так, чтобы это подобало Его величию, и никто не подобен Ему и не равен Ему в этом.

 

Все эти три вещи: атрибуты, право Аллаха и Его действия нашли своих противников. Поэтому ученые говорят о мутазилитах, что они – отрицающие атрибуты и уподобляющие в делах. Они уподобляют деяния Аллаха деяниям творений, свят Он и вовзышен, и отрицают Его атрибуты. В них собралось много зла.

 

Время закончилось; Аллаху известно лучше; да благословит Аллах и приветствует Своего раба и посланника, нашего Пророка – Мухаммада.

 

 

О тауиле (истолковании) атрибутов Аллаха.

 

Лекция № 4

Хвала Аллаху, Господу миров; да благословит Аллах и приветствует нашего Пророка Мухаммада, правдивого и верного, а также весь его род и сподвижников.

А затем:

Автор, да помилует его Аллах, сказал: «Кто решит, что некоторые предпосылки обязывают нас толковать некоторые атрибуты не в соответствии с их известным значением, тот впал в очевидное заблуждение».

 

С именем Аллаха, Милостивого и Милующего.

Хвала Аллаху, Господу миров; да благословит Аллах и приветствует Своего раба и посланника, нашего Пророка – Мухаммада, а также его род, сподвижников и последователей, которые шли по его пути и пути его призыва до Судного Дня.

А затем:

Автор говорит: «Кто решит, что некоторые предпосылки обязывают нас толковать некоторые атрибуты не в соответствии с их известным значением, тот впал в очевидное заблуждение».

 

Автор имеет в виду ашаритов – течение толкователей, которые говорят, что разум требует «та'виля». Это потому, что это слово имеет три значения. Первое значение – толкование («тафсир»); второе значение – то, к чему склоняется суть вещи. Эти два значения принимаются, и их можно применять, так как в их отношении есть доказательства.

 

Что касается третьего значения слова «та'виль», то он придуман. Третье значение слова – отклонение от начального и более правильного значения слова к другому его значению, неправильному, с доказательством. Но возникает вопрос: что является доказательством? Они считают, что разум – доказательство. Именно об этом говорит здесь автор.

 

Автор говорит: «Кто решит, что некоторые предпосылки обязывают нас толковать…», – потому, что ашариты считают «та'виль» обязательным. Они говорят, что эти аяты об атрибутах непонятны и они иносказательны. Поэтому, если человек наткнулся на них, то у него есть два варианта, как с ними поступить: либо он их оставляет, либо он их толкует. Это значит, что они считают ложь, или даже неверие, обязательным. Поэтому он говорит: «…тот впал в очевидное заблуждение».

 

Деяния рабов сотворены Аллахом.

 

«Единение Аллаха в господстве не будет полным, пока человек не будет верить, что деяния рабов сотворены Аллахом, что их желания следуют за желанием Аллаха, что они совершают деяния и обладают свободой воли, в соответствии с которой они совершают деяния, и с ними связаны приказы и запреты».

 

Это – уже другой вопрос: опровержение кадаритам. Кадариты состоят из двух течений, как это известно вам. Последователи одного из них отвергли предопределение и заявили, что раб сам совершает свои деяния; он верует, если хочет, и не верует, если хочет. Они приводят в доказательство аяты, но сами аяты не важны для них: так как еще чаще они приводят в доказательство рассуждения.

 

Последователи второго течения полностью противоположны первому по своим убеждениям: они считают, что у человека нет свободы воли, и что он действует по принуждению; и обе они заблудшие. Истина находится между ними.

 

Поэтому автор говорит: «Единение Аллаха в господстве не будет полным, пока человек не будет верить, что деяния рабов сотворены Аллахом». Это потому, что все творение принадлежит Аллаху, велик Он и возвышен. Мы уже говорили об этом, и мы опровергли их рассуждения о том, что если мы будем утверждать, что деяния сотворены Аллахом, то Аллах окажется несправедливым, велик Он и возвышен, а это неверие, а мы избегаем неверия.

 

Мы говорим им, что они обязательно должны помнить, что Аллах сотворил человека. Это очевидно. Если человек принял это, то мы говорим ему: «Какая часть человека сотворена? Только тело? Или тело и качества?» Качества человека следуют за телом в этом отношении. Не может быть такого, чтобы тело человека было сотворено Аллахом, а его дела – им самим. Одни из атрибутов человека – это способность к деяниям и наличие воли. Посредством этих двух качеств и совершаются деяния. Если же эти два качества человека сотворены Аллахом, то и деяния человека сотворены Аллахом.

 

Всем известно, что запреты и приказы привязаны к способности их выполнять. Аллах приказал человеку что-то конкретное и запретил ему что-то конкретное. С этими приказами и запретами пришел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «У тебя есть выбор: если хочешь, повинуешься и следуешь приказам, и тогда ты заслужишь лучшее воздаяние; если ты не хочешь, то можешь не повиноваться и быть неверным, но Аллах не пропустит тебя, ты к Нему вернешься, и Он накажет тебя».

 

Аллах обещал награду за благодеяния и наказание за злодеяния, а выбор оставил за человеком. Но желание раба всегда следует за желанием Аллаха. Всевышний сказал: «Но вы не пожелаете этого, если этого не пожелает Аллах» (81:29).

 

У рабов есть воля и желания, но они следуют за желанием Аллаха. Что касается второй группы – джабритов, то их заблуждение более очевидно и известно, а также оно хуже. На основе их убеждений не могут существовать ни религия, ни мирское.

 

Поэтому ученые говорят: «К ним нужно относиться в соответствии с их же убеждениями». Что это значит? Нужно подходить к ним и бить по лицу, говоря: «Не вини меня, я не управляю своими делами; это не я ударил». Успокоит ли его такое объяснение? Нет, он еще больше разозлится. Именно поэтому все должны понимать, что человек будет спрошен именно за свои дела.

 

А иначе люди могли бы делать все, что хотят: убивать, воровать, а потом говорить: «Я вынужден это сделать; у меня нет своей воли». Это касается только мирского, а что тогда будет с Последним миром?

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 627; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!