Музыкальные произведения для прослушивания

Содержание курса семинарских занятий

ТЕМА 1

Музыка периода Французской буржуазной революции. Творчество Бетховена

 

1. Мировоззрение, эстетические принципы Бетховена.

2. Особенности героико-драматического типа симфонизма.

3. Лирико-жанровые симфонии.

4. Программные произведения. Увертюры.

5. Эволюция жанра сонаты.

6. Вокальное творчество Бетховена:

a) цикл «К далекой возлюбленной»

b) опера «Фиделио»

c) «Торжественая месса».

 

ТЕМА 2

Музыкальный романтизм.

Романтизм в Австрии и Германии. Творчество Шуберта

 

1. Романтизм – художественное направление XIX века.

2. Содержание, идеи и образы творчества Шуберта.

3. Симфоническое творчество Шуберта.

a) Шуберт – создатель лирико-песенного симфонизма;

b) симфония h-moll «Неоконченная»;

c) симфония С-dur.

4. Вокальное творчество Шуберта.

a) характеристика вокального творчества;

b) песни;

c) драматургия вокального цикла «Прекрасная мельничиха»;

d) драматургия вокального цикла «Зимний путь».

5. Новые и классические жанры фортепианной музыки.

 

ТЕМА 3

Немецкая романтическая опера и творчество Вебера

 

1. Драматургия оперы «Вольный стрелок».

2. Роль хора в драматургии оперы.

 

ТЕМА 4

Творчество Мендельсона

 

1. Своеобразие личности и творческой судьбы.

2. Программные увертюры Мендельсона.

3. Скрипичный концерт – новый этап в развитии жанра.

4. Программный симфонизм. «Шотландская симфония».

 

ТЕМА 5

Идейно-эстетические принципы Шумана и его творчество

 

1. Мировоззрение и эстетические принципы Шумана. Шуман - музыкальный критик.

2. Вокальное творчество Шумана:

a) общая характеристика вокального творчества;

b) драматургия вокального цикла «Любовь поэта»;

c) драматургия вокального цикла «Любовь и жизнь женщины».

3. Сюитные циклы Шумана («Карнавал», «Крейслериана», «Симфонические этюды»).

4. Своеобразие сонатной формы в творчестве композитора.

5. Симфоническое творчество Шумана. Симфония d-moll.

 

ТЕМА 6

Романтизм в Италии и Франции.

Итальянский и французский музыкальный театр первой половины XIX в.

 

1. Возникновение новых жанровых разновидностей оперы.

2. Творчество Россини.

3. Творчество Беллини.

4. Творчество Доницетти.

5. Творчество Паганини.

6. Французская опера 10-40-х годов XIX века. Обер, Буальдье и др.

7. Развитие балета во Франции.

 

ТЕМА 7

Берлиоз и программный симфонизм

 

1. Берлиоз – музыкальный критик.

2. Программный симфонизм Берлиоза.

a) понятие программности в музыке

b) «Фантастическая симфония»

c) «Гарольд в Италии»

 

ТЕМА 8

Польская музыкальная культура. Творчество Шопена и Монюшко

 

1. Новаторская трактовка миниатюры и цикла миниатюр Шопена.

2. Своеобразие трактовки крупных форм в сонатах Шопена.

3. Создание свободных поэмно-балладных форм Шопена.

4. Монюшко. Опера «Галька».


Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины

  1. Рекомендуемая литература (основная):

 

Конен, В. История зарубежной музыки. Вып.3. - любое издание.

 

  1. Рекомендуемая литература (дополнительная):

ТЕМА 1

Музыка периода Французской буржуазной революции.

Творчество Бетховена

 

1. Аберт Г. …и Бетховен // МА. – 2991. - №12. – С.70-73.

2. Альшванг А. Бетховен. – М., 1977.

3. Асафьев Б. Бетховен //О симфонической и камерной музыке. – Л., 1981.

4. Берков В. Симфонии Бетховена. – М., 1970.

5. Бетховен: сб. статей. Вып.1 / ред.-сост. Н. А. Фишман. – М., 1971.

6. Бетховен. Эстетика, творческое наследие, исполнительство: Сборник статей. – М., 1971; М., 1972.- В 2 т.т.

7. Брендель А. Музыкальные характеры в фортепианных сонатах Бетховена // МА. – 2007. - №1. – С. 12-17.

8. Великович Э. И. Великие музыкальные имена. Биографии, материалы и документы. – СПб., 2000.

9. Вспоминая Бетховена: биографические заметки Франца Веклера и Фердинанда Риса. – М., 2001.

10. Вся симфоническая музыка в 2 руки. Справочник студента для экзаменов и коллоквиумов. СПб., 2005.

11. Гофман Л. Главная тема первой части Пятой фортепианной сонаты Бетховена // МА. – 1994. - №3. – С. 23-25.

12. Данилевич М. Симфонизм как музыкальная драматургия // Вопросы музыковедения. – М., 1973. – Вып. 2.

13. Иванова О. Об интонационном и функциональном единстве 9 симфонии Бетховена // Труды ГМПИ им. Гнесиных. – М., 1977. – Вып. 33.

14. Келер К. Х. «…прожить тысячу жизней!». По страницам разговорных тетрадей Бетховена. – М., 1983.

15. Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество. В 2т. – М., 2009.

16. Кириллина Л. В. Бетховен и проблемы отечественной музыкальной историографии // Множественность научных концепций в музыкознании. Келдышевские чтения - 2005. К 60-летию Е. М. Левашева: сб.ст. - М., 2009. - С. 127-134.

17. Кириллина Л. В. Загадки «Торжественной мессы» // Музыкальная академия. – 2000. - №1.- С. 9-29.

18. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков. Ч.1: Самосознание эпохи и музыкальная практика. – М., 1996.

19. Кириллина Л. Классический стиль в музыке XVIII - начала XIX веков. Ч.2, 3. – М., 2007.

20. Климовицкий А. Заметки по бетховениане // История и современность. – Л.,1981.

21. Климовицкий А. О творческом процессе Бетховена. – Л.,1979.

22. Корганов В. Бетховен. Биографический этюд. – М.,1997.

23. Крауклис Г. Романтический программный симфонизм. – М.,2007.

24. Кремлев Ю. Фортепианные сонаты Бетховена. – М.,1973.

25. Лаврентьева И. Поздние сонаты Бетховена // Вопросы музыкальной формы. – М.,1966. – Вып.1.

26. Людвиг Ван Бетховен. Жизнь. Творчество. Окружение / сост. Т. В. Соколова ; ГЦММК им. Глинки. – М., 1971.

27. Музыка Французской революции. Бетховен // ред. Р.Грубер, П.Вульфиус, К.Саква, Т.Цытович. – М.,1967.

28. Николаева Н. Стилистические прозрения в поздних квартетах Бетховена // Социалистическая музыкальная культура. – М.,1974.

29. Письма Бетховена: 1812-1816. – М., 1970.

30. Письма Бетховена: 1817-1822. – М., 1986.

31. Роллан Р. Бетховен. Великие творческие эпохи. От «Героической» до «Appassionata» // Музыкально-историческое наследие. – М.,1990. – Вып.5.

32. Роллан Р. Жизнь Бетховена. – М., 1964.

33. Роллан Р. Последние квартеты Бетховена. – Л.,1976.

34. Серов А. 9 симфония Бетховена, ее склад и стиль // Избранные статьи. – М., 1957. – Т.1.

35. Сигетти Н. Скрипичные произведения Бетховена // Исполнительское искусство зарубежных стран. – М.,1970. – Вып.5.

36. Соллертинский И. Исторические типы симфонической драматургии. – М.,1963.

37. Соллертинский И. «Фиделио» Бетховена. М.,1963.

38. Фишман Н. Этюды по бетховениане. - М., 1982.

39. Хохлов Ю. Пятая Бетховена и Четвертая Чайковского. – Музыкальная академия. – 1994.- №4. – С. 211-214.

40. Хохловкина А. Вокальная лирика Бетховена // Вопросы музыкознания. – М.,1956. – Т.2.

41. Цахер И. О. Поздние квартеты Бетховена. Особенности драматургии. – М., 1997.

42. Шаров К. Унесенные радостью // МА. – 2011. - №1. – С. 101-112.

43. Шатский П. Фортепианные вариации ор.34 Бетховена: «новая манера» композиции и исполнительские прочтения // МА. – 2011. – 2. – С. 95-100.

44. Шишова Т., Ласкова А. Багатели Бетховена в контексте жанровой системы музыки 19 века. – Музыкальная академия. – 1996. - №3-4. – С. 137-140.

45. Янов-Яновская Н. Бетховен как уникальное стилевое явление // МА. – 2010. - №2. – С. 117-119.

 

ТЕМА 2

Музыкальный романтизм.

Романтизм в Австрии и Германии. Творчество Шуберта

 

1. Берковский А. Романтизм в Германии. – М., 1973.

2. Бэлза И. Исторические судьбы романтизма и музыка. – М., 1985.

3. Васина-Гроссман В. Романтическая песня XIX века. – М., 1967.

4. Великович Э. И. Великие музыкальные имена. Биографии, материалы и документы. – СПб, 2000.

5. Вся симфоническая музыка в 2 руки. Справочник студента для экзаменов и коллоквиумов. СПб, 2003.

6. Вульфиус П. Классические и романтические тенденции в творчестве Шуберта. – М., 1974.

7. Вульфиус П. Прекрасная мельничиха Шуберта // Вопросы музыковедения. – М., 1956. – Т.2.

8. Вульфиус П. Франц Шуберт. - М., 1983.

9. Ганзбург Г. Три поколения композиторов-романтиков и их отношение к синтетическим жанрам. – Музыкальная академия. – 2001. - №3.

10. Жизнь Франца Шуберта в документах. По публикациям О.Э.Дейча и другим источникам. - М., 1963.

11. Житомирский Д. Р.Шуман. – М., 1964. (Вступительная глава).

12. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. – М., 1997.

13. Иванова И., Черкашина М. История оперы: Западная Европа XVIII - XIX веков. – Киев, 1999.

14. Конен В. Шуберт. – М.,1959.

15. Кудряшов А. Музыкальный романтизм: идеи эпохи и их воплощение // МА. – 2002. – №1. – С. 139-144.

16. Лаврентьева И. Симфонии Шуберта. – М.,1967.

17. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М., 1980.

18. Маркус С. История музыкальной эстетики – М.,1968. – Т.2.

19. Музыка Австрии и Германии XIX века. – М.,1975. – Кн.1.

20. Музыкальная эстетика Германии XIX века. – М.,1981.

21. Полозов С. Семантика многократной репетиции звука в вокальной музыке Ф. Шуберта // МА. – 2010. - №1. – С. 168-171.

22. Соллертинский И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика // Музыкально-исторические этюды. – М.,1964.

23. Ферман В. История новой западно-европейской музыки. – Л.,1940. – Т.1.

24. Хохлов Ю. Песни Шуберта. Черты стиля. – М.,1987.

25. Хохлов Ю. «Зимний путь» Шуберта. – М.,1967.

26. Хохлов Ю. Фортепианные сонаты Франца Шуберта. – М., 1998.

27. Хохлов Ю. Франц Шуберт. Жизнь и творчество в материалах и документах. – М.,1987.

 

 

ТЕМА 3

Немецкая романтическая опера и творчество Вебера

 

1. Берлиоз Г. «Фрейшюц» Вебера // Избранные статьи. – М.,1966.

2. Великович Э. Вебер и Гофман. // На перекрестках судеб. - СПб,2006.

3. Галушко Н. Эстетические принципы немецкой романтической оперы // Анализ, концепция, критика. – Л.,1977.

4. Гофман Э. Крейслериана //Избранные сочинения в 3 тт. – М.,1962. – Т.3.

5. Житомирский Д. Эстетические взгляды Гофмана // Избранные статьи. – М.,1981.

6. Иванов–Борецкий М. Гофман // Статьи и исследования. – М., 1972.

7. Кенигсберг А. Карл Мария Вебер. – Л.,1981.

8. Лаух К. Карл Мария Вебер. Биография. – Германия, 1966, 1989.

9. Музыка Австрии и Германии XIX века. – М.,1975. – Кн.1.

10. Серов А. «Волшебный стрелок» // Избранные статьи. – М.,1957. – Т.2.

11. Серов А. Опера и ее новейшие направления в Германии // Избранные статьи. – М.,1957. – Т.2.

12. Скорбященская. «Что такое Вебер?» или Мифы романтической историографии // МА. – 1993. - №1. – С.183-186.

13. Ферман В. Э. Оперный театр. Статьи и исследования. - М., 1961.

 

ТЕМА 4

Творчество Мендельсона

 

1. Ворбс Г. Мендельсон. – М.,1966.

2. Воспоминания Р.Шумана о Феликсе Мендельсоне-Бартольди // Музыкальная академия. – 1999. - №3.

3. Ганзбург Г. Три подхода к музыкальному наследию // Музыкальная академия. – 1997. - №2.

4. Дамс А. Мендельсон. – М.,1970.

5. Демченко А. И. Феликс Мендельсон-Бартольди: ракурсы романтического мирочувствования // Демченко А. И. Статьи о музыке. - М., 2008. - С.59-70.

6. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. – М., 1997.

7. Кенигсберг А. Увертюры Мендельсона. – М.,1961.

8. Конен В. Мендельсон. «Шотландская симфония». – М.,1954.

9. Конен В. Этюды о зарубежной музыке. – М.,1978.

10. Крауклис Г. Романтический программный симфонизм. – М.,2007.

11. Музыка Австрии и Германии XIX века. – М.,1990. – Кн.2.

12. Рубинштейн А. Лекции по истории фортепианной литературы. – М.,1974.

13. Феликс-Мендельсон Бартольди: 200 лет со дня рождения / сост. Д. Р. Петров, ред. М. Д. Соколова. – М., 2008.

 

ТЕМА 5

Идейно-эстетические принципы Шумана и его творчество

 

1. Амброс А. Р. Шуман. Жизни и творчество. – М.,1988.

2. Асафьев Б. /И.Глебов/ «Манфред» /Байрона-Шумана/. - Пг., 1922.

3. Асафьев Б. Предисловие к песням Шумана. - М., 1933.

4. Бемченко А. О романтизме одного из радикальных романтиков // МА. – 2010. - №3. – С. 107-111.

5. Гофман Э. Крейслериана // Избр.соч. в 3т. Т.3. - М., 1962.

6. Демченко А. И. Творчество Роберта Шумана в системе романтического искусства первой половины XIXвека // Демченко А. И. Статьи о музыке. - М., 2008. - С.71-85.

7. Житомирский Д. Роберт и Клара Шуман в России. - М., 1962.

8. Житомирский Д. Роберт Шуман.- М.,1964.

9. Житомирский Д. Шуман и Шопен // Шопен. - М., 1960.

10. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. – М., 1997.

11. Лахути А. Сюитные циклы Шумана // Труды кафедры теории музыки Московской консерватории. – М.,1963. – Вып 1.

12. Леонтьева О. Крейслериана // Советская музыка. – 1960. -№6.

13. Максимов Е. Роберт Шуман и фортепианные вариации // МА. – 2008. - №3. – С. 171-180.

14. Манн Т. Германия и немцы // Собр.соч. в 10 т. Т.10. - М., 1961.

15. Меркулов А. Фортепианные сюитные циклы Шумана. - М.,2006.

16. Музыка Австрии и Германии XIX века. – М.,1990. – Кн.2.

17. Музыкальная эстетика Германии XIX века. В 2 т. - М., 1981, 1982.

18. Наухауз Г. Тенденции Шуманианы / перев. с нем. О. Лосевой // МА. – 2011. - №1. – С. 143-152.

19. Сапонов М. Русские дневники и мемуары Рихарда Вагнера, Людвига Шпора и Роберта Шумана. - М., 2004.

20. Стасов В. Искусство XIX века // Избр.соч. в 3 т. - М., 1952.

21. Царева Е. Роберт Шуман. Штрихи к «русскому портрету композитора // МА. – 2010. - №2. – С. 86-90.

22. Шуман Р. О музыке и музыкантах: собр.ст. В 2 т. - М., 1975-1979.

23. Шуман Р. Письма. В 2 т. - М., 1970, 1982.

24. Чайковский П. О Шумане // Полн.собр.соч. В 2 т. Т. 2. - М., 1975.

 

ТЕМА 6

Романтизм в Италии и Франции.

Итальянский и французский музыкальный театр первой половины XIX в.

 

1. Берлиоз Г. Вильгельм Телль // Избр.статьи. - М., 1956.

2. Бронфин Е.Винченцо Беллини //Советская музыка. – 1960. - №9.

3. Бронфин Е. Джоакино Россини. Жизнь и творчество в материалах и документах. – М.,1973.

4. Бронфин Е. Джоакино Россини. – М.,1968.

5. Гейвандова К. В Париже // Музыкальная академия. - 1992. - №1.

6. Гейне Г. Письма о французской сцене. Письмо 9 // Собр.соч. в 10т. Т.14. - 1958.

7. Гейне Г. Путевые картины // Собр.соч. в 15 т. Т.8. - М., 1959.

8. Гриценко С. Он вечно тот же, вечно новый // Советская музыка. - 1969. - №5.

9. Гюго В. Предисловие к «Кромвелю» // Собр.соч. в 15 т. Т.14. - М., 1956.

10. Донати-Теттени А. Г.Доницетти. - Л., 1980.

11. Драч И., Черкашина М. Наполеон музыкальной эпохи // Музыкальная академия. - 1992. - №1.

12. Лукер П. Он вечно тот же, вечно новый // Музыкальная академия. - 1992. - №1.

13. Музыкальная эстетика Франции XIX века. - М., 1974.

14. Нурри А. Беседы с Россини // Музыкальная академия. - 1992. - №1.

15. Россини Д. Избранные письма, высказывания, воспоминания. – Л.,1968.

16. Рубаха Е. Тенор у Россини // МА. – 2008. - №2. – С. 50-57.

17. Серов А. «Граф Ори» - опера Россини. Россини // Избр.ст. в 2 т. Т.1. - М.;Л., 1950.

18. Синявер Л. Россини. Жизнь и творчество. - М., 1965.

19. Соллертинский И. Джакомо Мейербер // Музыкально-исторические этюды. – М.,1950.

20. Стендаль А. Жизнь Россини. - М., 1999.

21. Черкашина М.Историческая опера первой половины XIX века. - М., 1986.

22. Ферман В. Э. Творческий путь Мейербера // Гнесинский дом. Гнесинская научная школа: традиции и современность. Из истории отечественного музыкознания. - М., 2008. - С. 158-187.

23. Ферман В. Э. Оперный театр. Статьи и исследования. - М., 1961.

24. Фраккорали А. Россини. Письма. Воспоминания. - М., 1990.

25. Хохловкина А. Западно-европейская опера. - М., 1962.

26. Хохловкина А. «Севильский цирюльник» Россини. - М.; Л., 1950.

27. Штейнпресс Россини // Советская музыка. - 1956. - №8.

 

ТЕМА 7

Берлиоз и программный симфонизм

 

1. Берлиоз Г. Избр.статьи. - М.. 1956.

2. Берлиоз Г. Письма. Мемуары. – М.,1961.

3. Брюно А. Влияние Берлиоза на современную музыку // Статьи и рецензии композиторов Франции. Конец XIX - начало XX веков. – М.,1988.

4. Вся симфоническая музыка в 2 руки. Справочник студента для экзаменов и коллоквиумов. – С.Пб., 2003.

5. Конен В. Берлиоз - критик // Этюды о зарубежной музыке. - М., 1975.

6. Крауклис Г. Романтический программный симфонизм. – М.,2007.

7. Рыцарев С. Симфония во Франции до Берлиоза, - М.,1982.

8. Соллертинский И. Берлиоз Г. // Исторические этюды. – Л.,1963.

9. Стасов В. Письма Берлиоза. - М., 1954.

10. Стасов В. Лист, Шуман, Берлиоз в России. - М., 1954.

11. Хохлов В. О музыкальной программности. – М.,1965.

12. Хохловкина А. Берлиоз. – М.,1960.

13. Юзефович В. Симфония «Гаролдьд в Италии» и ее автор. – М., 1978.

 

ТЕМА 8

Польская музыкальная культура. Творчество Шопена и Монюшко

 

1. Асафьев Б. Мазурки Шопена // Советская музыка. – 1947. - №3.

2. Бэлза И. Шопен. – М.,1968.

3. Великович Э. И. Великие музыкальные имена. Биографии, материалы и документы. – СПб., 2000.

4. Венок Шопену // Сб.статей.

5. Европейская музыка XIX века. Кн.1. Польша. Венгрия. - М., 2008. - С.6-198.

6. Зенкин К. Миниатюра – романтическая картина мира // Советская музыка. – М., 1988. - №2.

7. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. – М., 1997.

8. Зенкин К. Фортепианная миниатюра Шопена: монография. – М., 1991.

9. Конен В. История зарубежной музыки. – М.,1979.

10. Кремлев Ю. Ф.Шопен. – М., 1971.

11. Лист Ф. Шопен. – СПб., 1987.

12. Мазель Л. Исследования о Шопене. – М., 1971.

13. Мазель Л. О мелодике Шопена // О мелодии. – М., 1952.

14. Маркус С. История музыкальной эстетики. В 2.т. Т.2. – М., 1968.

15. Монюшко С. // Сб. статей. Ред. И. Бэлза. – М.,1952.

16. Николаев В. Шопен-педагог. – М.,1980.

17. Пасхалов В. Шопен и польская народная музыка. – М., 1949.

18. Рудзинский В. С.Монюшко. – М.,1962.

19. Русские музыканты о Шопене // Советская музыка. – 1949. - №5.

20. Серов А. Песни Монюшко // Избранные критические статьи. В 2т. Т.2. – М.;Л., 1957.

21. Соловцов А. Ф,Шопен. Жизнь и творчество. – М.,1975.

22. Тюлин Ю. О программности в произведениях Шопена. – М.,1983.

23. Шопен Ф., как мы его слышим. – М., 1970.

24. Шопен Ф. Письма. В 2 т. – М., 1976-1980, 1982, 1984.

25. Шопен Ф. Сб.статей советских музыкантов. – М., 1960.

26. Цуккерман В. Десять мелодий века. К 175-летию со дня рождения Шопена // Советская музыка. – 1985. - №10.


Музыкальные произведения для прослушивания

 

ТЕМА 1

Музыка периода Французской буржуазной революции. Творчество Бетховена

 

Творчество Бетховена:

Симфонии 3,5,6,7,9.

Увертюры «Эгмонт», «Кориолан», «Леонора №3».

Сонаты для фортепиано 1-3,5,8,12,14,17,18,21,23,25-29,31,32.

«Торжественная месса».

Вокальный цикл «К далекой возлюбленной».

Дополнительно

Музыка французской революции: Ça ira, Карманьола, Марсельеза

Творчество Бетховена:

Симфонии №№ 1,2,4,8.

Концерты для фортепиано с оркестром №№4, 5.

Концерт для скрипки с оркестром D-dur.

Крейцерова соната.

Опера «Фиделио».

Квартеты ор.59№1 F-dur, ор.59№2 e-moll, ор.95 f-moll, ор.130 B-dur, op.131 cis-moll, op.132 A-dur.

Сонаты для фортепиано.

Песни: «Сурок», «Шотландская застольная» (25 Шотландских песен, №13 Trinklied).

 

ТЕМА 2

Музыкальный романтизм.

Романтизм в Австрии и Германии. Творчество Шуберта

 

Творчество Шуберта:

Симфонии №№8,9.

Вокальные циклы:

Песни:

«Маргарита за прялкой», «Лесной царь», «Форель», «Смерть и девушка», «Двойник», «Приют».

Вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь» (полностью).

Дополнительно

Квинтет «Форель».

Фантазия для фортепиано «Скиталец».

Фортепианные произведения – лендлеры, вальсы (2-3), экспромты, Музыкальные моменты (2-3).

Сонаты для фортепиано B-dur (D960), A-dur (D959).

Квартеты №12 c-moll, №13 a-moll, №14 d-moll («Смерть и Девушка»).

 

ТЕМА 3

Немецкая романтическая опера и творчество Вебера

 

Творчество Вебера:

Опера «Вольный стрелок:

увертюра, ария Макса, песня и ария Каспара, Ария Агаты, Хор подруг невесты и ария Анхен, хор охотников, сцена в «Волчьем ущелье».

Увертюры к операм «Эврианта», «Оберон».

«Приглашение к танцу» - для КСФ в фортепианной версии, для КСИ, КНИ, КДИ в оркестровой версии.

Дополнительно

Опера «Вольный стрелок» (полностью).

«Приглашение к танцу» - в фортепианной и оркестровой версиях.

Оперы (фрагменты)

 

ТЕМА 4

Творчество Мендельсона

 

Творчество Мендельсона:

Симфонии «Шотландская», «Итальянская».

Увертюра «Сон в летнюю ночь».

Концерт для скрипки с оркестром e-moll.

«Песни без слов» №№ 3,4,6,9,10,21,23,25,27,30,32.

Дополнительно

«Серьезные вариации».

Фортепианный концерт №1.

«Сон в летнюю ночь» (полностью)

«Песни без слов» №№ 1,2,5,7,8,11-14 (и др.)

 

ТЕМА 5

Идейно-эстетические принципы Шумана и его творчество

 

Творчество Шумана:

Симфония №4 d-moll.

Концерт для ф-но с оркестром a-moll.

Фантазия C-dur.

Соната №1 fis-moll.

«Карнавал».

«Крейслериана».

«Симфонические этюды».

Вокальные циклы:

«Любовь и жизнь женщины», «Любовь поэта» (полностью).

Дополнительно

Симфонии №1 B-dur, №3 Es-dur.

Увертюра «Манфред».

Фантастические сцены.

Новелетта №8.

Танцы давидсбюндлеров.

Круг песен на слова Эйхендорфа.

 

ТЕМА 6

Романтизм в Италии и Франции.

Итальянский и французский музыкальный театр первой половины XIX в.

 

Россини Дж. «Севильский цирюльник» (полностью).

Беллини В. «Норма», «Сомнамбула» (полностью).

Доницетти Г. «Лючия ди Ляммермур» (ария Лючии).

«Любовный напиток» (романс Неморино).

Мейербер Д. «Гугеноты»: песня Марселя, сцена Рауля и Маргариты из 3 д., песня пажа.

Дополнительно

Россини Дж. «Вильгельм Телль» (полностью).

Доницетти Г. «Лючия ди Ляммермур», «Любовный напиток», Дон Паскуале» (полностью).

Арии из опер Россини:

«Танкред», «Отелло», «Семирамида», «Итальянка в Алжире», «Моисей», «Осада Коринфа», «Дева Озера».

Арии из опер:

Спонтини «Весталка», Обер «Фра Дьяволо», Буальдье «Белая дама», Мейербер «Роберт-Дьявол», «Возвращение Бертрама».

Обер «Немая из Портичи».

Паганини Каприсы.

 

ТЕМА 7

Берлиоз и программный симфонизм

 

Творчество Берлиоза:

«Фантастическая симфония».

«Гарольд в Италии».

«Траурно-триумфальная» симфония.

Дополнительно

«Ромео и Джульетта»

Оратория «Осуждение Фауста»

 

ТЕМА 8

Польская музыкальная культура. Творчество Шопена и Монюшко

 

Творчество Шопена:

Шопен:

Баллады 1-4

Сонаты b-moll, h-moll.

Прелюдии С,a,e, h, A, fis, d.

Ноктюрны E, fis, g, f, c.

Полонезы A, As, es, fis, c.

Полонез-фантазия As-dur.

Мазурки ор.17 а, ор.24 C, ор.30 cis, ор.50 G, ор. 41 cis, ор.68 f.

Этюды ор.10 С, Е, Ges, с; ор. 25 As, а, cis, с.

Фантазия f-moll

Скерцо 1,3

Фортепианные концерты №№1, 2.

Монюшко Опера «Галька» (ария и песня Гальки, думка Ионтека, пляска горцев, мазурка).

Дополнительно

Шопен:

Прелюдии op.28

Мазурки ор. 17, 24, 30, 41, 56, 59, 68.

Вальсы (3-4 на выбор), Экспромты

Этюды (полностью), Полонезы (полностью)

Колыбельная

Баркарола

Монюшко Опера «Галька» (полностью)

 


Экзаменационные вопросы[1]

 

1. Музыка французской революции.

2. Черты стиля Бетховена. Симфонизм.

3. Героико-драматический симфонизм Бетховена. 3 симфония.

4. Героико-драматический симфонизм Бетховена. 5 симфония.

5. Героико-драматический симфонизм Бетховена. 9 симфония.

6. Лирико-жанровый симфонизм Бетховена. 6 симфония.

7. Жанровое разнообразие сонат Бетховена.

8. Социально-исторические и эстетические основы романтизма.

9. Черты стиля Шуберта.

10. Вокальное творчество Шуберта. Песни.

11. Вокальное творчество Шуберта. «Прекрасная мельничиха»

12. Вокальное творчество Шуберта. «Зимний путь».

13. Симфоническое творчество Шуберта. Симфония h-moll.

14. Фортепианное творчество Шуберта.

15. Характеристика творчества Мендельсона.

16. Жанр увертюры в творчестве Мендельсона.

17. «Шотландская симфония» Мендельсона.

18. Концерт для скрипки е-moll Мендельсона – новый этап в развитии жанра.

19. «Песни без слов» Мендельсона.

20. Характеристика творчества Шумана.

21. Литературно-критическая деятельность Шумана.

22. Вокальный цикл Шумана «Любовь поэта»

23. Вокальный цикл Шумана «Любовь и жизнь женщины».

24. Сюитные циклы Шумана. «Карнавал», «Симфонические этюды».

25. Программный симфонизм Берлиоза. «Фантастическая симфония».

26.  «Гарольд в Италии» Берлиоза.

27. Итальянская опера первой половины XIX века.

28. Французская опера первой половины XIX века.

29. Немецкая романтическая опера и творчество Вебера.

30. Музыкальная культура Польши. Творчество Монюшко.

31. Черты стиля Шопена.

32. Мазурки и полонезы как основа национального стиля Шопена.

33. Миниатюра в творчестве Шопена.

34. Баллады Шопена.

35. Сонаты Шопена.

 


[1] Перечень вопросов является примерным, при этом он может быть предложен студентам не только для устного ответа, но и в качестве письменного, в том числе тестового задания.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 445; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!