Романс Варламова «Белеет парус одинокий»

Русское искусство 1 половины 19 века

 

Персонажи-ведущие:

Наташа Ростова

Пьер Безухов

Пролог:

00.00.

2 пары на сцене в нарядах 19 века танцуют классический фигурный вальс

Одна пара остается, либо пары сменяются на ведущих

 

00.02.

Н: Господа, не правда ли, этот бал – чудо?

П: Да, Натали, ведь этот бал – бал нашей победы. Победы русского духа, русской веры. Не просто француза мы победили, Москву отстояли! Отстояли мы свою веру, свою землю, душу свою отстояли.

Н: Помните ли вы Платона Каратаева, Пьер? Вот истинный представитель нашего народа – бесстрашного, доброго, щедрого душою. Сколько таких людей я видела с детства!

П: Не забуду его никогда! У Платона были две любимые истории. Одна о том, как его отдали в солдаты за порубку чужого леса и как это получилось хорошо, потому что иначе пришлось бы идти младшему брату, а у того пятеро ребят. Другая - о старом купце, которого обвинили в убийстве и ограблении, а через много лет настоящий убийца, встретив его на каторге, пожалел старичка и признался в своей вине, но пока пришли бумаги об освобождении, старичок уже умер. И что бы ни происходило в его судьбе, судьбе настоящего солдата и простого русского человека, всегда он находил в жизни простую душевую радость!

 

Н: Когда-нибудь вы расскажете об этом своим детям, Пьер. Слышала я, что Михаил Юрьевич Лермонтов посвятил недавно людям стихи. Кажется, эти….(начинает читать, читает их с Пьером либо выходят чтецы)

Н: Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

 

П: Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

 

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять…
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!

 

00.14 Покидают сцену, на сцене – мажоретки с маршем

 

00.17

Н: Пьер, давно в нашем доме не звучали романсы.

П: Ну вы же знаете, malheureusement, Наташа, я не поклонник романсов. Как-то это …страдать, любить, любить, страдать… Не по-мужски.

Н: но русский романс и есть отражение русской души, о которой мы с вами говорили сегодня.

(читает стихи)

Романса голос узнаю
На самом дальнем расстоянье:
Стою и мысленно пою,
И мне приятно с ним слиянье.
И всех я вспоминаю вас,
Друзей и родственников дальних,
Уже ушедших и печальных:
Напомнил мне о вас – романс!
К глазам я подношу платок,
Который мне не помогает,
И только воздуха глоток
Мне умереть не позволяет.
Романса голос узнаю
На самом дальнем расстоянье:
Стою и мысленно пою,
И мне понятно с ним слиянье.

П: Так спойте, Натали.

Н: Нет, Пьер, детство позади давно, и если уж петь, так чтобы душа раскрыла крылья и полетела вдаль. Так только…..(называет имя певицы) умеет.

П: А она здесь сегодня?

Н: Конечно, Пьер. Мой самый любимый романс –Соловей Альябьева поет …(называет)

 

00.21

Певица исполняет романс Алябьева «Соловей»

00.24

Н: Это очень необычный романс, правда, Пьер? Он совсем не похож на остальные романсы. Хотя любой романс принад­лежит к жанру «русской песни» и написан в куплетной форме с припевом, здесь неж­ная проникновенная мелодия тесно связана с интонациями народной музыки.

П: Наверное, вся русская музыка стоит на маленьком, домашнем, наивном жанре романса. Без него не было бы ни Глинки, ни Чайковского, ни Рахманинова. И хотя в романсе исторически намешано много всего: и немецкого, и итальянского, и цыганского. Но в итоге тщательного перемешивания получился чисто русский продукт.

Н: Как-то очень сухо вы рассуждаете о романсах, Пьер. Ну неужели вас не тронул этот прекрасный романс Алябьева? Неужели не вспомнили вы юношеские переживания, ночные тайные встречи?

П: Вы правы, Наташа, В наших старинных романсах есть одна интересная особенность: вроде бы все они печальные, а на душе после них светлеет.

Н: И так после этого романса захотелось настоящего, русского! (начинает звучать русская народная музыка сродни «Барыне», Наташа начинает эпизод танца Наташи Ростовой из романа «Война и мир», после нескольких ее па русских танец начинает исполнять приглашенный народный коллектив, Наташа уходит).

 

Народный танец

 

Н: Пьер, а вы слышали о новых литературных кружках?

П: Говорят, собираются у Грибоедова и княгини Волконской.

Н: Пьер, я слышала, что Грибоедова обвиняли в связи с декабристами?

П: К счастью, он оправдан. Хотя «Горе от ума» совсем не безобидная пьеса.

Н: Но это же так талантливо! Недаром он Александр Сергеевич, как и Пушкин!

П: Я слышал, что как-то Пушкин, будучи еще юным поэтом, восхитился стихами одного молодого человека и показал их своему другу и учителю Батюшкову. Тот прочитал и вернул рукопись Пушкину, равнодушно заметив: "Да кто теперь не пишет гладких стихов!"

Н: Эта история говорит о многом. Умение сочинять стихи - необходимая часть дворянской культуры.

П: На нашем балу присутствуют, в основном, дворяне. Значит, сыграть с нами в буриме не составит им труда.

 

Интерактив с публикой)

Н: Господа, вы умете играть в буриме?

Буриме – это литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы.

П: Для начала подберем рифмы. Запишите, Наташа. Итак, господа, рифма к слову – сцена! (участники называют рифмы, Наташа записывает). Следующее слово – петь! Следующее – играть! (ведущие называет 8-10 заготовленных слов, к которым зрители подбирают рифмы, затем предлагают на каждую рифмованную пару придумать строчку, которая бы раскрывала тему встречи со зрителями сегодня).

Н: Прочту вам, что получилось (читает)

 

00.42

П: Я думаю, если бы среди наших гостей оказались петербуржцы, они добавили бы политической остроты этим стихам. Или еще больше тонкого, острого, яркого юмора.

Н: Как господин Пушкин?

П:

Вот, в Подражание французскому:

Супругою твоей я так пленился,

Что если б три в удел достались мне,

Подобные во всем твоей жене,

То даром двух я б отдал сатане,

Чтоб третью лишь принять он согласился.

 

Н: Пьер, не кажется вам, что это моветон, читать в присутствии дам стихи, которые показывают их… не с лучшей стороны.

 

П: Отчего же?

Я люблю вечерний пир,

Где веселье председатель,

А свобода, мой кумир,

За столом законодатель,

 Где до утра слово пей!

Заглушает крики песен,

Где просторен круг гостей,

А кружок бутылок тесен.

 

Н: Поистине, в Петербурге, там другое! Говорят, многие выпускники Царскосельского лицея стали настоящими поэтами, подающими надежды музыкантами, художниками, артистами… Посмотреть бы хоть одним глазком!

П: Слышал я, что в Петербурге собираются у Дельвига.

Н: У автора слов «Соловья», романса, который сегодня так изумительно прозвучал?

П: tout à fait, совершенно верно, Наташа. Музыкальная жизнь России с начала XIX века приобрела совершенно новые черты. Лицеи, пансионы, университеты, кружки – это рождение новой музыки, новой оперы, новых концертов.

Н: я слышала о молодом, подающем надежды поэте Михаил… такая небычная фамилия.

П: Лермонтов? Да, фамилия действительно непростая. Лермонтовы - потомки выходца из Шотландии Георга Лермонта. Он молод и необычайно талантлив. Его стихи не так легки, как стихи Пушкина. Но мысли многие так схожи…

Н: Да, да, но судя его стихам, душа его одинока.

П: Душа его, быть может, одинока, но она прекрасна. Она в поисках правды, свободы, справедливости.

Н: Звучит романс Александра Варламова «Белеет парус одинокий»!

 

00.48

Романс Варламова «Белеет парус одинокий»

00.51

Н: Пьер, как прекрасен сегодня бал! Я не забуду его никогда.

П: Как не забудут поколения наших правнуков Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Гоголя, Некрасова…

П: Не забудут поколения актеров великих Щепкина и Мочалова…

Н: Романсы Алябьева, Варламова, Гурилева…

П: Сколько еще книг будет написано про настоящих русских людей, про победу 1812 года, про Бородинское сражение…

Н: Великое и неповторимое наше время, Пьер.

П: Но это НАШЕ время.

Н: Время, когда отдавали жизнь за царя, жизнь за родину, жизнь за народ.

П: Жизнь за искусство и жизнь за музыку.

Н: Обычно полонезом открывают бал, а мы его сегодня полонезом завершим.

П: Потому что завершение чего-то – это всегда начало. Начало нового, следующего, как последняя страница первого тома романа Льва Николаевича Толстого, с героями которого вы, дорогие друзья, провели сегодня это время.

Н: Звучит полонез великого композитора Михаила Ивановича Глинки из оперы «Иван Сусанин»!

00.53

Герои становятся в пару и завершают сцену полонезом.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 201; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!