Этические нормы буддизма и особенности обрядности.

Основные вопросы :

1.Сидхарта Гаутама Будда и возникновение буддизма.

Буддизм возник в VI в. до н.э. в Северной Индии в государстве Магадха за условиях определенных социальных и духовных сдвигов древнего индийского общества. Как известно, это общество со времен нашествия ариев делилось на касты - жестко устоявшиеся социальные группы с четкой регламентацией их положения и функций в общественной жизни. Принадлежность к той или иной касте была наследственной. Четыре касты образовывали четыре социальные сословия: брахманы (служители культа), кшатрии (воины, служащие), вайш'я (крестьяне, ремесленники), шудры (самые бедные люди и рабы). Фактически был и пятый состояние - самый низкий на иерархической ступени - чандали (люди, рожденные от брака представителей разных каст, что строго запрещалось); их еще называли “нетронутыми”, поскольку считалось, что уже самый прикосновение к чандан загрязняет человека. Чандали не имели никаких прав, находились не только вне кастами, но и вне закона. Высшие касты пользовались значительными привилегиями, а ниже подвергались нападкам. Господствующая в настоящее время религия - брахманизм - была культом лишь привилегированных первых трех каст. Только их представители допускались к культовых действий и обрядов. С развитием разделения труда, усложнением социальных отношений и имущественным расслоением численность низших слоев росла. Интенсификация социальной динамики, опыт социальных отношений наконец ставил перед обществом вопрос о причинах социальных различий, о природе человека и условия человеческих взаимоотношений. Возникла необходимость в религии, которая бы была способна давать удовлетворительные ответы на эти вопросы. Буддизм зарождается в среде соискателей первых истины жизни, получает поддержку прежде всего среди низших сословий общества, как движение направлен на принципиальное уравнивание возможностей всех людей. Именно это признание принципиальной равенства всех людей позволяет буддизмові впоследствии приобрести статус мировой религии. Буддизм при условии выполнения всех предписаний обещал человеку (независимо от ее социального положения) исполнения самых первых и самых заветных желаний. Кроме того буддизм выступил с проповедью морального самосовершенствования человека за нормальных, обычных условий его жизнедеятельности, не требуя обязательного разрыва с этими условиями. В этом заключалась главная причина привлекательности новой религии в широких слоев населения.

 

Основателем буддизма был принц Сиддхартха Гаутама, который впоследствии приобрел имя Будда - “просветленный” (человек, богочеловек, которая достигла высшей святости); отсюда и происходит название религии. Хотя биография Будды содержит много мифологического, большинство исследователей считает его реальным лицом. Его жизнь и деятельность, по разным данным, продолжались между 550 и 480 гг. до н.э. или 563 (566) - 483 (486) гг. В 1956 г. отмечалось 2500 лет со времени возникновения буддизма. Отец его был царем небольшого племени Шакья в Северной Индии близ границы с Непалом. Отсюда еще одно имя Будды Шакья-Муни (“отшельник из рода Шакья”). Мать была старшей женой царя. Его рождения овеянное легендами и якобы было предусмотрено мудрецами. Мифы рассказывают, что он родился от непорочной царицы Майи сверхъестественным образом. По преданию, он был “чудом зачат”. Его мать Майя увидела во сне, что в ее сторону вошел белый слон и таким же необычным образом у нее родился сын. Через несколько дней мать умерла. По преданию, отец, расстроен этим фактом, решил сделать жизнь сына безоблачным и беззаботным. Окруженный роскошью, Гаутама знал только радости жизни. Он заметно выделялся среди своих ровесников умом и способностями, мудрецы пророчили ему необыкновенное будущее. Когда Гаутама вырос он женился с царевной Ясодхарі, с которой имел сына Рахулу. Ничто не омрачало его счастье, потому что отец запретил ему покидать пределы дворца, чтобы тот не видел человеческого горя. Дворец же был окружен прекрасным садом, где круглый год можно было видеть растения в цветах, а вся прислуга была молодой, веселой и здоровой. Но однажды, выехав за пределы дворца, 29-летний Гаутама увидел покрытого язвами тяжелобольного, впоследствии - от изогнутого лет бедного старого, далее - похороны и, наконец, погруженного в глубокие, тяжелые размышления аскета. Эти четыре встречи в корне изменили мировоззрение и поведение беззаботного принца. Он узнал, что в мире существуют несчастья, болезни, смерть и страдания. Это настолько поразило царевича, что он украдкой покинул дворец и пошел спасать мир от страданий. Интересно отметить при этом и чисто психологический момент: чем больше человека погружают в нечто одностороннее, даже - лишь приятное, тем больше шансов на то, что со временем произойдет переход к прямо противоположному. Присоединившись к аскетов, Гаутама почти 7 лет путешествует по стране. Бывало, за день он ел только одну зерно риса, надолго задерживал дыхание и т.д. За эти годы ужасно похудел и ослаб. И однажды он решил, что больше не сдвинется с места, пока не найдет ответов на вопрос о самых первых истин жизни. Наконец, сидя в глубоком самозаглибленні под фікусовим деревом пипала (или деревом Бодхи - познание) после 49-дневного поста во время майского полнолуния Гаутама внезапно “прозрел”: познал тайны и внутренние причины круговерти жизни, четыре священные истины, то есть стал Буддой - просветленным. После этого он просидел под священным деревом несколько дней, не имея возможности двинуться с места. Этим воспользовался злой дух Мара, который начал соблазнять Будду, призывая его не сообщать истины людям, а сразу же углубиться в нирвану, то есть небытие. Однако Будда стойко выдержал все искушения и продолжал свой великий подвиг. Собрал возле себя пятерых аскетов, что стали его учениками, и основал первую монашескую общину (сангху). Возглавив ее, выбрал себе судьбу странствующего проповедника, начал творить чудеса. Так он обошел все села, города, долины среднего Ганга. Первую проповедь произнес в городе Бенаресі. Его религиозное учение получило название “учение Будды”, “буддиха-даршана”, “буддхагама”, “дхармы” (дхарма - “праведный закон”). Проповеди имели большой успех, ширились ряды учеников. Звали их “буддхамі” (“сторонники Будды”), “шак'ями”. Среди последователей Будды были представители всех каст и слоев населения, в том числе - цари и женщины. Будда основал несколько буддистских монастырей (в том числе - и женских) и большое количество буддистских общин. Умер Будда в городе Кушінарі, когда ему было восемьдесят лет. По легенде его последними словами были: “Все сложные вещи распадаются. Прилагайте неустанных усилий”. Его тело, за обрядами населения Индии, сожгли, а прах разделили между восемью его последователями. Места рождения, просветления, первой и последней проповеди - это четыре святыни, наиболее почитаемые всеми буддистами мира.

 

2.Особенности буддийского вероучения.

Важнейшим положением вероучения буддизма является идея тождества между бытием и страданием. Буддизм не стал опровергать развитое брахманизмом учение о переселении душ, т. е. веру в то, что после смерти любое живое существо снова возрождается в виде нового живого существа (человека, животного, божества, духа и т. д.). Однако буддизм внес в учение брахманизма существенные изменения. Если брахманы утверждали, что путем различных для каждого сословия („варны") обрядов, жертв и заклинаний можно достичь „хороших перерождений", т. е. стать раджей, брахманом, богатым купцом, царем и т. д., то буддизм объявил всякое перевоплощение, все виды бытия неизбежным несчастьем и злом. Поэтому высшей целью буддиста должно быть полное прекращение перерождений и достижение нирваны, т. е. небытия. 

 

Для большинства людей достичь нирваны сразу, в данном перерождении, невозможно. Следуя по пути спасения, указанному Буддой, живое существо обычно должно снова и снова перевоплощаться. Но это будет путь восхождения к „высшей мудрости", достигнув которой существо может выйти из „круговорота бытия", завершить цепь своих перерождений. Наиболее существенным в учении Будды его последователи считают то, что он познал причину бытия — страдания, раскрыл ее людям, так же как и тот путь, который ведет к прекращению страданий, к спасению, к небытию.

 

Буддисты признают возвещенные Буддой „четыре благородные истины". Первая из них утверждает, что всякое существование есть страдание. Вторая, что причина страдания заложена в самом человеке: это его жажда жизни, наслаждений, власти, богатства, это привязанность к жизни в любой ее форме. Третья истина объявляет, что прекратить страдания возможно: для этого необходимо освободиться от жажды жизни, достичь состояния, при котором всякое сильное чувство отсутствует, всякое желание подавлено. Наконец, „четвертая благородная истина" заключается в указании так называемого „благородного срединного восьмеричного пути", состоящего из „праведного воззрения, праведного стремления, праведной речи, праведного поведения, праведной жизни, праведного учения, праведного созерцания, праведного самопогружения", обычно называемого медитацией.

 

В учении о „четырех благородных истинах" изложена сущность буддизма. Все религии противопоставляют реальную земную жизнь нематериальной, небесной, той, что якобы начинается за гробом. При этом первая всегда рисуется мрачными красками, объявляется греховной, мешающей соединению с богом, вторая объявляется целью стремлений человека, наградой за терпеливое перенесение земных мучений. Буддизм в этом отношении не отличается в принципе от других религий, но он доводит до логического завершения критическую оценку того мира, в котором мы живем. Поставив знак равенства между бытием и страданием, буддизм рисует особенно мрачную картину мира, в котором не только все обречено на мучения и уничтожение, но даже любая радость, усиливая привязанность живого существа к этому существованию, таит в себе страшную опасность новых бесконечных перерождений, наполненных не менее страшным злом.

 

Человек сам создает свою судьбу, форму каждого своего нового перерождения, учит буддизм. Сила, которая определяет конкретные черты нового перерождения, называется кармой. Карма буддизма - это сумма всех поступков и помыслов существа во всех его предыдущих перерождениях. Учение о карме существовало и в брахманизме. Брахманы тоже учили, что карма - закон возмездия движущая сила переселения душ. Совершая или не совершая предписанные для данной варны жертвы, почитая или не почитая брахманов, нарушая или не нарушая многочисленные запреты, человек создает новую форму переселения своей души — начиная от самых гнусных и отвратительных животные и кончая царями и богами.

 

Буддизм воспринял „закон возмездия" (карму), но дал ему новое содержание. Хотя все в данной жизни человека определено его кармой, он имеет известную свободу выбора в своих поступках, помыслах, словах, действиях. В этой частичной свободе воли и заложен, по буддизму, путь к спасению. Причем дело вовсе не в жертвах, обрядах и запретах, а в поведении самого человека. Именно его поступки и мысли в данной жизни определяют его дальнейшую карму, форму его нового „перевоплощения", т. е. новые страдания.

 

Но и этого мало. Буддизм, особенно в учении ряда его школ и направлений, заявил, что сам чувственный мир вообще не существует. Он лишь наша иллюзия, результат деятельности нашего больного, заблудшего сознания. Именно это сознание - единственное реальное бытие, по буддизму, - подчиняясь непреложному закону кармы, рисует нам трагическую картину полного страданий чувственного мира. Сознание это состоит из множества мельчайших частичек — дхарм, т. е. элементов сознания, которые, складываясь под действием кармы в определенный комплекс, создают индивидуальное сознание данного перерождения и, как его функцию, окружающий нас чувственный мир. Пока дхармы не успокоены, новое возрождение этого индивидуального сознания после смерти данного существа неизбежно, колесо бытия продолжает свое вращение.

 

Этические нормы буддизма и особенности обрядности.

БУДДИЙСКАЯ ЭТИКА — нравственное учение буддизма, главная направленность которого — не индивидуальное освобождение от страданий, а спасение других живых существ. "Страданием" (санскр. duhkha) при этом называют не просто физические и душевные тяготы, но любое состояние, не приносящее полной и совершенной удовлетворенности. Поскольку даже самое яркое житейское счастье имеет конец и тенденцию перехода в свою противоположность, то оно также рассматривается как "страдание". Свободу от "страданий", согласно этике буддизма, может обеспечить только полный отказ от стремления к мирским удовольствиям. Вся система буддийской этики направлена на искоренение в индивиде эгоизма посредством внедрения и развития альтруистических взглядов и установок. Сама формулировка религиозной цели как "блага других" уже формирует эти установки. Начинается же воспитание верующего с принятия "пяти обетов мирянина", представляющих собой простые нормы нравственности: "не убивать, не воровать, не лгать, не развратничать, не употреблять алкоголь и наркотики". При этом подталкивание других к совершению подобных поступков и даже просто сочувствие их совершению также считается грехом. Объектом же проступков является не только человек, но и всякое живое существо: убийство комара — тоже преступление. Однако растения в категорию живых существ буддисты (в отличие, напр., от джайнов) не относят. Естественно, отсюда вытекает общебуддийская тенденция к вегетарианству, но, как правило, оно не обретает строгие формы, и у скотоводческих буддийских народов, напр. тибетцев, и вовсе не распространено. Буддизм махаяны развивает далее альтруистические тенденции буддийской этики и, как наиболее тяжкое нарушение из 18 "обетов бодхисаттвы", добавленным к "пяти обетам мирянина", квалифицирует "отказ от желания помогать какому-либо существу". Понятия ненасилия, любви и сострадания приобретают в махаяне (и соответственно в ваджраяне) настолько важное значение, что тяжким нарушением кодекса поведения считается отказ совершить требуемое состраданием действие на той основе, что формально оно относится к числу запрещенных любыми ранее принятыми обетами. То есть в этике буддизма махаяны сострадание является фактором более значимым, нежели любые "священные правила", и это в точности соответствует общебуддийской идее антидогматизма, не позволяющей отождествить смысл религ. учения с рамками тех или иных словесных формул. Этот подход позволил буддизму на протяжении уже 25 столетий оставаться постоянно развивающейся религией, выражающей свои базовые идеи, в том числе и этические, во все новых формах, зачастую внешне "противоречащих" друг другу, но по существу глубоко связанных общебуддийской идеей сочетания мудрости и сострадания для достижения освобождения от страданий и сверхспособностей Будды ради спасения всех существ. 

 

4.Буддизм на территории Казахстана.

Проникновение буддизма в Центральную Азию из Индии, через территории Пакистана и Афганистана началось с середины I в. до н. э.

По мнению исследователей, проникновение буддизма в Центральную Азию из Индии, через территории Пакистана и Афганистана началось с середины I в. до н. э. Со II-III вв. н. э. учение буддизма было активно распространено миссионерами, среди которых преобладали согдийцы.

 

По всему древнему Шелковому пути (территория Казахстана, Узбекистана, Туркменистана и Кыргызстана) обнаружены многочисленные памятники буддийской культуры, самыми известными среди которых стали монастырь Каратобе II-III вв. в Термезе; культовое сооружение в долине Санзара в Смугде; комплекс памятников в Мары; буддийский монастырь Аджина-тепе VII-VIII вв. в Тохаристане; буддийский храм в Куве (Фергана), храмы Ак-Бешима и Красной речки в Семиречье (Жетысу). Большой интерес представляют раскопки двух крупных буддийских храмов в городище Ак-Бешим (это древний Суяб), расположенном в Чуйской долине. В храмах найдены скульптуры Будды, изображения персонажей буддийского пантеона.

 

С VI в. буддизм оказывал значительное влияние на тюрков. В Семиречье и Южном Казахстане археологами были найдены храмы, монастыри, часовни, а также статуэтки и стелы с изображениями буддийских персонажей и сцен. Подобные памятники также обнаружены в долине реки Талас близ Шымкента, а также в Жамбылской области – в Тектурмасе и Баласагуне. Неподалеку от развалин известного средневекового города Исфиджаба (Сайрама) найден подземный буддийский монастырь.

 

Распространению в Центральной Азии раннего тибетского буддизма способствовало китайское влияние. В VIII в. Тибет был мощным государством, под контролем которого находились многие соседние земли, включая Восточный Туркестан и часть Кыргызстана.

 

После того, как в Х в. ислам был объявлен государственной религией государства Караханидов, буддизм начал утрачивать свои позиции. Однако определенное влияние буддизма сохранилось и в последующие столетия. В XVI-XVIII вв. буддизм стал распространяться в Казахстане в связи с переселениями и нападениями джунгаров. Монастыри эпохи Джунгарского ханства обнаружены в Семиречье и степных районах Центрального Казахстана. Известно также, что в начале XIX в. в урочище Медео неподалеку от Алматы был построен деревянный буддийский монастырь.

Археологическими памятниками являются изображения нескольких будд буддийские тексты на скалах в урочище Тамгалы-Тас в окрестностях Алматы. Время создания изображений определяется в широком диапазоне – от XII до ХVII-ХVIII вв.

 

В 1996 г. в г. Уральске был основан Тибетско-буддийский центр. По итогам перерегистрации 2012 г. в Казахстане действует 2 буддийских религиозных объединения в г. Алматы и в Западно-Казахстанской области.

 

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 363; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!