СХЕМА УСТРОЙСТВА КУКЛЫ-ПЕТРУШКИ

МБОУД «Подпорожская ДШИ»

 

РЕФЕРАТ

на тему: «Кукольный театр. Перчаточная кукла»

 

Выполнил Климов Григорий

 

 

п. Вознесенье

2020

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Мы не ошибемся, если скажем, что каждый из вас хоть раз побывал на спектакле в кукольном театре. Некоторые увлеклись им настолько, что продолжают играть в куклы и сейчас, только теперь они актеры кукольного театра.

Откуда взялся этот удивительный мир? Корни его надо искать в древности, в пору зарождения нашей цивилизации. В детских играх, быту, религиозных обрядах всегда находился предмет, который человек считал символом бога, таинственного существа или обычного человека. Чаще таким предметом становилась кукла. Театр кукол вырос из самой жизни человека, приобрел собственные закономерности развития, став одной из форм отображения жизни.

Как зрелище, театр кукол родился на площади в руках бродячих актеров-одиночек и превратился в настоящий на­родный театр. А что хотел увидеть народ в театре? Истори­ческие и повседневные события, характеры и взаимоотношения героев, философские проблемы — проблемы жизни и смерти, человека и бога.

Считается, что кукольный театр — зрелище детское, между тем взрослые с удовольствием смотрят кукольные постановки. Чего стоит знаменитый образцовский «Необыкновенный концерт», покоривший весь мир, или «Сотворение мира»! Кукольный театр знали многие народы: древние римляне и египтяне, китайцы и индийцы, узбеки и турки. У каждого народа — свой кукольный театр. У одних куклы деревянные, их приводят в движение с помощью ниток; у других — мягкие, их надевают на руку, как перчатку. У народов Востока, например, — плоские фигуры, вырезанные из промасленной кожи или плотной бумаги.

У каждого театра и свой любимый герой: у французов — Полишинель, у англичан — Панч, у чехов — Каншарек, у итальянцев — Пульчинелла. Наш любимый герой — Петрушка.

 

НЕМНОГО ИСТОРИИ

В результате археологических раскопок можно точно сказать, что кукла всегда была рядом с человеком. Первобытные люди носили ритуальные маски, древние египтяне и римляне изготавливали специальные каменные статуи и т. д. Театры кукол сегодня популярны в школах, детских садах и в профессиональных кукольных театрах, а театральные куклы могут быть самыми разнообразными.

Еще в Древней Руси кукла была чем-то в роде хранительницы очага, здоровья детей и взрослых, защитницы от сглаза и дурного слова. Одни были оберегающими, другие создавались для праздников и обрядов, свадеб, рождения ребенка, третьи – для излечения человека: если кто-то заболевал, во время создания куклы (вязания узлов, плетения волос) говорилось про болезнь, заболевание как бы вплеталось в объект. После чего она сжигалась, и вместе с ней сгорала болезнь. Кукла была и просто игрушкой: пока ребенок играет с поделкой, родители спокойно занимаются домашними делами. Скоморохи, путешествующие от селения к селению, разыгрывали сценки, надевая на каждую руку по кукле, в итоге один человек мог изображать одновременно трех героев. Таким образом зарождался кукольный театр в России, который и по сей день дарит нам волшебство.

За многовековую историю кукольного театра люди придумали и создали очень много разнообразных кукол. Театральные куклы могут быть как маленькими (пальчиковыми), так и большими.

Театральные куклы отличаются друг от друга внешностью и устройством. Каждая кукла обладает своей индивидуальностью, но в зависимости от их устройства принято различать несколько классических видов театральных кукол. Театральные куклы могут быть пальчиковыми, перчаточными, конусными, тростевыми и т. д.

К сожалению, до нас практически не дошло никакой информации о том, как выглядели представления перчаточной куклы в нашей стране до прошлого века. Зато сохранилось много описаний различных уличных представлений, которые можно было часто увидеть на улицах, во время ярмарок или в специально арендованных помещениях (отдельные театры кукол появились позже).
Самыми известными были «петрушечники» – кукловоды, которые использовали перчаточные куклы. Чаще всего они выступали вместе с шарманщиками. Целыми днями они рассказывали историю Петрушки. У Петрушки были рубаха и красные шаровары, а на голове он носил колпак с бубенчиками. Данный персонаж был известен своим озорным нравом, постоянно лез в драки и наводил шуму. С помощью Петрушки не стеснялись высмеивать попов, полицию, богатых господ и всех, кто так или иначе притеснял простой народ.
В начале XX века такие кукольные представления постепенно становились под запретом. Происходило это из-за излишней критики властей, ситуация усугубилась еще и надвигающейся войной. К тому времени образ Петрушки претерпел сильные изменения, так как представления стали больше похоже на детские спектакли. Поэтому Петрушка стал послушным мальчиком.

 

ПЕРЧАТОЧНАЯ КУКЛА

 

Основа перчаточной куклы — это перчатка, которую кукловод надевает на свою руку. Перчаточная кукла управляется пальцами и кистью руки, поэтому и размер этой куклы чуть больше ладони кукловода.

Перчаточные куклы надеваются на руку актера, как пер­чатки. Основу такой куклы составляет чехол, к которому крепятся ручки и голова. Костюм пришивается к чехлу.

Рука кукловода может располагаться по-разному.

Перчаточная кукла невелика размером, ручки у нее небольшие и торчат кверху. У куклы чаще всего отсутствуют ноги, но их можно приделать и в спектакле приводить в движение второй рукой. Ручки у куклы шьют как варежки, набивают и прошивают пальцы, вклеивают их к патронкам (в виде кольца, наперстка по размеру пальцев кукловода). Ручки с патронками крепят к чехлу куклы. В головку куклы также вставляют патронку.

 

СХЕМА УСТРОЙСТВА КУКЛЫ-ПЕТРУШКИ

При создании любой куклы прежде всего нужно хорошо представить себе ее типаж - характер фигуры, головы, костюма, движения рук и ног. Они должны решаться в соответ­ствии с действиями и поведением куклы.

Голова куклы.Туловище перчаточной куклы соответствует величине руки актера, а размер головы должен быть пропорционален туловищу. Обычно высота кукольной головки от 8 до 10 сантиметров, а для исполнителей неболь­шого возраста размер уменьшается и может до­ходить до 5—6 сантиметров.

Невозможно дать совершенно точные указа­ния относительно формы и решения характера той или иной головы, так как голова куклы мо­жет быть выполнена с меньшей или большей степенью условности, кроме того, немалую роль в этом играет материал, из которого выполняет­ся голова. Но можно посоветовать, что не сле­дует выявлять мелкие и малозаметные для зрителя детали, например морщины, а стре­миться к проработке основных, наиболее харак­терных и выразительных черт лица, чтобы любой поворот головы на ширме давал ясный и четкий силуэт, соответствующий образу куклы,

Чаще всего в практике театра кукол приме­няется голова из папье-маше. Существуют два способа их изготовления: первый - когда пла­стилиновую модель обклеивают мелкой бума­гой снаружи в несколько слоев, второй - когда выклейка бумагой происходит по гипсовой форме изнутри.

 

.

 

 

Изготовленная тем или иным образом голова грунтуется левкасом или водоэмульсионной краской, а затем расписывается масляными красками. Головки зверей оклеивают цветными тканями и фактурными материалами. Волосы, усы, брови, глаза прикрепляются к голове до окраски, так как на окрашенной поверхности они плохо держатся.

Работая над характером головы куклы в пластилиновой модели, необходимо заранее учесть прическу, усы, бороду и головной убор. Их особенности в значительной степени могут повлиять на решение задуманного образа.

Помимо папье-маше, изготовление головок возможно из деревянных или пенопластовых шариков или форм в виде яйца; можно головку выстричь из поролона или вырезать из пенопла­ста (для прочности обклеив ее поверхность тканью). Эти головки раскрашивают либо на них наклеивают детали лица — глаза, носы, уши и губы. Точеные головки простейших форм очень условны. Поэтому ручки, костюм, парт; и прочее делают также более условно и обобщенно.

Материал для париков, бород, усов, бровей, ресниц - искусственный мех, фетр, замша, лен, бархат, нитки, шпагат. Для глаз - пуговицы, бусинки и другие блестящие мелкие предметы, словом, все то, что подчеркивает характер куклы, выразительность персонажа.

Раскрой перчатки делается так: на листе бумаги с широко разведенными пальцами распо­лагают кисть руки актера, ведущего куклу. Карандашом обводят ее контур, а затем, делая припуск 4-5 миллиметров на объем кисти ру­ки, проводят вторую линию. Вырезанную выкройку накладывают на сложенную
вдвое по долевой нитке ткань, скрепляют булавками и обводят карандашом. С припуском па швы 5—7 миллиметров. Вырезают и сметы­вают по карандашной линии, после чего приме­ряют по руке и стачивают. Сшитая перчатка на другую сторону не выворачивается.

Важную роль отводят кистям рук куклы. Делают их несколько увеличенными по размеру и в соответствии с образом персонажа - худые, полные и т. д. Сначала из бумаги вырезают выкройку варежки. Получив выкройку, ее кладут на сложенную вдвое ткань выкрашенную под цвет лица куклы: вычерчивают контур, сметывают по нему и стачивают, затем выворачивают на лицевую сторонy, набивают ватой и прошивают пальцы. Обычно кукла-петрушка держит предмет обеими руками, но она может держать предмет и одной рукой, если в варежку вставить проволочный каркас. Для удерживания небольших предметов на ладошку руки пришивают резинку или крючок.


Если для куклы нужны ноги,
то их делают отдельно и пришивают к низу переднего края перчатки. Ноги куклы могут быть управляемые и неуправляемые. Просто болтающиеся ноги шьют из материала в виде длинного мешочка. В середине мешочек прошивают, образуя место сгиба, (колено), туго набивают ватой, а для того чтобы нога куклы не сгибалась веред, над сгибом пришивают тормозок в виде набитой ватой подушечки. Управляемые ноги шьют точно так же, только в верхнюю часть ног вклеивают патронки. Управляет ногами вторая рука кукловода. Для маскировки руки под цвет костюма куклы шьют нарукавник. Нарукавник должен быть достаточно широкий для того, чтобы в него могли пройти обе руки актера.

Обувь - башмаки, сапожки или туфельки. Может быть сделана из папье-маше или сшита из материи и набита ватой. Обувь приклеивают или пришивают к нижним частям ног.

Выкройку для голых ног делают в соответствии с очертаниями ноги и ступни. Сшитая из материи форма ноги набивается ватой. Чтобы скрыть сочленение ног, лучше их еще раз обтянуть трикотажем.

Сборка куклы

Главное внимание надо обратить на то, чтобы перчаточная кукла удобно сидела на руке кукловода. Для управления движением головы, рук и ног куклы делают патронки (это трубочки склеенные из картона.)

Шея куклы но диаметру должна соответствовать толщине одного или двух сложенных вместе пальцев. У головы, не имеющей шеи, снизу прорезается круглое отверстие, через которое внутри головы вклеивается патронка для одного или двух пальцев кукловода. Головные патронки приклеиваются при помощи кусочка ткани с рассечками. Пальцы кукловода должны входить в патронку до середины второй фаланги. Патронки для ручек вставляют в нижнюю часть варежки и скрепляют их с концами проволоки каркасом, обклеив поверхность тканью. Патронки головы и ручек вклеивают в перчатку с внутренней стороны.

Костюм куклы.Он надевается поверх перчатки. Рубашка, штаны, платье шьются по выкройкам в соответствии с размерами изготовляемой куклы. Наиболее сложными для рас­кроя являются штаны мальчика. Они должны быть немного шире перчатки и пришиваются к ней со складками спереди и сзади. Кроятся штаны из двух половин со швом посередине и по внутренним бокам. После того как штаны будут пришиты по кругу перчатки, в задней части штанов делают поперечный разрез на уровне перчатки для руки кукловода. К краю разреза штанов иногда пришивают нарукавник. Цвет нарукавника должен быть малозаметным на окружающем фоне.

Головные уборы делают по размеру головы куклы. Их держит на голове резинка. Можно и просто приклеивать их к голове.

Куклы-животные. Кроме человеческих персонажей, в пьесах театра кукол часто встречаются куклы-животные. Управление куклой зависит от положения туловища животного.

Перчаточное управление наиболее удобно для таких кукол-животных, как собака, обезьяна, заяц и т. п., туловище которых чаще всего при­нимает вертикальное положение. Лошадь, коро­ва, олень и другие, находящиеся в строго горизонтальном положении, управляются тростями и несложными механизмами. Но могут быть куклы-животные, управление которыми комбинированное, то есть перчаточно-тростевое.

В зависимости от положения фигуры животного определяется и место патронки в голове куклы. У перчаточных кукол-животных патронка вклеивается в голову вертикально или с небольшим наклоном. Раскрой перчатки такой же, как и для куклы-петрушки. Туловище кро­ится из трех частей: двух половинок для спин­ки с верхней частью передних лапок и одной частью брюшка с нижними частями лапок. Части спинки стачивают; там, где необходимы некоторые выпуклости, с внутренней стороны подбивают ватой и закрепляют на марле. Зад­ние лапы животного шьются отдельно из двух половинок, туго набиваются ватой или пороло­ном и пришиваются на место.

При устройстве недвижного хвоста животного берут небольшую палочку (ручку для управления), крепят к ней стальную проволоку, изогнутую по форме хвоста, или конусообразную пружину. Полученный каркас хвоста просовывают в проделанное в нижней части спины отверстие и обшивают тканью или мехом.

Уши животного делают из той же фактуры, что и голову куклы, только внутреннюю часть уха оклеивают более светлым материалом. Обычно их делают на картонной основе и крепят к голове при помощи кусочка ткани или кожи. Чтобы уши зайца поднимались и опускались, внутрь ушей вставляют упругую резину, укрепленную в голове куклы. Уши двигаются тогда, когда натягивают леску, укрепленную с наружной стороны уха и пропущенную через головку куклы внутрь туловища. Управляет хвостиком и ушами вторая рука кукловода.

Небольшие животные и звери иногда делаются без патронок и без внутренней перчатки, только на фактурной обтяжке с подкладкой из материи. Фактурная обтяжка для зверей и животных может быть самая разнообразная, можно применить плюш, бархат, байку, искусственный мех и т. д. Головку, туловище и хвостик делают из одного и того же материала, только брюшко может иногда отличаться другим цветом и быть светлее, чем спинка. Можно для одной куклы взять различные материалы (фактуру); например, байку и мех, плюш и сукно и т. д. Самое главное, что­бы эти сочетания фактур прошли по всему туловищу и лапкам.

Головка животного обтягивается косым ма­териалом. Материал ставится от носика углом и заклеивается постепенно в обе стороны голо­вы. Вытачки желательно перенести к ушам и затылку. После обтяжки головы крепят глаза.

 

Заключение

В современных магазинах много разнообразной кукольной продукции. Такими куклами любуются, украшают квартиры, ими играют дети. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками. Именно народные куклы показывают, что они единственные и нет ни одной похожей друг на друга.

Прикоснувшись к истории возникновения театральной куклы , мы понимаем, что она во все времена служила средством воспитания и развития человека, несла добро и тепло человеческих рук.

С помощью нашей работы мы попытались повысить интерес учащихся к народной культуре, обратились к истокам создания театральной куклы. Изучили технологии изготовления кукол, научились сами их мастерить.

Мы верим, что такая кукла заинтересует как взрослых, так и детей.

 


 


 

Список использованных источников

1. Авдеев А. Происхождение театра. Элементы театра в первобытнообщинном строе. Л. – М., 1959

2. Голдовский Б. Куклы. Энциклопедия. М., 2004

3. Трифонова Н.М. Кукольный театр своими руками. – М., 2001.

4. Ресурсы интернета

 

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!