Материально-техническое обеспечение дисциплины:
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Русская христианская гуманитарная академия
ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Позднеантичная и раннехристианская философия.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА
По направлению
Религиоведение
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Утверждено на заседании кафедры ___________________________________ Протокол № ___от ________2015г. Зав. кафедрой____________ /___________/ | Утверждено на заседании УМС Протокол № 1от 31.08.2015 г. Председатель Совета ___________________ /И.О. Загашев/ |
Санкт-Петербург
2015 г.
ДИСЦИПЛИНА Позднеантичная и раннехристианская философия
Место дисциплины в структуре ООП
Профессиональный цикл. Вариативная часть.
Трудоемкость и аттестация по модулю (дисциплине):
Дисциплина / семестр | Трудоемкость | Аудиторная нагрузка, часы: | Форма итоговой аттестации / семестр | |||||
Всего кредитов / из них на экзамен | Всего часов на теоретическое обучение | из них: | Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | |||
Аудиторная нагрузка | Самостоятельная работа | |||||||
Позднеантичная и раннехристианская философия / 4 | 2,5 | 90 | 34 | 56 | 16 | 18 | зачет/ |
Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины: студент должен обладать следующими компетенциями
|
|
способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);
владением навыками логического анализа различного рода рассуждений и профессиональной аргументации в области религиоведения (ОПК-1);
способность пользоваться в процессе преподавания философских, обществоведческих и религиоведческих дисциплин в образовательных организациях общего образования базовыми знаниями в области истории философии (ПК-9);
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты:
Знали:
· историю античной и раннесредневековой философии
· предметное поле содержательной и формальной полемики между античным и христианским типами дискурса
Умели:
· анализировать философско-теологические тексты эпохи Поздней Античности
· могли сопоставлять различные «горизонты предпонимания», формирующиеся в изучаемую эпоху
Владели:
· навыками критического научного мышления
· научными методами, сложившимися в современной истории философии и истории религий.
Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы:
Дисциплина: Позднеантичная и раннехристианская философия
|
|
№ п/п | Название темы с кратким содержанием | Виды занятий, часы | Самостоятельная работа, часы | Всего часов | ||||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | ||||||
1. | Позднеэллинистическая философия и религия: Средний платонизм. Римский стоицизм. Религиозные новации эпохи ранней Римской империи. Культ императора. Причины гонений на христианство. Гностицизм и герметизм. | 4 | 4 | 14 | 22 | |||
2. | Неоплатонизм: Формирование и история школы. Неоплатоническая онтология и гносеология. Неоплатоническая антропология и сотериология. Формирование представлений о «нормативной» теургии. | 4 | 6 | 14 | 24 | |||
3. | Апологеты и раннее христианское богословие. Понятие апологетики. Задачи античной апологетики. Апологеты и языческая философия. Апологеты и еретические движения. Основные проблемы адаптации античного «научного» наследия к историческим условиям христианской проповеди. | 4 | 4 | 14 | 22 | |||
4. | Александрийское богословие. Формирование первых христианских «сумм знания». Особенности тринитарного богословия Климента и Оригена. Особенности раннехристианской христологии. Формирование традиции токования Писания. Античные и иудейские предпосылки раннехристианской герменевтики. | 4 | 4 | 14 | 22 | |||
Итого:
| 16 | 18 | 56 | 90 |
Интерактивные формы занятий:
№ темы | Формы |
1. | Обсуждение классических текстов, дискуссия, презентация по заранее заявленной теме, работа в группах |
2. | Обсуждение классических текстов, дискуссия, презентация по заранее заявленной теме, работа в группах |
3. | Обсуждение классических текстов, дискуссия, презентация по заранее заявленной теме, работа в группах |
4. | Обсуждение классических текстов, дискуссия, презентация по заранее заявленной теме, работа в группах |
Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:
Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:
№ п/п | Темы дисциплины | Содержание самостоятельной работы студентов | Количество часов | ||
1. | Позднеэллинистическая философия и религия | 1. Подготовка к обсуждению идей и концепций среднего Платонизма (на материалах сочинений Плутарха «Об Исиде» и «О возникновении души по “Тимею”»). 2. Подготовка к обсуждению моральной философии римских стоиков (на материале «Нравственных писем к Луцилию» Л.А. Сенеки: письма 1-15) | 14 | ||
2. | Неоплатонизм | 1. Подготовка к обсуждению учения Плотина о Едином и Уме (на материале трактатов V. 1 и VI.9 «Эннеад»). 2. Подготовка к обсуждению антропологии и сотериологии Плотина (на материале трактатов I.1 и I.2 «Эннеад»). 3. Подготовка к обсуждению концепции теургии в зрелом неоплатонизме (на материале трактата Ямвлиха «О египетских мистериях», гл. 1-3). | 18 | ||
3. | Апологеты и раннее христианское богословие. | 1. Подготовка к обсуждению основных идей полемики апологетов языческой и христианской философии (на материалах «Правдивого слова» Кельса). 2. Обсуждение причин формирования концепции «ереси» и «еретического учения» (на материалах сочинения Иринея Лионского «Против ересей») | 16 | ||
4. | Александрийское богословие | 1. Подготовка к обсуждению особенностей александрийского богословия (на материале трактата Оригена «О началах»). 2. Подготовка к обсуждению аллегорического метода александрийской герменевтики (на материале трактата Оригена «О началах»). | 16 | ||
Итого:
| 56 часов |
Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:
№ п/п | Темы дисциплины | Содержание самостоятельной работы студентов | Количество часов |
1. | Неоплатонизм | Подготовка реферата объемом 600-800 слов по теме: формирование религиозно-аскетического типа этики в неоплатонизме (на материале трактата Порфирия «Жизнь Плотина»). | 10 |
2. | Апологеты и раннее христианское богословие | Подготовка реферата объемом 600-800 слов по теме: «Основные черты ранней латинской апологетики и религиозной «психологии» (на материале трактата Тертуллиана «О душе»). | 10 |
Итого: | 20 часов |
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
а) основная литература:
- Антология восточно-христианской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х тт. М.-Спб, 2008.
- Ириней Лионский. Против гностиков. М. 1994.
- Лурье В.М. История византийской философии. М. 2007.
- Ориген. О началах. СПб, 2000.
- Плотин. Эннеады. ТТ.1-6. СПб, 2003-05 гг.
- Плутарх Херонейский. Об Исиде. Киев, 1998.
- Порфирий. Жизнь Плотина. // Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях древних философов. М. 1986.
- Прокл. Платоновская теология. СПб, 2002.
- Ранние отцы Церкви. СПб, 1999.
- Ранович А. Первоисточники по истории христианства. Античные критики христианства. М. 1993.
- Саврей В.Я. Александрийская школа. М. 2006.
- Сенека Луций Анней. Сочинения. М. 1986.
- Тертуллиан. О душе. Спб, 2004.
- Философия западноевропейского средневековья. СПб, 2005.
- Шмонин Д.В. и др. Философия западноевропейского средневековья. СПб, 2006.
- Юлиан. Сочинения. СПб, 2007.
- Ямвлих Халкидский. О египетских мистериях. М. 1996.
б) дополнительная литература:
1. Адо П. Плотин или простота взгляда. М. 1993.
2. Афонасин Е.В. В начале было… 2003.
3. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. В 4-х тт.
4. Высокий герметизм. СПб, 2000.
5. Гностики. Киев, 1997.
6. Дамаский Диадох. О началах. СПб, 2000.
7. Евсевий Кесарийский. Церковная история. М. 1995.
8. Климент Александрийский. Строматы. ТТ. 1, СПб, 2002 гг.
9. Лосев А.Ф. История античной эстетики. ТТ.5-7. М. 1979-87 гг.
10. Марк Аврелий. Наедине с собой. М. 1996.
11. Нумений Апамейский. Фрагменты.// АКАДЕМИЯ. Вып.5, СПб, 2004.
12. Петров А.В. Феномен теургии. СПб, 2003.
13. Прокл. Первоосновы теологии. М. 1993.
14. Рист Дж. Плотин: путь к реальности. СПб, 2005.
15. Саврей В.Я. Александрийская школа. М. 2006.
16. Светлов Р.В. Гнозис и экзегетика. СПб, 1998.
17. Шичалин Ю.А. История платонизма. М. 2003.
18. Ямвлих Халкидский. Комментарии на диалоги Платона. СПб, 2000.
в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
Библиотека Гумер - гуманитарные науки http://www.gumer.info/
Православная электронная библиотека http://lib.pravmir.ru/library/book/1884
г) в) электронно-библиотечные системы (ЭБС):
№ п/п | Дисциплина | Ссылка на информационный ресурс | Наименование разработки в электронной форме | Доступность |
| Позднеантичная и раннехристианская философия
| http://www.biblioclub.ru | Электронно-библиотечная система (ЭБС) Университетская библиотека онлайн | Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет |
http://e.lanbook.com | Электронно-библиотечная система (ЭБС) на платформе издательства «Лань» | Индивидуальный неограниченный доступ из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет |
Материально-техническое обеспечение дисциплины:
не требуется
Итоговая аттестация:
Краткое содержание итоговой аттестации по дисциплине:
Итоговая аттестация:
Осуществляется в форме зачета, при этом проводится оценка компетенции, сформированной по дисциплине. В итоговой аттестации учитывается работа студента в аудитории, подготовленность к практическим занятиям, посещаемость, а также итоговое собеседование.
Процедура проведения итоговой аттестации:
Финальный зачет проводится в форме собеседования по билету, содержащему одни вопрос.
Критерии оценки и итоговой аттестации:
Критерии | Минимум баллов | Максимум баллов | Набранные баллы |
Посещаемость (50-90%) | 10 | 20 | |
Активное участие в практических занятиях, подготовленность к заявленным темам | 10 | 20 | |
Степень готовности к итоговому зачету | 15 | 30 | |
Организация и полнота конспекта по курсу | 5 | 10 | |
Выполнение дополнительных письменных работ | 10 | 20 | |
Итого: | 50 | 100 |
Шкала перевода баллов, набранных студентом в традиционную оценку:
Баллов | 100 - 95 | 94 - 90 | 89 - 85 | 84 - 80 | 79 - 75 | 74 - 70 | 69 - 65 | 64 - 60 | 59 - 50 | 49 и менее |
Традиционная оценка | 5 | 4 | 3 | 2 |
Разработчики:
РХГА, кафедра религиоведения |
| профессор кафедры религиоведения, декан факультета философии, богословия и религиоведенния РХГА, доктор философских наук |
|
| Светлов Р.В. | |
(место работы) |
| (должность, уч. степень, звание) |
| (подпись) |
| (ФИО) |
Приложение
Примерные вопросы к зачету:
1. Римская империя: сакральный характер государства, правитель-мессия, культ императора. Религиозный синкретизм римской культуры, языческий монотеизм.
2. Философские школы в I в. до н.э. – II в. н.э. Идея философской религии.
3. Аллегорическое толкование. Идея Откровенного текста. Античная и средневековая типы герменевтики.
4. Гностицизм. Гностическое мировоззрение и античная философия. Гностицизм и христианство.
5. Средний платонизм. Плутарх, Нумений и их роль в истории неопифагореизма и платонизма. Нумений в оценке Оригена.
6. Христианские апологеты и ранние богословы. Природа христианской апологии и типы апологетических текстов. Полемика между христианскими и языческими авторами.
7. Субординационизм в раннем христианском богословии. Влияние стоицизма и среднего платонизма на христианскую александрийскую экзегетику.
8. Концепция «ведающей веры» в учении Климента Александрийского. «Христианский гнозис».
9. Основные концепты и понятия Оригена Александрийского. Ориген и понятийный ряд богословия III-IV вв.
10. Неоплатоническая концепция единого. Экстатическое восхождение к Началу.
11. Концепция ума, души и воспринимаемого мира. Полемика с гностицизмом и христианством.
12. История неоплатонических школ. Основные характеристики зрелого неоплатонизма. 13. Теургический универсум как предмет неоплатонического дискурса. Афинская школа неоплатонизма как итог позднеантичной философии.
14. Еретические движения в раннем христианстве: типология, проблемы, поднятые в полемике с монархианством и гностицизмом.
Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!