Функционально-морфологическая ситуация



Функционально-морфологическая ситуация проектируетсявокруг «потребителя-адресата», точнее ряда адресатов, задающих комплекс условий функционирования изделия, а также комплекс сообразных со своим типом требований комфорта и эстетики (идейно-ценностная позиция дизайнера)[1].

На уровне функционально-морфологической ситуации графически моделируется процесс общения адресата с изделием (ситуация социального функционирования объекта), что способствует динамическому развитию формы объекта (появление широкого спектра рабочих альтернатив – эскизов, детализация и необходимое уточнение конструктивных элементов). Если первичная сюжетная ситуация (семантическая) придумывается и решается в виде юмористической мультипликационной последовательности картин, то морфологическая ситуация отталкивается от реального пользователя и условий пользования вещью, максимально приближенных к реальности, что отражается в графическом оформлении процесса*.

Типический адресаттипаж-знак») заменяется «адресатом-потребителем». Моделируется возможное для данного объекта множество адресатов, представляющих собой разные сегменты целевой аудитории проектируемого объекта. Моделирование типов потребителей и сред помимо графических средств ведется аналитическим путем. Определяются социальные характеристики каждой конкретной потребительской группы (пол, возраст, целевые и поведенческие установки), тип взаимодействия группы с проектируемым объектом, выявляются приоритетные требования группы к объекту. На этом основании выстраивается типология потребителей.

Требования каждой конкретной потребительской группы подразделяются на утилитарные (приоритет отдается эргономичности и экономичности изделия) и социокультурные (поведенческие, статусные, этнические, эстетико-художественные и т.п.)

С целью построения типологии потребителей эффективно использование метода «вживания в роль» (моделирование потребительской позиции того или иного адресата и прогнозирование его реакции на те или иные условия функционирования и эстетические качества объекта) Подобный метод дополняется опросом представителей групп заинтересованного населения [15].

Подобным образом выявляется и типология средовых контекстов функционирования объекта. Среда последовательно рассматривается как архитектурно-ландшафтный комплекс (город - деловой центр, исторический центр, спальный район; сельская местность – поселок, деревня, дача и т.д.), климатическая (местность с холодным, умеренным, жарким климатом), экономическая (развитые, развивающиеся страны, страны третьего мира) и этно-культурная зона [16].  Средовые требования классифицируются как утилитарные (в зависимости от типа среды приоритет отдается фактору экологичности, гигиеничности, информативности, заметности формы в средовом контексте, либо фактору ее экономичности) и социокультурные («самоценность формы», мультикультурность, способность объекта к гармонизации среды и формированию эмоционально-положительного климата в среде и т.п.).

Развертывание круга потребителей и сред позволяет сопоставить и обобщить эргономические и эстетические запросы широкой целевой аудитории, спроектировать мотивацию, определить степень обусловленности формы функцией, степень свободы композиционного и образного поиска.

  Построение типологии потребителей, классификация их утилитарных требований, построение функциональных ситуаций общения с объектом в средовом контексте позволяет уточнить основные составляющие формы объекта, его внутреннее оснащение, планировку.

  Если речь идет о макрообъекте (здание, архитектурно-ландшафтный комплекс), то утилитарные требования потребителей и сред различных типов могут быть полностью реализованы только через расширение функциональных совокупностей предметного наполнения средового объекта (например, эргономические требования инвалидов как сегмента целевой аудитории культурного комплекса подразумевают наличие пандусов, подъемников, указателей, скамей и столов определенной конфигурации).

  Очевидно, что именно на этом этапе средовые макрообъекты насыщаются стационарными и мобильными дизайнерскими формами (оборудование цеха, мебель в интерьере, сооружения парковых аттракционов, быстро развертываемое оборудование в архитектурно-ландшафтных комплексах – тенты, палатки, визуальные коммуникации). Предметное наполнение образует широкую гамму воздействий на средовую структуру, участвуя буквально во всех видах ее проектных трансформаций. Объекты городского дизайна, срастаясь с константным архитектурным образом среды, играют роль некоего формального и цветового регулятора, создающего впечатление непрерывной пространственно-временной последовательности, органичной цветовой и геометрической системы и рождающего ощущение гармоничности природного окружения [17].

Композиционные отношения внутри средового макрообъекта реализуются с помощью топологических, конструктивных и комбинаторных свойств формы, приемов морфологической трансформации, метода агрегатирования и унификации [1].

Комплексы утилитарных потребительских и средовых требований могут быть реализованы в объекте с трансформацией внутренней структуры без изменения внешних габаритов и за счет модулей, приращиваемых к объемно-пространственной структуре.

1. Реализация потребительских требований в структуре первого типа осуществляется за счет топологических свойств формы:

·  рационального зонирования, при котором не остается нерабочих участков в интерьере, экстерьере ;

· функционально плотного предметного насыщения объекта – совмещение функциональных значений ряда элементов;

конструктивных свойств формы:

· композиционная и функциональная слитность несущих элементов и предметного наполнения средового объекта;

· конструкция элементов интерьера несет в себе «отпечаток» морфологии человеческого тела либо его движения в процессе коллективной деятельности;

трансформации формы на уровне потребления (в решении эргономических задач):

· изменение топологических свойств элементов формы (принцип вкладывания – раскладывания – телескопические конструкции и т.п.);

·  изменение конструктивных свойств формы (принцип свертывания – развертывания; принцип добавления - убавления –сборные  и модульные конструкции)

2. Реализация потребительских требований в структуре второго типа осуществляется за счет транформации, методов унификации и агрегатирования.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!