История создания «Итальянки в Алжире»



Опера была написана в 1813 г. Творческий процесс происходил на волне успеха постановки героико-мифологического произведения «Танкреди» в Венеции. Композитор уверено закреплял за собой только образовавшуюся репутацию восходящей «звезды» оперного искусства.

Россини заявлял, что работа велась в большой спешке и отняла у него в совокупности 18 дней. Либретто принадлежит перу итальянца Анджело Анелли. Профессор ораторского мастерства числился в миланском театре «Ла Скала» в качестве штатного либреттиста. Работа поэта ранее уже была использована в опере Луиджи Моска, которая была представлена публике в 1808 г.

Россини переработал имеющуюся литературную основу совместно с Гаэтано Росси. С этим итальянским автором Россини сотрудничал и ранее, при создании текста для опер «Брачный вексель» и «Танкред» (по пьесе Вольтера). В музыке Россини продемонстрировал верность собственному стилю: он сумел гармонично соединить «лёгкие» запоминающиеся напевные мелодии с невероятно энергичным и динамичным оркестровым сопровождением.

Впервые опера была представлена на суд слушателей 22 мая 1813 года в Венеции. Знаменитый театр «Сан-Бенедетто» стал первой площадкой, на которой разыгралось сюрреалистическое действо в двух актах. В течение последующих двух лет после успешной премьеры композитор вносил изменения в партитуру. На сцене Неаполя и Милана опера проходила с учётом авторских доработок.

«Итальянка в Алжире» распахнула перед Россини тяжёлые двери оперных театров Италии. Милан, Рим, Венеция рукоплескали маэстро и с нетерпением ждали от него новых шедевров. Фурор, произведённый динамичной оперой, в богемном обществе Италии отчасти был порождён точным попаданием автора в настроение, которое преобладало в кругах аристократии и простых обывателей. Итальянцы всей своей неугомонной душой стремились к независимости, но вынуждены были пребывать под властью австрийских и французских (в северных областях) военачальников. Очевидные патриотические мотивы в сюжете и музыкальном сопровождении, столь виртуозно выраженные в опере, укрепили в итальянцах веру в свою исключительность, самобытность и превосходство. Опера Россини возымела грандиозный общественный отклик и обнаружила национальное стремление к объединению государства под собственным флагом.

 

Постановки оперы «Итальянка в Алжире»

В январе 1819 года «Итальянка в Алжире» была поставлена на сцене Королевского Театра в британской столице, в ноябре 1832 года — в Нью-Йорке. Опера была включена в репертуар многих театров Западной Европы. Второе дыхание произведение обрело после Второй мировой войны (многочисленные постановки проходили с неизменным успехом). В 1998 году французский режиссёр Андре Фледерик создал музыкальную комедию с одноимённым названием, где главную роль исполнила Дженнифер Лармор.

До Российской Империи комическая опера «добралась» в 1817 году, публика в Петербурге имела возможность оценить оперу в переводе на немецкий язык. Затем в 1822 году произведение было исполнено итальянскими вокалистами в московском театре Апраксина на Знаменке. В 2009 году в Санкт-Петербурге на сцене театра «Зазеркалье» опера была поставлена силами отечественной труппы. Беспрецедентное событие возымело статус сенсации в театральных кругах: ранее постановки в России проходили с участием исключительно иностранных исполнителей.

Что является мерилом успеха и критерием принадлежности к классике? Актуальность, отсутствие привязанности ко времени и эпохе. «Итальянка в Алжире» — образчик классической оперы в комическом жанре. В XXI столетии она собирает залы на разных континентах: в Московском академическом Музыкальном театре, на сцене The Metropolitan Opera в Нью-Йорке. Уже в 2019 году анонсированы постановки в Венеции (La Fenice) и Барселоне (Liceu).

 

 

Романист Стендаль в 1824 году опубликовал биографию Россини, где выразил личный взгляд и собственную интерпретацию многих поступков и результатов творчества итальянского гения. Французский писатель, знаток человеческих душ, назвал оперу «Итальянка в Алжире» «абсолютным организованным сумасшествием»: безумным действом, от первой до последней воспроизведённой ноты, управляет невидимый «мастер церемонии», несравненный Россини.

 

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!