ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ В ФИЛОСОФИИ



Социальная философия

ВВЕДЕНИЕ

Социальная философия занимается изучением общества в его историческом развитии. Ее основная задача — анализ явлений прошлого и настоящего, позволяющий лучше понять современное общество и перспективы его развития. Она изучает функционирование и эволюцию социальных систем, взаимосвязь наиболее важных социальных явлений, взаимодействие общества и природы, социальные аспекты поведения человека.

Социальная философия стоит в ряду таких наук об обществе, как теоретическая социология, политология, история, экономическая наука, социальная психология, этика и др. Но если эти науки исследуют отдельные аспекты жизни общества, то социальная философия призвана изучать эту жизнь в ее целостности и полноте.

 

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Чтобы конкретизировать представление о современной социальной философии, можно перечислить некоторые из ее основных, вызывающих наиболее острые споры тем.

  • Причины, определяющие характер и динамику социальной жизни. Когда-то считалось, что устройство общества и ход истории предопределены волей Бога. Позднее была выдвинута идея общих законов истории, неуклонно ведущих человечество от первобытного, дикого состояния через варварство к цивилизации. Предлагались разнообразные социальные теории, стержнем которых являлся так называемый закон прогресса. Марксизм предполагал, в частности, что вершиной развития общества явится коммунизм, при котором материальное изобилие будет сочетаться с исчезновением государства и свободой личности. XX век развеял многие иллюзии, в том числе представление о всемогуществе человеческого разума, о «железных законах истории» и неуклонном прогрессе. С новой остротой развернулись дискуссии по поводу того, определяется ли социальная жизнь — и в какой именно мере — материальными и экономическими структурами, борьбой государств и наций, борьбой классов, стратегией возвышения и установления равновесия в отношениях между разными частями крупных социальных групп, семейными формами и т.д.
  • Периодизация человеческой истории, деление ее на эпохи, цивилизации, культуры и т.п. Упрощенная схема «дикость — варварство — цивилизация» была быстро отброшена. Марксистская периодизация истории, начинавшаяся с первобытного коммунизма и кончавшаяся индустриальным коммунизмом, обнаружила свою несостоятельность. Остается открытым вопрос, по каким существенным признакам можно было бы разбить историю на крупные эпохи и затем выделить в рамках таких эпох цивилизации или культуры.
  • Отношения между прошлым, настоящим и будущим в развитии общества и его наиболее важных институтов. Существовали теории, согласно которым история имеет форму круга, постоянного повторения одного и того же, не несущего с собой никакой принципиальной новизны, или форму прямой линии, в силу чего времена не могут повторять друг друга, или форму спирали, сочетающей линейное и кругообразное движение, или форму колебаний отдельных обществ между двумя достаточно устойчивыми полюсами и т.д. Анализ общей формы протекания истории остается, как и раньше, актуальной проблемой.
  • Смысл человеческой истории, ее предназначение или цель. Долгое время истории придавался объективный, не зависящий ни от воли людей, ни от их деятельности смысл. Другой альтернативой является идея, что человеческая история имеет только субъективный, определяемый самими людьми смысл, и то, будут ли достигнуты цели, которые человечество ставит перед собой, зависит не от каких-то внешних факторов, а от разумности и настойчивости в реализации этих целей.
  • Возможные перспективы ставшего в последние два столетия особенно очевидным процесса формирования единого человечества и, соответственно, подлинно мировой истории. Крайние случаи здесь — демократическая конфедерация обладающих достаточно широкой автономией государств и диктатура немногих объединившихся для этой цели государств над всеми остальными странами и народами.
  • Перспективы развития человеческой цивилизации. Человечество ожидает дальнейшее обострение так называемых глобальных проблем, от решения которых зависит само его выживание. В числе этих проблем — предотвращение мировой термоядерной войны, прекращение стремительного роста населения, исключение катастрофического загрязнения окружающей среды, борьба с терроризмом и т.д. Серьезные опасности кроются в постепенном преобразовании народов в однородные, импульсивные, подверженные воздействию пропаганды массы, в превращении таких масс в решающий фактор происходящих событий. Опасны постоянно повторяющиеся в разных странах попытки введения тотального планирования социальной жизни. Темп происходящих в современном обществе перемен все убыстряется, и кажется, что теперь под угрозу может быть поставлена сама глубинная природа человека.
  • Особенности социального познания. Применим ли в науках об обществе и человеке научный метод с его незыблемыми требованиями эмпиризма, реальности, рациональности, объективности и т.д.? Действительно ли социальная философия должна быть свободной от ценностей и, если это так, как она может быть средством рационализации социальной деятельности?

Эти вопросы не исчерпывают, конечно, всего круга проблем, стоящих в центре внимания современной социальной философии.

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОБЩЕСТВЕ В ФИЛОСОФИИ

Латинский глагол "социо" означает соединить, объединить, затевать совместный труд. Отсюда первоначальное значение понятия "общество" — союз, сотрудничество. Необходимо различать термины "общность" и "общество".

Общность — форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядами. Таковы семья и народ.

Общество — продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договора.

Понятие "общество" также следует отличать от понятия "народ".

Народ — это форма общности людей, связанных, прежде всего, языком и культурой.

Как ни странно, в истории философии понятие общества долгое время не играло существенной роли. Общество воспринималось философами как первичная данность, самоочевидная реальность, не требующая философского анализа.
Так, античные мыслители отождествляли общество с социальной общностью (народ) и государством. Средневековые философы, как правило, вообще игнорировали эту проблему.

Философы Нового времени (Гоббс, Локк, Вико, Монтескье, Руссо) отождествляли общество с «состоянием людей»: естественным или гражданским.

Потребность в разработке понятия общества осознается лишь с конца XVIII века в связи с началом изучения первобытных народов и появлением интереса к проблеме возникновения общества. Данное понятие получает теоретическое осмысление в трудах немецких классических философов (Кант, Фихте, Гегель, Фейербах) и находит дальнейшее развитие в учениях Конта и Маркса.

Можно выделить несколько основных теоретических моделей общества, которые сложились в истории философии.

Первая, «механистическая», характеризовала общество как сложный механизм, агрегат элементов, которые можно изучать отдельно друг от друга (Декарт, Ламетри, Дюринг).

Вторая, «органическая», видела в обществе сложный организм с множеством жизненно важных органов и функций (Гоббс, Спенсер).

Третья модель была порождена пониманием общества как особой самоорганизующейся и саморазвивающейся системы. Наиболее видные сторонники этой модели, однако, существенно расходились в понимании факторов, определяющих социальную жизнь. Так, Гегель полагал, что общество представляет собой носителя сменяющих друг друга форм сознания. Маркс был убеждён в том, что общество состоит не из индивидов, а выражает сумму связей и отношений, в которых они находятся друг к другу. Вебер и Парсонс полагали, что общество образует множество социальных действий, в каждом из которых можно выделить субъект действия, ситуацию действия и ориентацию субъекта: мотивационную и ценностную.

Анализ факторов, лежащих в основе общества, привел к выделению нескольких подходов:

1. Натуралистический. Человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге — космоса. Тип общественного устройства и ход истории определяются ритмами солнечной активности и космических излучений (А. Чижевский, Л. Гумилев), особенностями географической и природно-климатической среды (Ш. Монтескье, Л. Мечников), спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (сторонники социобиологии — Э. Уилсон, Р. Докинс). Общество предстает как своеобразное продолжение природы, ее высшее, но далеко не самое удачное и устойчивое образование.

2. Идеалистический. Здесь связями, объединяющими людей в единое целое, стали идеи, верования, мифы, ценности. Например, история знает немало примеров существования теократических государств, где единство обеспечивается одной верой, которая тем самым становится государственной религией. М. Вебер полагал, что мотивы и цели являются первоосновой человеческой деятельности и ее конечной целью, поэтому отводил духовному началу роль “демиурга” — творца общества и его культуры.

3. Материалистический. Объяснение общественного устройства связано с философским анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в соответствующих природных условиях или при наличии тех или иных верований, но имеют определяющий характер. К материалистическим концепциям относятся концепции географического детерминизма (Ш. Монтескье, XVIII в.: климат и плодородие почвы обуславливают развитие общества), демографический детерминизм (Т.Р. Мальтус , конец XVIII – нач. XIX вв.: рост численности народонаселения является фактором социального развития).

Карлом Марксом была разработана концепция материалистического понимания общества, суть которой составляет положение о способе производства, которое складывается объективно, т.е. независимо от воли и сознания людей. Связывает людей социальный организм, не общая идея или бог, а производительные силы и производственные отношения, видоизменение которых составляет основу общественно-экономических формаций.

Если говорить о современных материалистических концепциях общества стоит отметить концепции Д. Белла, Э. Тоффлера, М. Маклюэна, которые считают, что ведущим фактором социального развития являются используемая техника и технологии.

 

ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

Системный подход (системный анализ) к изучению общества, рассматривающий общество как систему и как процесс, сложился во второй трети 19 в. и получил особое распространение в середине 20 в. в исследованиях О. Конта, Э. Дюркгейма, М. Вебера, Т. Парсонса. Сущность данного подхода состоит в рассмотрении общества как целостной совокупности взаимосвязанных элементов. Основные принципы системного подхода состоят в следующем.

1. Основным признаком системы является ее целостность. Это означает, что свойства системы не сводятся к простой сумме свойств ее отдельных элементов, а обладают новым, особым качеством. Это качество обусловлено не столько свойствами отдельных элементов системы, сколько свойствами ее структуры, т. е. порядком и содержанием связей между элементами.

2. Элементы системы, называемые также подсистемами, сами могут рассматриваться как системы (так, в качестве систем могут изучаться основные подсистемы (сферы) общества - экономическая, политическая и т.д.).

3. Системный подход к изучению общества предполагает рассмотрение его как открытой системы, т. е. системы, взаимодействующей со средой. Под средой понимается множество внешних условий существования системы. Система осуществляет постоянное взаимодействие со средой и является ее подсистемой. Другими словами, несмотря на автономность по отношению к внешнему миру, общество испытывает на себе его активное воздействие, воспринимает и перерабатывает информацию, реагирует на изменяющийся контекст. Общество есть адаптивно-адаптирующая система, то есть способно не только приспособиться к окружающей среде, но и изменять ее в силу возможностей соответственно своим интересам.

4. Системный подход признает целенаправленный характер поведения – и системы в целом, и отдельных ее элементов – т. е. предполагает изучение общества и его основных компонентов с точки зрения исследования их основных функций. Функциями элементов системы называются способы и цели их поведения. Исполнение основных функций элементов системы обусловливает сохранение ее целостности.

Общество как система есть упорядоченная, самоуправляющаяся и саморазвивающаяся совокупность связей и отношений, которые образуют качественную целостность и носителями которых являются действующие люди и образуемые ими группы.

Представляя собой систему, общество обладает, во-первых, сложной и иерархической структурой, поскольку включает различные элементы и уровни; во-вторых, интегративным системообразующим качеством — отношениями деятельных людей; в-третьих, свойством самоуправляемости, которое отличает только высокоорганизованные системы.

Весьма продуктивным подходом к выделению базовых элементов общества является обращение к основным сферам жизни, соответствующим происходящим в нем важнейшим процессам, — производственно-экономическому, социальному, политическому, духовному, охватывающим фактически все многообразие его бытия. Основная сфера жизни есть элемент общества, его часть, объективно существующая, структурно оформленная и связанная с другими сферами.

Название сферы Отношения, в которые вступают люди в рамках этой сферы Основные элементы
Экономическая сфера Отношения в процессе производства, обмена и потребления. Отношения по поводу права собственности. Отношения в процессе предпринимательской деятельности. Взаимосвязь государства и экономики. Экономические системы; производство; обмен; распределение; формы собственности; рынки; деньги; бюджет; банки; налоги; безработица; предпринимательская деятельность.
Политическая сфера Отношения по поводу власти и управления обществом. Отношения человека и государства. Отношения между большими группами населения по вопросам управления, национальных отношений и пр. Политика; власть; государство; разделение властей; формы государственной власти (формы правления, формы территориального устройства, формы политических режимов); политические партии; выборы; гражданское общество.
Социальная сфера Взаимоотношения социальных групп между собой (классов, страт, профессиональных и социально-демографических групп, национальных общностей). Порядок и принципы этих взаимоотношений. Структура (стратификация) общества; социальные группы (классы, сословия, касты, страты, нации, и пр.); социальная мобильность и социальные лифты; национальные отношения; семья.
Духовная сфера Отношения людей, в основе которых лежат духовные ценности (культура, религия, образование, наука, мировоззрение и пр.). Отношения в процессе создания, распространения и усвоения этих ценностей. Духовная сфера включает в себя все формы общественного сознания — философию, религию, мораль, право, искусство, а также науку, идеологию, образование, воспитание во всех их многообразных проявлениях.

 

Все сферы жизни общества как системы тесно связаны и взаимодействуют между собой. Общество, как уже говорилось, есть саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система, что свойственно высокоорганизованным целостностям. Вместе с тем, центром управления, координации, регулирования происходящих в обществе процессов, обеспечивающим условия его динамичного развития, является такой социальный институт, как государство, роль которого в социуме, вопреки многочисленным прогнозам, не только не уменьшается, но совершенно отчетливо возрастает.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 515; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!