Системный подход к анализу общества



Содержание

Введение

1. Системный анализ общества

1.1 Системный подход к анализу общества

1.2 Система в переходных и кризисных состояниях

2. Конец света" как отражение кризисного развития общества

2.1 Современный кризис общества и его сущность

2.2 "Конец света" как иллюстрация кризиса общества. Роль информации в апокалиптических настроениях

Заключение

Список литературы


Введение

 

Современная мировая система переживает трудности в своем развитии, связанные с экологическим кризисом, техногенными катастрофами, глобализацией, противоречиями в мировой экономике, демографическими проблемами. Самые пессимистические ожидания относительно будущего мирового сообщества связаны с идеями о "конце света". Однако такие идеи не новы, предположения о финале человеческой истории высказывались во все времена: эсхатологические учения, о конечных судьбах мира и человека, о "конце света" составляют основу всех религиозных мировоззрений, встречаются в легендах и мифах давно почивших народов, сюжеты конца мира мы находим в искусстве и массовой культуре.

"Наступит ли "конец света?" - этот вопрос периодически задают себе (в той или иной терминологии) не только ученые, мистики, но и обычные люди. Чтобы узнать их мнение, ФОМ [9] провел опрос среди населения РФ (участие приняли 43 субъекта). Как оказалось, 77% опрошенных не верят в то, что "конец света" может наступить. Верят в его наступление 11% респондентов; 11% затрудняются с ответом. По сравнению с аналогичным опросом в 2008 году [5] стало больше оптимистичных взглядов (22% не верили в наступление Апокалипсиса, 68 % - верили). Чаще в конец человечества верят лица старше 65 лет, а особенно женщины пенсионного возраста, жители Москвы, респонденты с образованием ниже среднего. Чаще не верят в пессимистичные прогнозы мужчины 18-24 лет, люди с высшим образованием и Интернет-пользователи и, так называемые, люди-XXI.

Ученые и мыслители также не могли обойти стороной тему "конца света". С точки зрения физики и математики представлял данную проблему С.П. Капица [21], а именно как ускорение исторического времени вплоть до полного сжатия, превращения в ноль, а также любое другое изменение привычных физических законов. Космологический подход, и его сторонник доктор физических наук, профессор Лоренцо Иорио [28] (итальянский Национальный институт ядерной физики), представляет "конец света" как физическое уничтожение нашей планеты в результате тех или иных космических катаклизмов. Э. Фромм рассматривал психологические аспекты веры в Апокалипсис и конец мира в христианской религии. В. Франкл также изучал "конец света" с точки зрения поиска смысла существования при осознании конечности жизни человека. Психологические факторы эсхатологических настроений в обществе на основе идей З. Фрейда выявляли А. Сосланд, А.Г. Саракул. Изучая смысл жизни Е.Н. Трубецкой [44, c.56-78], заметил, что наиболее остро кризисное эсхатологическое мировоззрение проявляется в периоды резких социальных трансформаций и глубоких потрясений, вследствие чего меняется картина мира, и старые ценности теряются, однако новые еще не сформировались. Иначе говоря, во время социокультурного кризиса на фоне потери ценностных ориентиров возникают упаднические настроения в обществе, кризисное сознание, кризисное мироощущение нередко облекается в апокалипсическую форму. С.Н. Булгаков представлял нравственно-ценностный подход к пониманию конца мира и описывал кризис русской нации как кризис духовности в ключе апокалиптики. Как декаданс¸ ценностный кризис морали, культуры, традиций рассматривали вырождение европейско-христианской истории, требующей непременного уничтожения К. Маркс, Ф. Ницше. Коммуникативные процессы изучал С. Кара-Мурза и видел идею "конца света" не иначе, как способ манипулирования сознанием массы людей. Культурологический подход к анализу идеи "конца света" рассматривает последнюю как неотъемлемый элемент любой культуры.М. Элиаде [50, cc.62-81] выяснил, что тема "конца света" присутствует практически во всех религиях и культурах, оставляя следы в виде эсхатологических мифов, и только в XX веке она становится самостоятельной, отделяясь от религиозных картин мира. И.А. Порядин [32] также исследовал культурологический аспект финала мировой истории, а именно его отражение в литературе, кинематографе, компьютерных играх. Д. Белл видел в событиях, называемых кризисом культуры, общества, глобальные качественные изменения в социальных отношениях, которые теперь станут основываться на новой ценности - информации. Совершенно иначе представляет финал человеческой истории Ж. Бодрийяр, который, по его мнению, уже произошел, когда человек сменил реальную жизнь на виртуальные удовольствия. Б. же Жувенель также изучал новую роль личности и утрату прежней включенности в социальные процессы. Немецкие социологи П. Брюкнер и Э. Нольте связывали конец мира с выходом за пределы традиционных категорий, в которых описывалось западное общество. Таким образом, в социологии "конец света" рассматривается как кризис социальности, прежних общественных структур и связей, как видел его И. Валлерстайн.

Мы видим, что с одной стороны, тема "конца света" достаточно разработана с точки зрения различных дисциплин, однако связь между этим явлением и кризисными процессами в обществе глубоко не изучалась. Таким образом, актуальность нашего исследования в том, что предчувствия "конца света" сопровождают человечество на всех этапах его исторического развития, облаченные в те или иные формы, возрастая в трудные кризисные времена, это отмечали многие исследователи данного вопроса. В современном мире мы можем проследить не только признаки социокультурного кризиса, но и особый ажиотаж общественности по поводу темы конца человеческого общества, который связывается с различными датами. Как правило, синонимом "конца света" выступает термин "Апокалипсис", имеющий первоначальное значение "последняя книга новозаветного канона, "Откровение" Иоанна Богослова" [4], содержащая пророчества о "конце света", о борьбе между Христом и антихристом, "страшном суде", "тысячелетнем царстве божьем" [36]. Однако в современном русском языке произошло смещение значения слова "Апокалипсис", что подтверждает Новый толково-словообразовательный словарь русского языка [27], Толковый словарь C.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой [43], поэтому в данной курсовой работе мы будем использовать эти термины как синонимы.


Системный анализ общества

 

Системный подход к анализу общества

 

Термин система используется в разнообразных значениях: как определенный порядок некоторой совокупности, форма или способ устройства чего-либо, некий феномен, делимый на составные части и т.п. А.Ю. Бабайцев [34] отмечает главной особенностью системы более сильную энергию связей между элементами системы, чем энергию их связей с элементами других систем. В.Н. Садовский и Э.Г. Юдин [19] в понятие "система" включают также следующие характеристики: взаимосвязанность элементов системы; особое единство со средой; любая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; элементы любой системы обычно выступают элементами более низкого порядка. Таким образом, система - некоторое целое, составленное из определенных взаимодействующих элементов с особыми функциями, не сводимое к их простой сумме, обладающее определенным поведением в составе другой, более сложной системы - окружающей среды.

Впервые системный анализ к обществу применили Платон, О. Конт, Т. Гоббс, Г. Спенсер. Они рассматривали социальную систему с позиций природы физических, органических, психических, коммуникативных и т.п. систем. К концу ХХ века системный подход к обществу стал одной из ведущих методологических парадигм в социологии. Американский социолог Т. Парсонс [29] определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру. По Парсонсу, общество - сложная система социальных элементов (групп, институтов, индивидов), находящихся в состоянии активного взаимодействия, направляемого системами ценностей на основе собственных функций.Р. Мертон [25] дополнил социологическую теорию системы функциональным анализом ее элементов - групп и институтов. Методологическую, теоретическую, инструментальную роль сыграли характеризующиеся концептуальным многообразием системные идеи других известных социологов: К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ж. Лакан (структурализм.) и М. Фуко (постструктурализм); О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм (структурный функционализм).

Ю.П. Сурмин на основе идей вышеперечисленных и других авторов выводит несколько признаков общества как системы:

·   Является совокупностью других более мелких систем. К таким системам Э. Дюркгейм [16, cc.56-98] в свое время относил "социальные факты" как способ оказания на индивида внешнего принуждения, К. Маркс - социальные отношения как непосредственное выражение устойчивых связей, складывающихся между людьми в процессе их жизнедеятельности. Таким образом, главные элементы системы - люди, а также социальные взаимодействия, создаваемые ими.

·   Саморегулируемость как системный признак общества выделил Э. Шиллз [49]. Самоуправление в обществе, по мнению Т. Парсонса происходит с помощью норм, ценностей, образующих культуру, а также организаций, органов управления и т.п.

·   Саморазвитие социальной системы за счет многообразия культур, ценностей, социальных организаций, этносов отмечали Н.Я. Данилевский [13], А. Тойнби [42].

·   К. Маркс, Н.Я. Данилевский, А. Тойнби считали, что общество имеет определенные этапы развития, а соответственно и кризис как одну из фаз, о котором мы поговорим позднее. К примеру, Г. и Дж. Ленски [35] выделяют стадии развития общества на основе получения средств к существованию: а) общества охотников и собирателей; б) садоводческие общества; в) аграрные общества; г) промышленные общества.

·   Общество имеет четкую организацию, постоянно меняющуюся и совершенствующуюся, которую Г. Спенсер сравнивал с устройством биологического организма.

На основе взглядов перечисленных ученых и мыслителей, Ю.П. Сурмин выделяет специфические черты общества как системы:

·   поливариантность в развитии различных социальных систем;

·   наличие механизмов целеполагания;

·   адаптивность, способность к сохранению своей самобытности;

·   особый способ самоорганизации, саморегуляции, саморазвития;

·   наличие искусственных элементов, структур, функций.

Классическая физика говорит, что любые объекты и явления в нашей Вселенной перемещаются в пространстве и времени, в том числе и системы, какими бы они ни были: социальные, биологические, математические и т.п. Перемещение системы в пространственно-временном континууме Ю.П. Сурмин называет развитием, которое представляет собой сложный процесс качественного изменения системы, необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества [40]. С точки зрения времени развитие представляет собой появление нового, его борьбу со старым и смену старых форм, состояний новыми. Таким образом, и качественное преобразование общества представляет собой не что иное, как заменяемость одних состояний другими. Изменение состава, структуры, функций совокупности не сводится к отдельным преобразованиям отдельных составляющих, а носит общесистемный характер, т.е. развитием можно назвать такое преобразование элементов, которое затрагивает их все. Любое развитие имеет вектор, определяющий направленность движения системы, ее прогресс или регресс.

В своем качественном преобразовании общественная система проходит определенные этапы изменения:

) появление, происхождение, возникновение нового сначала скрытого в недрах старого, а затем в явной форме;

) восходящую стадию, когда наблюдается интенсивный количественный и качественный рост;

) максимальное развитие, зрелость, постепенно переходящие в кризисную стадию;

) регрессивные изменения;

) распад и гибель. Ю.П. Сурмин отмечает, что неизбежным этапом в развитии системы является фаза кризиса, ведущая к качественным преобразованиям совокупности элементов, когда они уже не предстанут в прежней форме. Мы видим, что распад и гибель системы есть не просто разложение на более мелкие элементы и исчезновение в небытие, а превращение ее в строительный материал для других систем. Возникновение невозможно без разрушения, и наоборот. Причины возникновения, как и причины разрушения, кроются в вечном взаимодействии диалектически противоречивых объектов, явлений, процессов.

Система многозначный термин, однако, в данной работе мы рассматриваем его не иначе, как объект, состоящий из частей, объединенных функциональным единством. Все окружающие нас объекты, как микро-, так и макро - есть системы, которые развиваются в пространстве и времени, проходя определенные этапы с характерными особенностями. Неотъемлемой частью качественного изменения системы является ее распад вследствие некоего кризиса, когда элементы выходят из своего устойчивого состояния. Общество также является системой. Под обществом как социальной системой в социологии понимается упорядоченная совокупность социальных явлений и процессов, взаимосвязанных и взаимодействующих и образующих единое целое. Общество имеет все характеристики, позволяющее называть его системой, а также особенности, отличающие его от других систем.


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 206; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!