Методика изучения сонат и симфоний.



Методическая разработка биографических уроков.

       Место биографического урока в монографии композитора. Изучение биографии музыканта как одно из средств постижения особенностей его творчества.

       Значение воспитательной функции биографического урока, знакомство с жизнью творцов — стимул к совершенствованию, к творческому труду.

       Основной круг рассматриваемых вопросов.

Главные события жизни, сферы деятельности.

Творческое наследие.

Направленность содержания.

Главные особенности стиля композитора.

       Требования к изложению биографии: направленность на осознание индивидуальности творческого облика; искания композитора в связи с художественными тенденциями эпохи. Обращение к знаниям учащихся по истории и литературе в целях наиболее яркого осознания данного историко-художественного контекста. Акцент на годах учения композитора; наиболее сильные художественные впечатления юности, учителя, последующее развитие, влияние художественной среды. Насыщенность биографии фактами, вызывающими понимание и сопереживание учащихся.

      Использование воспоминаний, писем, автобиографий, альбомов и книг с иллюстрациями как источника конкретных деталей. Систематизация событий жизни и творческой деятельности композитора.

     Представление о главных сочинениях композитора. Название основных произведений, ведущие жанры.

      Элементы характеристики творчества: выявление особенностей образного строя и музыкального языка на основе слуховых впечатлений (слушание музыкальных фрагментов, ярко представляющих мир образов композитора и элементы музыкального стиля; целенаправленность вопросов, помогающих услышать индивидуальность автора).

 

Методическая разработка музыкально-аналитических уроков.

       Главенствующее место музыкально-аналитических занятий в курсе музыкальной литературы в ДМШ.

       Общие требования к изучению произведений всех жанров. Осмысление:

Содержания

Жанра

Композиции

музыкальных тем, средств создания музыкальных образов.

      Обусловленность порядка рассмотрения этих аспектов художественным своеобразием конкретного произведения и избранным методическим приемом.

      Первостепенность жанрового аспекта в тех случаях, когда жанр или впервые встречается, или определяет содержание произведения, или демонстрирует этапы эволюции жанра.

      Специфика раскрытия содержания в жанрах:

1. Программной музыки — с ориентацией на слово, сюжет (опера, балет, кантата, месса, романсы и т.п.)

2. Непрограммной музыки — с ориентацией на смысловую сущность жанра, эмоцинальную окраску образцов, обобщение через жанр (симфония, соната, прелюдия, фуга и т.п.)

      Отчетливое представление о композиции - важное условие восприятия музыкального произведения. Наглядность «плана», «схемы» композиции — специфика методики в ДМШ.

Методы освещения композиционных закономерностей в театральных жанрах, сонатно-симфоническом цикле, в романсах и пьесах, кантатно-ораториальных жанрах.

     Музыкальный тематизм — как главный объект внимания. Методы работы, направленные на чувственное и интеллектуальное восприятие музыкальных тем. Анализ средств музыкальной выразительности, создающих конкретный образ.

     Систематическое закрепление ранее полученных знаний по вопросам форм, жанров, тембров и т.д. Использование навыка музыкального анализа.

     Планирование времени для изучения музыкальных произведений разных жанров.

 

Методика изучения оперы

       Систематизация произведений оперного жанра, включаемых в типовую программу ДМШ. Осознание задач работы над оперным произведением на разных этапах обучения.

Первое знакомство - в IV четверти первого года обучения на примере оперы М.И.Глинки "Руслан и Людмила" - опера как жанр; история и эволюция; композиция оперы, главные оперные формы (ария, речитатив, хор, увертюра, и другие оркестровые номера)

       Второй этап знакомства с жанром - второй год обучения. Изучение оперы Моцарта "Свадьба Фигаро". Акцент на жанре buffa и музыкальных характеристиках главных героев.

       Третий этап - третий и первая половина четвертого года обучения. Изучение русской оперной классики: М.И.Глинка - "Иван Сусанин", А.С.Даргомыжский - "Русалка", А.П.Бородин - "Князь Игорь", Н.А.Римский-Корсаков- "Снегурочка", М.П.Мусоргский - "Борис Годунов", П.И.Чайковский - "Евгений Онегин" ( и "Пиковая дама"). Более детальное изученияе жанра; понятие о композиции, драматургии, музыкальных характеристиках, лейтмотивах, жанровом облике и т.д.

       Возможные дополнения по изучению жанра: К.В.Глюк - "Орфей и Эвридика" (второй год обучения), Дж.Россини - «Севильский цирюльник» ( в кнце второго года обучения), знакомство с оперным творчеством Р.Вагнера, Дж.Верди - "Аида" ( и «Риголетто»), Ш.Гуно - «Фауст», Ж.Бизе - «Кармен» (третий год обучения), С Прокофьев - «юбовь к трем апельсинам», Дж.Гершвин- «Порги и Бесс», Уэббер « Judas Christ Super Star» (четвертый год обучения).

       Общие требования к работе над оперой (сюжет, его истоки, композиция, драматург чешская функция действий, картин; главные музыкальные образы и средства их создания; последовательность и принципы рассмотрения музыкальных фрагментов и номеров). Отбор музыкального материала. Способы иллюстрации. Распределение материала во времени (1 - 3 часа). Работа с клавиром. Возможный итоговый контроль по завершении изучения жанра.

 

Методика изучения сонат и симфоний.

       Систематизация произведений в жанре сонаты и симфонии. Определение задач, связанных с изучением сонатно-симфонических циклов в ДМШ.

       Последовательность этапов изучения жанров сонаты и симфонии: первый год обучения - первое представление о сонатной форме возможно в разделе программы, посвященном музыкальной форме.

       Второй год обучения - изучение венских классических симфоний и сонат: Гайдн, симфония 103 и соната Ре-мажор (или ми-минор); Моцарт, симфония 40 и сонаты До-мажор, Ля-мажор; Л.Бетховен, симфония 5, соната 8.

       Симфония и соната как жанр. Понятие о классическом сонатно-симфоническом цикле. Смысл и характер каждой части цикла. средства создания музыкальных образов. Осознание классических музыкальных форм на новом этапе. Классицистский нормативно и индивидуальный облик каждого произведения.

       Третий этап - второй год обучения, IV четверть. Шуберт,симфония 8, первое знакомство с симфонией эпохи романтизма. Пазрушение классицистских норм на уровне и на уровне первой части. Возможные дополнения ( в конце IV четверти - Г.Берлиоз, "Фантастическая симфония"; романтический программность, аклассичность в строении цикла, музыкальных формах, в тематические. Обобщение через жанр ( вальс, марш, Dies irae). Возможное знакомство сонатой 2 Ф.Шопена.

       Четвертый этап - изучение симфоний русских романтиков: А.П.ородин, симфония 2 - тип эпического симфонизма, П.И.Чайковский, симфония 4 (или 5) - тип лирико-драматического симфонизма.

       Пятый этап - изучение симфоний композиторов ХХ века: С.С.Прокофьева - симфония 7, Д.Д.Шомтаковича - симфония 7. Традиционное и новое в сонатно-симфоническом цикле ХХ века.отражение духа эпохи.

       Общие требования - к работе над сонатно-симфоническим циклом: осознание образного строя произведения, соотношение частей цикла, тематизм и форма каждой части. Выбор музыкального материала,способы иллюстрации. Распределение времени. Работа с нотами. Возможный итоговый контроль по завершении изученного жанра.

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 649; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!