Томизм: философия Фомы Аквинского.



Полемика реализма и номинализма оставила открытым вопрос о соотношении веры и разума, религии и философии. Завершить эту дискуссию попытался самый известный философ позднего средневековья Фома Аквинский (1225-1274). Опираясь на труды Аристотеля, он создал учение, получившее название томизм (по-латински «ф» пишется как «т», то есть Фома – это Тома). Согласно томизму, вещи не являются самостоятельной реальностью: сотворенные Богом, они лишь «участвуют» в бытии. Единичные предметы – это субстанция, материя – это возможность реальных вещей, форма – действительность. Сущность всего телесного состоит в единстве материи и формы. Лишь благодаря форме как целевой причине является вещь определенного рода и вида. Сущее делится на субстанцию (отдельные вещи) и акциденции – атрибуты, свойства субстанции (качество, количество, отношение, место, время). Если Бог – высшая универсалия, то человек – высшее творение Бога, субстанция которого основывается на единстве души и тела. Душа как активное начало уникальна, она носит личностный характер и обладает бессмертием. Человек должен подчиняться двум законам – естественному и божественному; последний определяет превосходство церкви над государством и гражданским обществом.

Разрабатывая теорию познания, Фома Аквинский пытается решить проблему связи разума и веры. По его убеждению, задача философии (науки) – объяснить закономерности мира, хотя это знание не может охватить все тайны бытия. Между наукой и верой нет противоречия, хотя христианские истины выше разума. Истина – это соответствие интеллекта и вещи. Общее существует реально; до вещей оно содержится в разуме Бога в виде идей, которые получают конкретное воплощение в вещах, а затем – в мышлении человека. Используя аристотелевские категории, Фома Аквинский выдвинул пять доказательств бытия Бога.

1. Все вещи находятся в движении, самодвижения нет, перводвигатель – Бог.

2. В мире все причинно обусловлено; ничто не может быть причиной самого себя, первопричина – Бог.

3. В мире нет случайностей, нужна необходимая причина, абсолютная необходимость – Бог.

4. Есть разные уровни совершенства; его мерило, то есть высшее совершенство – Бог.

5. В мире есть целесообразность, направляющая целевая сила – Бог.

В целом, томизм сыграл громадную роль в развитии теологии и стал господствующей философской доктриной католицизма. Провозгласив гармонию знания и веры, он сохранил, в то же время, приоритет последней. Фома Аквинский был причислен к лику святых, а в XIX в. Римский Папа провозгласил томизм единственной истинной философией. В XX в. возникла современная версия томизма – неотомизм, представители которого (Ж. Маритен, Э. Жильсон и др.) пропагандируют гармонию веры и разума. Следуя за Фомой, они различают два источника познания – естественный разум (науку) и божественное откровение (религию), считая при этом, что они не противоречат друг другу. Неотомизму присущи оптимизм, чуждость идеям преображения мира и апокалиптическим настроениям.

Надо отметить, что альтернативным способом богопознания стала средневековая мистика, возникшая как реакция на рационалистическую однобокость схоластики. В мистической философии осознание сакрального (божественного) осуществляется не логическим, а иррациональным способом, путем сокровенного переживания. Наиболее известным представителем средневековой мистики является Иоганн Экхарт (1260–1327). Согласно его учению, Бог присутствует во всем, в том числе – и в человеке. Заметить это присутствие можно лишь экстатическим переживанием, в потаенных глубинах своей души. Человеку, мистически постигшему Бога, открывается сокровенный смысл существования, в котором нет места злу. Отметим, что в дальнейшем идеи мистицизма стали одним из истоков немецкого романтизма, а также немецкой классической философии.

 

Подводя итог изучению средневековой философии в целом, следует подчеркнуть, что ее нельзя рассматривать как провал в культурной истории человечества. Несмотря на господство теоцентризма, в эту эпоху был сделан значительный шаг в развитии философского знания. Именно тогда зародилась философия истории, неразрывно связанная с осмыслением логики исторического процесса и общественного прогресса. В рамках средневековой философской парадигмы было разработано новое понимание времени и творчества, исследованы диалектические категории, поставлена проблема взаимосвязи веры и разума. Проблема духовности, находящаяся в центре внимания средневековых мыслителей, имеет непреходящее значение и особенно четко актуализируется в переломные периоды развития общества. Она является очередной ступенькой восходящего развития философской мысли и способствует ее дальнейшему развитию.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!