Процесс звукообразования проще всего объясняет знаменитое итальянское изречение, которое гласит: «Певец берёт воздух, а отдаёт звук».

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования Селижаровского района

«Детская школа искусств»

 

«Формирование детского голоса в процессе пения»

 

 

 

                                                                                              Выполнила:

преподаватель

                                                            Смирнова Екатерина Алексеевна

 

                                 

 

                             

 

 

Селижарово 2020г.

Содержание:

 

Введение

 

1.Звукообразование

 

2.Певческое дыхание

 

3.Дикция и артикуляция

 

4.Речевые игры и упражнения

 

5.Вокальные упражнения

 

Заключение

 

 

Введение.

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Оно играет важную роль в музыкальном и личностном развитии ребёнка, в реализации его музыкальных интересов и потребностей. Пение в хоре объединяет детей, создаёт условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углублённо переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности.

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребёнка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др. – поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат, развивает приятный тембр голоса. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки.

Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствует развитию чувства товарищества.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка.

Стоит отметить, что основные принципы вокального воспитания едины, как в профессиональном обучении пению, так и в системе музыкального образования в школе. Существуют различия лишь в специфике воспитания детского голоса, обусловленной психологическими особенностями и физиологическими возможностями в том или ином возрасте. В пении, как и в других видах исполнительства, ребёнок может активно проявлять своё отношение к музыке. В процессе музыкальных занятий педагог активно развивает детский голос, что оказывает положительное влияние на здоровье ребёнка, а также решает воспитательные задачи, связанные с проблемой формирования личности ребёнка, его общего развития.

Чтобы развитие младшего школьника в хоре шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокально-хоровые навыки, а именно правильное звукообразование, свободное певческое дыхание, развитие слуха, певческая установка, а также чёткая дикция и артикуляция.

Давайте рассмотрим основные аспекты и методы постановки вокально-хоровых навыков, которые мы с вами уже назвали. И первое, с чего мы начнём - это правильное звукообразование.

 

Звукообразование.

При индивидуальном обучении сольному пению, или вокалу, важнейшее значение приобретает индивидуальный подход к каждому учащемуся. Как первостепенную задачу можно рассматривать необходимость учета особенностей извлечения и звучания голоса каждого ученика, которые обусловлены особенностями строения и работы его голосового аппарата.

Понимание звукообразования как целостного процесса не исключает выделение навыков артикуляции и певческого дыхания, непосредственно участвующих в звукообразовании и обеспечивающих качества дикции, способы звуковедения, ровность тембра, динамику, продолжительность фонационного выдоха и прочее.

При правильной постановке голоса звукообразование (умение, связанное с извлечением голосом звуков определенного качества, отвечающих вокальным требованиям: легкости, мягкости, напевности) должно быть естественным, звонким и лёгким, дети должны петь без крика и напряжения. Для правильного звукообразования большое значение имеет чёткая работа голосового аппарата (нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком). Для дошкольника воссоздать нужное качество звука в пении чрезвычайно трудно. Развитие данного умения связано с упражнениями в пении без крика и напряжения, с постепенным расширением диапазона детских песен. Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе, необходимо чаще предлагать детям выполнять упражнение: пение закрытым звуком – это когда зубы во рту разомкнуты, а губы сомкнуты, пропевание гласных звуков «у», «и», «о», «а». Для овладения приемом прикрытия используется упражнения на пение слогами -ле, му, гу, ду.

Со звукообразованием тесно связано такое качество звука, как напевность. Чтобы научить детей петь протяжно, напевно, надо, начиная с младшего возраста, учить их протягивать отдельные звуки, концы музыкальных фраз. Например, в русской народной песне «Петушок» надо петь протяжно последний слог в слове «петушок» или в песне «Корова» М. Раухвергера последний слог в слове «по лужку» (конец музыкальной фразы). Протяжность в пении зависит от правильно взятого дыхания и от преобладания гласных, что характерно для народных песен (например, «Во поле береза стояла»). Развитию протяжности помогает пение песен, написанных в умеренном или медленном темпе, а также разучивание песен сначала в замедленном темпе.

Процесс звукообразования проще всего объясняет знаменитое итальянское изречение, которое гласит: «Певец берёт воздух, а отдаёт звук».

Переключение взятого воздуха в певческий звук осуществляется в процессе правильно согласованной работы дыхания, гортани и голосовых связок; само же качество певческого звучания зависит от резонирования.

При звукообразовании соблюдаются следующие правила:

· Все голоса используют один и тот же тип атаки.

· Перед атакой звука его нужно оформить в отношении силы, характера, высоты и уже потом брать спокойно и легко.

· С самого момента зарождения, звук должен иметь точную высоту, силу, тембр и форму гласной.

Как результат работы над звукообразованием – выработка у детей единой манеры пения.

Певческое дыхание.

Певческое дыхание в пении является одним из важных компонентов пения, его основой. Очень важно научить ребёнка использовать этот навык правильно, рационально. При работе над певческим дыханием часто приходится сталкиваться с неправильной работой певческого аппарата: подниманием плеч при взятии дыхания, нерациональным использованием дыхания, неправильной подачей певческого звука.

Правильное певческое дыхание лежит в основе обучения пению и является основой навыка пения, способствует связности звуков. Это один из главных навыков обучения вокалу, фундамент звукообразования, силы и длительности звука, а также его тембровой окраски.

Правильное певческое дыхание состоит из взаимосвязи отдельных элементов, главные из которых:

певческая установка;

- глубокий вдох, но умеренный по объему при помощи нижних ребер

момент задержки дыхания;

фонационный выдох постепенный, экономный выдох;

- умение регулировать подачу звука.

Певческое дыхание слагается из фазы вдоха и выдоха, но отличается от обычного дыхания.

 

Количество вдыхаемого воздуха неравномерно в зависимости сложности и ритмических задач. Дыхательный процесс из автоматического, переходит в волевой. Для воспроизведения звука требуется давление воздуха под голосовыми складками и в полости грудной клетки. При этом изменяется работа дыхательных мышц. Она становится более интенсивной. При этом мы можем наблюдать работу органов, участвующих в дыхании.

Различают следующие типы дыхания:

Грудное дыхание: при этом дыхании активно работают мышцы грудной клетки. Разновидностью грудного дыхания является:

Ключичное верхнее грудное , дыхание, при котором очень энергично участвуют мышцы верхнего отдела грудной клетки, плечевого пояса, шеи.

Как мы уже упоминали, дыхание является важнейшим механизмом в певческом процессе. Владея техникой певческого дыхания, ребенок интуитивно подстраивается под особенности текста конкретной песни. Для того, чтобы у детей вырабатывался навык крепкого и правильного дыхания, необходимо применять упражнения для развития дыхания. Детям важно объяснить и научить их правильно дышать при пении. Для того, что детям было понятно, педагогам приходится прибегать к игровой форме обучения - надуваем живот, долго дуем на свечу и т.д., пока не научимся дышать правильно.

Упражнения на формирование певческого дыхания:

Поскольку у младших школьников превалирует грудной, или ключичный тип дыхания, задача научиться правильно дышать не так проста, как кажется непосвященному человеку на первый взгляд. Овладеть правильным типом певческого дыхания ученикам младшего школьного звена помогают игровые упражнения.

· Упражнение  «Пчелка»

· Упражнение «Загаси огонь»

Задание для ученика: «правильно» набрав воздуха, сдуть пламя свечи, или поколебать струей воздуха листок тонкой бумаги, которую учитель держит на определенном расстоянии, на уровне лица ребенка.

· Упражнение «Нанос»

· Упражнение « Чух-чух паровоз»

Очень хорошие результаты для развития дыхательной системы дает дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой, которая значительно укрепит легкие детей, которые в силу возраста ещё очень слабенькие. При регулярном проведении данной гимнастики можно добиться плавного, свободного и здорового дыхания, которое необходимо для пения.

Основу этих дыхательных упражнений составляют активный вдох носом и непроизвольный, незаметный для сознания, выдох.

· «Ушки» - активный вдох носом на каждый наклон головы из стороны сторону, при этом ребенок старается достать ухом плечо, не поднимая плеч.

· «Сова»- активный вдох носом и нерегулируемый выдох, поворачивая голову вправо- влево

· «Кошки- мышки»- небольшие наклоны вперед и в стороны с поворотами вправо- влево с активным вдохом носом, имитируя руками движение, которым кошка ловит мышь.

·  « Самоварчик»- наклоны вправо- влево - активный вдох при наклоне,

· « Обнимашки»- с силой обнимая себя руками крест-накрест, активно вдыхать воздух носом,

· «Ягодка»- глубокий, активный вдох носом на сильном наклоне вперед, руками коснуться пола, разгибаясь, надо показать руки и сказать « О-о-о, какая ягодка!»

Дыхательную гимнастику необходимо проводить постоянно в течение 2-3 минут в игровой форме. По возможности игры на дыхание соединять с движением туловища, рук, ног, пальцев.

Дикция и артикуляция.

В воспитании навыков красивого и выразительного пения особая роль принадлежит артикуляции и дикции.

Артикуляция – важнейшая часть всей вокально-хоровой работы. Она тесно связана с дыханием, звукообразованием, с интонированием и т. д. Только при хорошей артикуляции во время пения текст доходит до слушателя. Артикуляционный аппарат у детей, особенно младшего возраста, нуждается в развитии. Необходимо проводить специальную работу по его активизации. Здесь всё важно: умение открывать рот при пении, правильное положение губ, освобождение от зажатости, от напряжения нижней челюсти, свободное расположение языка во рту, - всё это влияет на качество исполнения. При пени важны такие особенности произношения:

· напевность гласных;

· умение их округлять;

· стремление к чистоте звучания неударных гласных;

· быстрое и чёткое проговаривание согласных;

· Певческая установка.

Правильная певческая установка подготовит детей к серьёзной активной работе. Независимо от того, поют ли дети сидя или стоя, положение корпуса и головы должно быть прямым, естественным, ненапряженным. При этом плечи опущены, а подбородок слегка приподнят. Такая установка обеспечивает правильное положение звукообразующего и дыхательного аппарата.

 При пении сидя ноги стоят на полу, руки лежат на коленях, при пении стоя – руки свободно опущены. Следует постоянно обращать внимание на правильную певческую установку, т.к. от неё во многом зависит успех всей вокальной работы. Она организует сам процесс пения и, прежде всего, дыхание.

  На развитие выразительной дикции направлена артикуляционная гимнастика. Она помогает: устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти, обеспечивая им наибольшую подвижность; развить мимику, артикуляционную моторику.

Использую собственный показ работы языка, губ, челюстей, а также приём работы с зеркалом, чтобы ребёнок контролировал свой результат.

Развитию четкой дикции способствует использование ритмодикламации – четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Главное правило ритмодикламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.

Ритмодикломация это интересное соединение красивой, современной, эмоционально-образной музыки и ярких самобытных поэтических текстов. Опора на речевое интонирование даёт возможность равноценного участия в процессе музицирования всех детей, несмотря на певческий диапазон голоса и уровень развития вокально-слуховой координации. Таким образом, ритмодекламация развивает у детей чувство уверенности в себе, осознание своей значимости в коллективе.

4.Речевые игры и упражнения:

Упражнения для формирования и совершенствования артикуляционных навыков

Работа над правильной дикцией всегда интересна детям. Каждое занятие, каждый урок необходимо начинать с « зарядки для языка». Поскольку эти упражнения не предполагают использования певческого дыхания, звукообразования и звукоизвлечения, их можно выполнять сидя. К таким упражнениям относятся:

«Покусаем свои губы - сначала нижнюю, затем верхнюю»

«Покусаем язычок передними зубами от кончика до основания»

· «Погладим язычком губы изнутри, не открывая рта, сначала - по часовой стрелке ( нарисовать языком круг)- раз, затем- против часовой стрелки такое же количество раз»

«Погладим язычком изнутри правую, а затем левую щечку»

«Вытянем губы вперед трубочкой, затем улыбнемся, не раскрывая рта»

«Вытянем губы вперед трубочкой, напишем буквы « О», «Б». «Ш».

«Вытянем губы вперед трубочкой, сделаем «поцелуйчик», откроем красивый ротик» и.т.д.

Очень продуктивным способом формирования и совершенствования навыка хорошей дикции и артикуляции являются скороговорки.

Овладевая подвижностью губ и языка таким способом, необходимо скороговорку читать 7 раз:

· 1-й -- про себя;

· 2-й -- слитным шепотом, очень медленно (согласная произносится четкое вслух, а гласные про себя, на «полузевке»);

· 3-й -- медленно, по слогам;

· 4-й -- установив ротоглотку в положении «полузевка», с открытым ртом «промычать» скороговорку звуком м;

· 5-й -- вслух в обычном темпе без ущерба для ясности произношения;

· 6-й -- в быстром темпе четко и ясно;

· 7-й -- в быстром темпе с секундными паузами между словами.

Рекомендуемые скороговорки:

· От топота копыт пыль по полю летит;

· Бык, бычок, тупогубенький бычок;

· Ужи уже в луже;

· Два щенка щека к щеке щетку щиплют в уголке;

· Коси коса пока роса, роса долой -- и мы домой;

· Роет землю серый крот, разоряет огород;

· Стук и бряк, бряк и стук, троки-троки-троки-трак;

· Проворонила ворона вороненка;

· Жужжит жужелица, жужжит, да не кружится;

Хороший результат дает такое упражнение по перечислению согласных, как «С,К,П.Т.Х.Ц.Ч.Ш.Щ» («ЭС,КА,ПЭ, ТЭ, ХА, ЦЭ,ЧЕ,ША,ЩА»). Это упражнение можно проговаривать с различной силой и динамикой голоса - шепотом, ускоряя или замедляя темп, и даже совсем без голоса, с помощью только шумов.

Работа со скороговорками практически всегда создает хорошее настроение у детей и повышает мотивацию в обучении.

 

5.Вокальные упражнения:

К вокальным упражнениям прежде всего относится распевание.

Правильное распевание чрезвычайно важно для подготовки голосового аппарата к работе и для формирования навыка певческого звукообразования и звукоизвлечения.

Распевание настраивает ребенка на работу, способствует образованию певческих навыков (дыхание, звукообразование, звукоизвлечение, звуковедение, правильное произношение гласных).

К основным функциям распевания относятся:

· Разогревание и настройка голосового аппарата певцов на работу,

·  Развитие вокальных навыков, достижения качественного и красивого звучания в произведениях.

На распевание отводится 5-7 минут в начале урока, причём лучше всего петь стоя. Упражнение для распевания должны быть хорошо продуманы, и даваться систематически. Эти упражнения не должны меняться на каждом уроке, при осознанной тренировке отдельных навыков в частности и качества звучания в целом с каждым занятием качество исполнения детьми знакомой «распевки» будет улучшаться.

1.Начинается распевание обычно с «прогревания» голосового аппарата, которое обеспечивается пением с закрытым ртом, на «закрытом звуке». Это упражнение поётся ровно без толчков, на равномерном, нижнереберном дыхании, губы смыкаются не плотно, нижняя челюсть свободна. Начало звука и его окончание должны быть определёнными. В дальнейшем это упражнение можно петь с ослаблением и усилением звучности.

2.Вторым упражнением при распевании может служить слог «ру», округляющий рот, помогающий в формировании навыка правильного звукообразования и звукоизвлечения.

Помогает «прогреть» голосовые складки имитация звука «брррр», похожего работу мотора игрушечной машины.

Распеваться можно также на слоги «ма», «да». Это упражнение приучит детей округлять и собирать звук, сохранить правильную форму рта при пении гласной «А», а также следить за активным произношением букв «М», «Д» упругими губами.

Очень удобно распеваться вверх и вниз по звукоряду на слоги «лю», «ле», при этом нужно следить за произношением согласной «Л», правильного её произношения не произойдет при слабой работе языка. А гласные «Ю, Е» поются очень близко, упругие губы.

Очень полезны распевки с буквой «И». Буква « И» считается у вокалистов очень «светлой», помогает уйти от глухого звучания, устранять носовой призвук, при правильном формировании развивает энергетику, помогает процессу правильного звукообразования. Необходимо четко прослеживать свободное и полное открытие нижней челюсти для освобождения звука.

Считается, что звук «А» приближается по способу звукообразования и звукоизвлечения к гласному « И» и поэтому среди вокалистов очень популярны такие распевки, как: «И-А-И-А-И» ( по трезвучию вверх и вниз), «МИИИААААИ» ( вверх и вниз по звукоряду). Во время распевания очень важно сохранять певческую позицию ротовой полости - рот должен быть широко открыт (открытие рта вертикальное и ни в коем случае не по горизонтали).

3.Очень популярны и любимы среди детей русские народные песенки - распевки, такие как «Андрей - воробей», «Динь - дон, загорелся кошкин дом», «Белые гуси». Такие песенки - распевки имеют несомненно высокую ценность с точки зрения постановки правильного пения - ведь русские народные песни обладают таким качеством как кантиленность, распевность, протяжность, помогают формировать певческое дыхание и красивый звук.

Навыки певческого звукообразования, звукоизвлечения и соответствующая техника звуковедения осваиваются и закрепляется на распевках и потом совершенствуется на вокализах и художественных произведениях. Распевки являются одним из видов вокальных упражнений, они приводят голосовой аппарат ребенка в рабочее состояние. Но необходимо помнить, что необдуманное выполнение распевок - упражнений может не дать положительного результата.

Каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении нельзя упускать из внимания остальные. Это и является основной сложностью для маленького певца. Необходимо знать, что для достижения хорошего результата, необходимо использовать все знания, умения и навыки, полученные на занятиях. На первоначальном этапе необходимо воспитывать эти навыки в элементарном виде. В дальнейшем происходит их постоянное закрепление, развитие и совершенствование.

Заключение:

В заключение хотелось бы сказать, что пение тесно связано с общим развитием ребёнка и формированием его личностных качеств. В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребёнок, слушая музыку, сравнивает звуки её мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом.

Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребёнка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Благотворно влияет на нервную систему, помогает устранению некоторых дефектов речи: заикания, картавости, гнусавости и др. – поэтому широко применяется в работе логопедов и дефектологов. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет лёгкие и голосовой аппарат, развивает приятный тембр голоса. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельность способствует формированию правильной осанки.

Занятия пением помогают организовать, объединить детский коллектив, способствует развитию чувства товарищества. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка.

Пение является важнейшим средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребёнка.

Использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа с детьми – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у детей.

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 52; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:




Мы поможем в написании ваших работ!