Связь с охраной окружающей среды. 4 страница



16. Основные показатели ландшафтной таксации лесного фонда.

17. Как оценивается подроет, подлесок и покров ь рекреационных объектах?

18. Что такое класс возраста и группа возраста?

19. Что означают и как отражают при таксации бонитет, полнота, тип леса и тип ус­ловий местопроизрастания?

20. Чем отличается лесной и ландшафтный выдел?

21. Почему при таксации введено понятие «тип пространственной структуры»?

22. Какова классификационная шкала типов пространственной структуры?

23. Как определяется категория состояния насаждения?

24. Какие показатели входят в характеристику признаков санитарно- гигиенической оценки?

25. На каких критериях основана шкала санитарно-гигиенической оценки?

26. Сущность эстетической оценки.

27. Отличительные признаки предложенной шкалы эстетической оценки.

28. Признаки и критерии рекреационной оценки.

29. Понятие о деградации лесной среды.

30. Признаки объединения лесных выделов в ландшафтный.

31. В каких объектах и для каких целей проводится подеревная инвентаризация?

32. Что входит в состав работ по подеревной инвентаризации, ее методы?

33. Принципы подеревной инвентаризации по М.М. Орлову.

34. Документы, составляемые по результатам подеревной таксации.

35. Состав и содержание работ по фотофиксации и ее применение при проектировании.

36. Что изучает дандшафтоведение?

37. Что называют ландшафтом?

38. Что входит в понятие «природно-территориалъный комплекс»?

39. С какими природно-территориальяыми комплексами связано лесопарковое хо­зяйство?

40. Дайте характеристику фации, урочища, местности и ландшафта.

41. Для чего необходимо знание морфологического «роения природно-территори-ального комплекса?

42. В чем сходство и различие природно-территориального комплекса и биогеоценоза?

43. Что означает ландшафтный подход при проектирования?

44. Назовите методы ландшафтного анализа.

45. Каковы признаки пригодности территории для развития или организации рекреации?

46. Or чего зависит выбор метода парколесоустройства?

47. Сущность участкового метода организации территории.

48. Принципы организации участков и участкового хозяйства.

49. Метод таблиц классов возраста.

50. Метод иодеревного хозяйства, объекты применения и его сущность.

51. Направление работ в исторических парках.

52. Комплексный метод, способы и объекты применения.

53. Цель и задачи комплексного анализа в предпроектный период.

54. Научная основа проектирования рекреационных объектов.

55. Критерии стимулирующих и лимитирующих факторов.

56. Функциональный фактор и его роль в проектировании.

57. Взаимозависимость факторов. Необходимость функционального зонирования территории рекреационного объекта.


107

Глава 3. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ПРАВИЛА КОМПОЗИЦИИ ОБЪЕКТОВ РЕКРЕАЦИОННОГО ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ

Разнообразие климатических и природных условий России создают условия для организации весьма значительного количества рекреационных объектов - парков, дендросадов, домов отдыха, санаториев и пансионатов, детских оздоровительных учреждений - где существенную роль играют природные комплексы как основная классификационная единица ланд­шафта. Рекреационную функцию выполняют и леса, предназначенные для отдыха: городские леса, лесопарки, зеленые зоны городов, леса санитарной охраны курортов, 50-метровые полосы вдоль туристических маршрутов, 100-метровые полосы, примыкающие к пляжам, стоянкам туристов, рыба­ков и автостоянкам, участки леса в национальных и природных парках, за­казниках и заповедниках, специально отведенные для организации позна­вательного или прогулочного отдыха.

Независимо от назначения и характера использования объекта или территории они требуют формирования как комфортной среды для чело­века, так и создания объектов высокого эстетического уровня, что достига­ется использованием приемов и правил ландшафтного искусства, призван­ного вместе с архитектурой и градостроительством организовать наиболее привлекательную и экологически здоровую пространственную среду.

3.1. Ландшафтное искусство и ландшафтная архитектура при проектировании рекреационных объектов

Ландшафтное искусство является особой формой общественного сознания и человеческой деятельности, в которой органически сочетается художественное (образное) познание жизни с творчеством по законам кра­соты. Используя компоненты природного ландшафта, архитектурные и инженерные сооружения, с помощью ландшафтного искусства формирует­ся планировочная и объемно-пространственная среда, организуется терри­тория объекта, в наибольшей степени отвечающая требованиям создания благоприятной социальной, жизненной среды человека. В этом плане ландшафтное искусство является составной частью ландшафтной архитек­туры и одновременно существует как один из видов других искусств на­равне с живописью, скульптурой, поэзией, музыкой и т.п.

Ландшафтное искусство теснейшим образом связано с садово-парко­вым искусством, в котором на протяжении нескольких веков создавались парки и сады в виде творчески переработанных, преобразованных природ­ных комплексов, подчиненных единому композиционному замыслу. По словам академика архитектуры Е.В. Шервинского «основной задачей са­дово-парковых композиций является решение территорий как в плановом, так и в объемном отношениях», что полностью отвечает современному подходу к проектированию рекреационных объектов всех уровней. Акаде­мик Д.С. Лихачев в отношении объектов ландшафтной архитектуры рас-


сматривает понятие ландшафтного искусства несколько шире, так как счи­тает, что такие объекты должны представлять собой еще и эстетическое явление, где элементы, его составляющие, всегда «действующие», их сле­дует уметь читать (прочитывать) и где в широком диапазоне присутствуют другие искусства - архитектура, скульптура, поэзия в тесной связи с фило­софией. В этом ллане сад, парк, лесопарк должны восприниматься как большая книга, создающая особое настроение и вызывающая различные ассоциации. Отсюда возникает необходимость широкого использования символов и понятий, относящихся как к объекту в целом, так и к его от­дельным частям. Поэтому в ландшафтном искусстве сочетаются знания развития природных комплексов, их использование при формировании рекреационного объекта с широким спектром знаний в области искусство­знания, мифологии и истории, архитектурных стилей, символизма и ма­сонства. Связь ландшафтной архитектуры с науками и искусством пред­ставлена на схеме рис. 11.

 


109

Ландшафтное искусство - что искусство бесчисленных комбинаций и назначений, более или менее постоянных элементов, создающих индиви­дуальность каждого объекта. Современные ландшафтные архитекторы Л.М. Фурсова, И.О. Боговая, Б.И. Кохно, считают, что ландшафтное искус­ство выросло из садово-паркового, которое сформировалось в России при создании дворцовых и усадебных садов и парков в XVII-XIX вв. С разви­тием городов и появлением в них системы озелененных территорий появи­лась необходимость пространственной организации и таких объектов, как общественные сады, бульвары, скверы, парки и лесопарки, при формиро­вании которых использовались традиционные приемы садово-паркового искусства наряду с новыми планировочными решениями, отвечающими требованиям функционального назначения территорий. О значении садо­во-паркового искусства еще в 1709 г. ученик знаменитого французского ландшафтного архитектора Леблона. работавшего при Петре I в России, Даржанвиль в книге «Теория и практика садоводства» писал: «Когда глав­ные границы и основные аллеи расположены так, как это более всего под­ходит к рельефу местности, тогда оставшаяся часть сада должна быть снабжена многочисленными садовыми созданиями в виде рощиц, уеди­ненных дорожек, различными оживляющими деталями: галереями, зеле­ными кабинетами и зелеными беседками, лабиринтами и амфитеатрами, украшенными фонтанами, каналами, статуями, и т.п. сооружениями, что выделяет сад и делает его великолепным и разнообразным».

Практическую деятельность в ландшафтном искусстве можно клас­сифицировать как процесс формирования окружающей природной среды с целью ее приспособления для эстетических потребностей человека. Свое­образие труда специалиста, владеющего ландшафтным искусством, т.е. ландшафтного архитектора, состоит в том, что он имеет дело с живым, по­стоянно меняющимся объектом, обладающим огромной эмоциональной силой воздействия на человека.

3.2. Средства и правила композиции

Композиция - это соотношение и взаимное расположение частей ху­дожественного произведения или произведения ландшафтного искусства, в котором соединяются формы трех видов - фронтальная, объемная и глу-бинно-пространственн ая.

Построение композиции требует такого соотношения отдельных частей, чтобы они создавали единое целое, для чего в ландшафтном искус­стве используются два вида элементов - природные и искусственные - со­четание и взаимосвязи которых определяют индивидуальные качества объекта рекреации.


110

Композиционное решение объекта рекреации определяется:

- четким выявлением в композиции главного и подчиненного с уста­новлением масштабных по пропорциям и гармоничных по соотношению отдельных элементов или частей между собой;

- использованием рельефа местности и всех природных особенно­стей - растительности, условий местопроизрастания, соотношения типов пространственной структуры, созданием гармоничных по форме и цвету сочетаний.

Композиция предполагает использование формы элементов в трех видах.

Фронтальная характеризуется преобладанием горизонтальных и вер­тикальных элементов над глубиной формы. Объемная — все три измерения имеют одинаковые пропорции и значение. Глубинно-пространственная -плоскости и объемы организуют так, чтобы виды и панорамы раскрывались постепенно по принципу возрастающей эмоциональной нагрузки.

Объемные формы в композиции составляют древесно-кустарниковая растительность, архитектурные сооружения и малые архитектурные фор­мы. Плоскостные формы создают водные поверхности, луга, поляны, пло­щадки. Разнообразие элементов естественных и искусственных обуславли­вается их величиной, строением, геометричностью форм, положением в пространстве, освещенностью, цветом, фактурой. Совокупность про­странств и соотношение величин, объединенных единой композиционной идеей, их пропорциональность могут выразить монументальность, торже­ственность, скромность, простоту. Масштабность создает соотношение го­ризонтальных, вертикальных и объемных пропорций, которые могут соз­дать впечатление гармонии и красоты, а выявляя структуру окружения -оценить его значение. Пропорциональность позволяет ощутить красоту, хотя она и не видна.

Среди трех природных компонентов ландшафта - рельефа, расти­тельности и водного пространства - ведущее место занимает рельеф, рас­тительность - производный, но динамичный компонент, без водных уст­ройств объект рекреации может существовать.

Рельеф определяет композиционное построение парка или лесопар­ка, общий характер зрительного восприятия и функциональную структуру территории. Формы земной поверхности диктуют расположение водоемов и водотоков, организуют растительность, влияют на микроклимат. Рельеф -наиболее стабильный компонент ландшафта, все остальные - производ­ные. Формы рельефа создают эмоциональный эффект: понижения и замк­нутости - сосредоточенность, интимность; вершина горы или холма - ду­шевный подъем, бодрость, восторг.

Растительность распределяется по типам пространственной структуры и типам парковых насаждений, среди которых существенное значение приобретают солитеры (отдельно стоящие деревья), группы, кур-


111

тины, массивы, аллеи. В композиции лесопарка важная роль отводится созданию сплошных массивов, формированию кулис в пейзажных карти­нах и формирование опушек

Вода и ее физические свойства - текучесть, абсолютно горизон­тальная поверхность, зеркальность, звучание, изменение цвета и формы -отражает настроение человека: любование, дистанционное и фронтальное восприятие пейзажей. Реки, ручьи, каскады прудов, каналы могут исполь­зоваться как композиционные оси и центры, а декоративные бассейны, ис­точники, водопады - в качестве центров композиции, акцентов.

В зависимости от размеров объекта, композиционного решения и придания парку или лесопарку художественной выразительности исполь­зуются следующие средства композиции:

1. Цвет и светотень. Цвет - световой фон чего-либо, окраска, луч­
шая часть чего-либо. Светотень - распределение различных по яркости
цветов и оттенков, светлых и теневых штрихов в живописи, графике,
ландшафтном искусстве.

Использование этих приемов наиболее наглядно представлено раз­личными по окраске видами растительности: темные кроны ели обыкно­венной и канадской, пихты сибирской и бальзамической, серебристые от­тенки крон разных форм ели колючей, синеватые кроны сосны обыкновен­ной и сосны сибирской кедровой, различные оттенки зеленого цвета лист­венных пород - липы, березы, ясеня - светлее, дуба и клена - темнее, кле­на сахарного - серебристой кроной, как и у тополя белого или ивы белой, краснолистные формы клена Шведлера, лещины или барбариса, пестроли­стные дерена бело- или золотисто-окаймленного. Интересную сиреневую гамму приобретают насаждения ольхи серой ранней весной, воспринимае­мые на фоне белого, еще не сошедшего снега в яркий солнечный день.

Игра светотени создается, и она особенно выразительна, при форми­ровании полуоткрытых типов пространственной структуры, в насаждениях чистых рош любого породного состава с полнотой 0,3-0,5 при отсутствии подроста и подлеска.

2, Перспектива - вид или картина природы с какого-либо отдален­
ного пункта наблюдения, видимая даль. Искусство изображать на плоско­
сти трехмерное пространство - картине, рисунке - предметов в соответст­
вии с кажущимся изменением их величины, очертаний, четкости, обуслов­
ленных степенью отдаленности зрителя или точки наблюдения.

Формирование перспектив в лесопарках возможно как линейных, используя аллеи, просеки, узкие кулисы, направляя взгляд посетителя на сооружение, красивое дерево, другой вполне различимый объем или объ­ект, так и широких панорам окрестностей, организуя видовые точки, ис­кусственные горки и площадки, с которых эти перспективы и панорамы открываются.


112

3. Целесообразность и целеустремленность. Целесообразность -соответствие поставленной цели, разумность, практическая полезность. Целеустремленность - качество, имеющее ясную цель. Этот прием садово-паркового искусства проявляется в планировочной структуре объекта, ко­гда проектируется дорожно-тропиночная сеть, каждая часть которой должна иметь вполне обоснованные цели и конечные пункты, при разум­ном использовании природных особенностей и достопримечательностей территории для организации наиболее целесообразного передвижения по­сетителей.

4. Единство и соподчинен ность. Единство - общность, полное сходство, цельность, неразрывность, взаимная связь. Соцодчиненность -на равных основаниях подчиненность чему-либо общему, Среди средств композиции единство и соподчиненность относится к построению всего объекта, причем и планировочная, и пространственная структуры рассмат­риваются как единое целое, единый замысел, которому подчинены реше­ния каждой составляющей композиции лесопарка или парка. Например, планировка зоны активного отдыха с мелким членением площади в силу насыщенности элементами благоустройства сочетается с открытыми или полуоткрытыми типами пространства, а в зоне тихого отдыха с нешироки­ми прогулочными дорожками предпочтение имеют закрытые пространства с выраженными лесными, глухими и удаленными участками.

5. Масштабность и пропорциональность. Масштабность - мерило,
относительная величина чего-либо. Отношение длины линии на плане к ее
действительной величине. Пропорциональность - зависимость между дву­
мя величинами - прямая или обратная.

Масштаб - одно из важнейших средств композиции, отражающих степень соответствия величины объекта, сооружения или их части своему назначению и окружающей среде, а масштабность - это масштаб, сораз­мерный человеку.

В композиции садово-парковых ансамблей масштаб является важ­нейшим средством выразительности как специфическое качество всей объемно-пространственной и планировочной структуры и часто воспри­нимается посетителем в зависимости от возникающих ассоциаций с уже виденным ранее. Так, например, одни и те же куртина древесно-кустарниковой растительности, поляна или отдельное дерево приобретают различную, масштабную выразительность в разном окружении - среди обширного лесного массива, внутри небольшого по площади парка или в окружении застройки. По мнению архитектора А.П. Вергунова только оп­тимальные размеры частей и элементов парка и сооружений, которые наи­более соответствуют конкретному функциональному назначению и содер­жанию этих объектов, чаще всего и дают примеры подлинно масштабного


113

решения... Идеалом vi.acitiiaSiioro построения является сочетание функ­ционального и эстетического масштабов,

Функциональный масштаб должен подчиняться потребностям обес­печения комфорта для пребывания на объекте посетителей различного возраста при организации видов отдыха. Для занятий спортом взрослых или молодежи желательны открытые площади размером до 0,5 га, я для детей - от 100 до 500 кв. м в зависимости от возраста,

Эстетический масштаб основан на восприятии посетителем той или иной композиции, выявлении наиболее привлекательных природных эле­ментов - водных пространств, открытых лугов с красиво цветущим траво­стоем, декоративных групп и отдельных деревьев, сооружений малых ар­хитектурных форм, искусственных и естественных форм рельефа выра­женных как в миниатюрных, так и в значительных по размеру формах, где непременно должен работать и функциональный масштаб.

В этом плане наряду с масштабностью в композиции объекта сущест­венную роль играет пропорциональность как соразмерность отдельных час­тей объекта или его территории. Цельность композиции могут обеспечить только взаимосвязанные и пропорционально соединенные формы, подчи­ненные определенному функциональному назначению. В архитектуре и решении пространства в качестве основы пропорциональности принято ис­пользовать правило «золотого сечения» или, как его именовал Леонардо да Винчи, «золотое число», которое в математическом выражении представля­ет собой уравнение, где больший отрезок прямой относится к меньшему так же, как их сумма к большему отрезку. В ландшафтной архитектуре закон «золотого сечения» для создания художественного образа имеет сущест­веннейшее значение, так как на его основе построены выдающиеся произ­ведения садово-паркового искусства - Петродворей, Архангельское, Куско­во. Пропорциональность всегда связана и с планировочным построением объекта, особенно в регулярных композициях, с природными особенностя­ми и функциональным назначением объекта, решением объёмно-пространственной выразительности, когда существенную роль, наряду с растительностью, играют архитектурные сооружения и детали художест­венного оформления: например павильоны, беседки, памятные стелы в Ар­хангельском, замыкающие перспективы аллей регулярного парка.

б. Симметрия и асимметрия. Симметрия - соразмерность, пропор­циональность частей чего-либо, расположенных по обе стороны от середи­ны или центра. В композиции эти средства применяются при проектирова­нии осевых построений, когда имеется необходимость придания объекту большей парадности, торжественности или выразительности. В условиях лесопарков симметричные решения в планировке и декоративном или ху­дожественном отношении целесообразно применять на участках входов,


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 103; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!