Чтение с листа и последующий разбор произведения



Эта работа предшествует последующему детальному разбору произведения. При чтении с листа и при разборе ставятся разные цели. В первом случае надо, прежде всего, охватить произведение в целом, обращая внимание на самое существенное, оставляя вне поля зрения мелкие детали .

Далее, при разборе внимание направляется в большей мере на уяснение деталей. Произведение тщательно просматривается как бы под микроскопом. Не пропускается не только ни один звук, но и не один штрих, ни одно указание в отношении оттенков исполнения и аппликатуры. Во всём этом надо установить внутреннюю связь, надо понять, взвесить, оценить. Отсюда и методы прочтения текста при разборе совсем иные. Произведение проигрывается медленно, в том темпе, в каком ученику легко охватить все требуемые детали. Обычно возникает потребность частых остановок, возвращения к одному и тому же сложному месту, обдумыванию проигранного. Развитие навыков хорошего разбора и чтения нот с листа должно быть в центре внимания педагога и музыканта. Важно постепенно и целенаправленно развивать эти навыки.

Хорошее чтение нот с листа – это умение охватывать нотный текст зрением и слухом. Одним из важных факторов, необходимых для успеха в овладении навыком чтения нот с листа является умение концентрировать внимание, т.к. оно помогает максимально активизировать все умения музыканта и перевести процесс на уровень подсознания. При чтении нот с листа происходит развитие координации зрения, слуха и движения.

Процесс чтения нот с листа можно разделить на три этапа:

- просмотр текста без инструмента – необходимо ознакомиться с фактурой, ритмом произведения и т.д.;

- возникновение представлений о том, что будет звучать;

- непосредственно игровое воплощение произведения, которое должно быть основано на «предслышании» музыки.

В самом процессе чтения нот с листа очень важна роль периферийного зрения. Оно позволяет одновременно ориентироваться и в тексте, и на инструменте.

Очень хорошие результаты для навыка чтения нот с листа дает игра в ансамбле, оркестре.

На первом этапе работы над музыкальным произведением происходит формирование первых впечатлений о нем, навыков его исполнения, которые еще не автоматизированы. Даже в процессе чтения произведения с листа реализуются необходимые условия для того, чтобы можно было на последующих этапах наполнить произведение эмоциональным содержанием и раскрыть художественный образ.

II . Детальная работа над произведением

На этом этапе происходит работа над техникой, звуком, динамикой, ритмом, артикуляцией, фразировкой, формой произведения. Вся эта работа подчинена цели – воплощению художественного образа произведения.

Работа над техникой исполнения

Музыкальное произведение ставит перед исполнителем определенные технические задачи. Работа над технически сложными местами может проводиться по-разному. Для примера приведем план работы над ними:

1. Выбор оптимальной аппликатуры

2. Определение опорных моментов формы и фактуры произведения

3. Выделение из фактуры произведения сложных мест и работа над ними в форме упражнений

4. Достижение устойчивого динамического стереотипа

Систематизированная работа над техникой исполнения имеет большое значение в повышении исполнительского уровня музыканта, так как она делает более легким и доступным воплощение музыкального образа и позволяет ставить более сложные исполнительские задачи. Для работы над техникой может использоваться как конструктивный материал, так и художественный материал.

При работе над упражнениями, гаммами, этюдами пассажами предполагается достижение следующих целей:

1. Четкости исполнения

2. Динамической ровности

3. Интонационного разнообразия

4. Штриховой четкости

5. Координации рук

Работа над музыкальной формой, фразировкой, артикуляцией

Понятие музыкальной формы можно представить с помощью нескольких определений, в зависимости от широкого или узкого понимания его.

В широком понимании, музыкальная форма - это целостная организация музыкальных средств, воплощающих содержание и образ произведения. Таким образом, все жанровые средства, мелодические, ритмические, гармонические обороты, динамические оттенки, типы фактуры, пропорции частей, организованные в данном произведении в единую, целостную систему средств передачи содержания произведения, образуют его форму.

В узком значении, музыкальная форма – это композиционный план произведения.

Форма произведения подчинена его содержанию. В одной и той же форме могут быть написаны произведения различного содержания, так как любая форма обладает достаточно широким кругом возможностей.

Для раскрытия индивидуального своеобразия произведения очень важно знать общие закономерности строения музыкальных произведений — закономерности, присущие определенному типу (или определенным типам) музыкальной формы, трактовке этого типа в каком-либо жанре, в творчестве тех или иных композиторов и т. д.

На этапе возникновения музыкальной культуры музыка была неотделима от слова и эта связь определяет богатые выразительные возможности музыки. В работе над музыкальным произведением чрезвычайно важна работа над фразировкой, музыкант должен понимать и ощущать ее связь с разговорной речью. Л.А. Мазель в своей работе «Анализ музыкальных произведений» пишет: «Для того, чтобы быть гибкой, выразительной, понятной, льющаяся речь должна разбиваться на части; это относится и к музыке. Нашу речь делает понятной само существование слов и выражаемых ими мыслей, но все же требуется подчеркивать расчленение ее на части посредством интонаций или остановок в произнесении; в письме для этой же цели служат знаки препинания. Отрывок из литературного произведения, прочитанный без знаков препинания, может стать непонятным. В музыке, особенно инструментальной, где нет слов, которые понятны сами по себе, расчленение приобретает еще большее значение для ясности восприятия, для «доведения музыки до слушателя», для понимания смысла музыки. Расчлененность представляет одно из первичных, простейших проявлений закономерности, организованности в музыке».

Артикуляция (лат. articulatio, от articulo - расчленяю, членораздельно произношу) – это произношение музыкального текста, способ исполнения последовательности звуков голосом или на инструменте с различной степенью их слитности или расчлененности.

Некоторые моменты артикуляции могут быть зафиксированы в тексте, например, словами tenuto, portato, marcato, spiccato, pizzicato и др

Функции артикуляции многообразны и нередко тесно связаны с ритмическими, динамическими, тембровыми и некоторыми другими музыкально-выразительными средствами, а также с общим характером музыкального произведения. При работе над артикуляцией важно учитывать эпоху и стиль произведения, так как для выбора артикуляции это может быть главным критерием.

Работа над артикуляцией очень важна и интересна, так как именно в результате нее можно добиться отражения стиля и эпохи данного произведения, а также она может дать ключ к пониманию фразировки и в целом разнообразить исполнение.

 


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 161; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!