Педагогические идеи эпохи Возрождения (XIV-XVII)



Развитие капиталистических отношений, прогресс пауки и культуры вызвали в XIV—XVI вв., в эпоху Возрождения, рост интереса к знаниям, к культурному наследию античных народов (возрождение интереса к нему и дало название эпохе), усилили потребность в новом характере и направлении образования. Это находит свое выражение в процессе его гуманизации, в решительном отказе от присущей средневековой школе суровой палочной дисциплины, целой системы телесных наказаний, жесткого режима, подавляющего живую натуру ребенка, игнорировавшего его интересы и запросы. Средневековая система воспитания получила сатирическое изображение в романе французского писателя, ученого-гуманиста, одного из видных представителей педагогической мысли эпохи Возрождения Франсуа Рабле (р. ок. 1494 г. — ум. в 1553 г.) — «Гаргаптюа и Пантагрюэль». Вместе с тем в этом романе нашли отражение и новые идеи педагогики данной эпохи, соответствующие гуманистическому идеалу оптимистичного, жизнерадостного, сильного духом и телом человека.

Создаются новые типы школ, подобные основанной Вптторино дс Фсльтре в Маптуе (Италия) «школе радости». Методы обучения и воспитания, направленные на активизацию и развитие самодеятельности, творческого мышления, инициативы ребенка, теоретически обосновал в своем главном труде ≪Опыты≫ французский философ Мишель де Монтень (1553—1592 гг.). Особенно важное значение он придавал занятиям, которые ведутся с учащимися «не на слух, но путем опыта, направляя и формируя их души не столько наставлениями и словами, сколько примерами и делами».

Монтень одним из первых подчеркнул значение общения как существенного фактора образования и воспитания. «Общение с миром» в его понимании — это поездки в чужие и дальние страши, а также встречи с другими людьми, не только с образованными, но и неграмотными «простолюдинами», которые, как утверждал философ, в нравственном отношении часто благороднее и чище, чем представители высших сословий. Он призывал ученика учиться у «...всякого кого бы он ни встретил — пастуха, каменщика, прохожего; нужно использовать все и взять от каждого но его возможностям...». Монтень советовал молодым людям вдумчиво и без предвзятости изучать образ жизни, своеобразие духовности и мышления различных пародов, природу их стран.

Жизнерадостность и оптимизм должны составлять, по Монтеню, философию, определяющую миросозерцание учащихся.

В своих суждениях о содержании образования и его направленности автор «Опытов» значительно опережал свое время. В XVI в. в колледжах и университетах Франции не изучались физика и геометрия, а Монтень подчеркивал необходимость включения этих дисциплин в учебные планы. Он выступал против схоластического преподавания всех предметов, в частности истории, резко критикуя сведение этого предмета к усвоению дат и имей. Пусть учитель, призывал Монтень, «преподает юноше не столько события, сколько уменье судить о них».

Он выступал за то, чтобы физическому воспитанию придавалось не меньшее значение, чем умственному развитию. Монтень решительно отвергал жестокость режима средневековых школ.

Все отмеченное характеризует Монтеня как одного из первых и последовательных провозвестников новой, антисхоластичсской и антиавторитарной педагогики, построенной па уважении личного достоинства воспитанника и па стремлении сформировать у пего свободное от всяких догм и суеверий независимое, творчсскнкрптнчсскос мышление.

Педагогика эпохи Возрождения придавала большое значение стимулированию живого интереса учащихся к знаниям, вооружению их практическими умениями и навыками, стремилась создать такую атмосферу учения, которая бы превращала его в радостный и Интересный процесс для детей. В этих целях стали широко использоваться экскурсии, наглядность всех видов, игры, уроки среди живой природы. Господствующим становится направление занятий, всеми методами и формами организации побуждающее школьников учиться с увлечением.

Демократические И гуманистические идеи педагогики эпохи Возрождения наиболее ярко и полно выразил Я. А. Коменский (1592—1670 гг.) — великий чешский теоретик и практик образования. Он призывал «учить всех — всему» (идея всеобщего начального обучения), доказывал, что начинать обучение надо на народном, а не на латинском языке, как это было в средневековой школе, обосновал принцип сообразности образования и воспитания природе (макромир) вообще и природе ребенка (микромир) в

частности. Я. А. Коменский подчеркивал в своей «Великой дидактике» (1632 г.), что образование только тогда имеет ценность, когда благотворно действует на нравственность учеников. Он утверждал, что «…ученость без добродетели — все равно, что золотое кольцо в носу у свиньи». Я. А. Коменский теоретически обосновал, учтя при этом и личный опыт учительской деятельности в братских школах Западной Украины, классно-урочную систему обучения. Она произвела кардинальные изменения в организации учебной работы школы, до этого не принимавшей в должной мерс во внимание психолого-возрастпые особенности детей, разный уровень их подготовки к овладению знаниями, недооценивавшей четкое планирование, систему и распределение времени в проведении занятий.

К эпохе Возрождения относится возникновение нового типа общего среднего образования — классического. Оно было порождено возросшим в эту эпоху интересом к духовной культуре античного мира. Поэтому ведущим направлением классического образования стало изучение латинского и греческого языков, античной литературы. Основным учебным заведением, в котором молодежь получала такое образование, становится гимназия. Ее истоки находятся в афинской и римской системах воспитания, где существовали такие типы школ, как гимназия и грамматическая школа.

Серьезные перемены в содержании классического образования произошли уже к концу XV в. Они выразились в том, что в большинстве школ, относящихся по своему тину к гимназиям, доминирующее значение стало придаваться формальной стороне латинского языка, изящному стилю. Это направление в обстановке образования получило название цицеронианство (увлечение изучением языка и стиля знаменитого римского оратора и писателя Цицерона) (106—43 гг. до н.э.).

Данное направление в системе классического образования сохранило свой приоритет фактически вплоть до XVIII в., хотя и подвергалось острой критике со стороны таких видных мыслителей и просветителей, как Филипп Мелштпон, Эразм Роттердамский и др.

На пороге нового времени заявил о себе английский просветитель и философ Джон Локк (1632—1704 гг.) — идеолог «славной революции» 1688 г. в Англии, ознаменовавшейся компромиссом между нарождавшейся буржуазией и аристократией. Эта революция положила начало режиму конституционной монархии в Англии.

Решительно выступив против теории «врожденных» идей и принципов, Локк выдвинул и обосновал идею «чистой доски»(tabula rasa), согласно которой все знания человека возникают из опыта, из мира чувств. Педагогическая концепция Локка, основанная па этой идее, изложена в его трактате «Некоторые мысли о воспитании» (1693 г.), к которому примыкает работа «О воспитании разума». Оба произведения резко критикуют господствовавшую еще в XVII в. педагогику с присущими ей основными чертами средневековой церковной школы.

Локк — сторонник образования, сообщающего учащимся реальные, практически полезные знания, сочетающего умственное образование с обучением ремеслам, с ручным трудом, т. с. он отдавал приоритет реальному образованию, более отвечающему, как он полагал, потребностям времени, чем классическая система.

В области воспитания главное внимание Локк уделял выработке характера и воли у детей, вопросам нравственного формирования юной личности. Он особо подчеркивал значение примера старших, педагогов в процессе воспитания, их индивидуального подхода к детям, учета психологических и возрастных особенностей каждого питомца.

Педагогическая система Локка, по собственному его признанию, ориентировалась па состоятельных людей из дворян и буржуазии, имела своей целью воспитание и образование ≪джентльмена≫, ≪делового человека≫. Этой цели, по его мнению, в большей мере соответствует индивидуальное, семейное воспитание, а не школьное, общественное, поскольку последнее, отражая в себе все пороки современного общества, не может способствовать формированию нравственных людей.

Идеи Локка, а еще раньше педагогические воззрения Я. А. Коменского. оказали определенное влияние на дальнейшее реформирование как классической, так и реальной систем образования.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!