Культурная революция. Новые тенденции в культурной жизни страны



Совокупность изменений в духовной жизни советского общества межвоенного периода получила название культурной революции. Среди её целей: перевоспитание масс в духе марксизма-ленинизма и создание особой пролетарской культуры (пролеткульта); советизация массового сознания и разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия. Массовость новой культуры достигалась благодаря ориентации на малообразованные слои общества. Строились библиотеки, дворцы культуры, дома творчества, кинотеатры, концертные залы, стадионы. Советская молодёжь привлекалась к членству в ОСОАВИАХИМЕ.

С начала 1930-х гг. приобрела популярность программа физкультурной подготовки в общеобразовательных, профессиональных и спортивных организациях — «Готов к труду и обороне» (ГТО). Она заняла важное место в созданной советским государством единой системе патриотического воспитания подрастающего поколения.

Вместе с тем, после прихода большевиков к власти, многие представители российской интеллигенции не приняли революцию и эмигрировали (И. Бунин, С. Рахманинов, К. Бальмонт и др.). Широкую известность получил так называемый «Философский пароход» (1922), подразумевавший насильственную высылку неугодных новой власти деятелей культуры. Некоторые из них, как Н. Гумилёв, были расстреляны. В то же время среди тех, кто позитивно отнёсся к изменениям в стране, были В. Маяковский, А. Блок, К. Малевич, К. Станиславский и др.

 

Владимир Маяковский (1893-1930) — русский и советский поэт. Один из наиболее значимых поэтов XX в. Стоял у истоков русского футуризма. Будучи творчески одарённой личностью, также занимался драматургией, живописью, писал киносценарии, выступал в роли кинорежиссёра и киноактёра. Редактировал журнал «ЛЕФ» («Левый фронт искусств»). Успешно работал в жанре агитпропа.

Введение нэпа, снятие многих радикальных лозунгов времён революции и военного коммунизма способствовали временному ослаблению идеологического контроля над интеллигенцией. Некоторые эмигранты вернулись на Родину (А. Толстой, А. Куприн, М. Цветаева и др.). Символом этого периода стало так называемое сменовеховство. Сменовеховцы считали возможным признание большевистской власти и сотрудничество с ней.

Советская власть, пропагандируя атеистические взгляды, вступила в открытый конфликт с Русской православной церковью (РПЦ), который привёл к репрессиям против церковных деятелей (с 1925 г. запрет на выборы патриарха), закрытию и разрушению сооружений культа, экспроприации церковного имущества. Одновременно большевики поощряли обновленчество, которое с 1922 по 1926 г. было единственным официально признаваемым ими православным церковным движением.

В 1930-е гг. контроль партийных органов над культурой был восстановлен в полном объёме. Культура и искусство стали лишь одним из ретрансляторов марксистской идеологии. Всё, что выходило за её рамки, жёстко преследовалось.

 

Сергей Эйзенштейн (1898-1948) — советский театральный деятель и кинорежиссёр. Один из крупнейших представителей социалистического реализма в советском кинематографе. Такие его ленты, как «Стачка», «Броненосец "Потёмкин”», «Октябрь», стали признанной классикой этого жанра. Огромной популярностью пользовались киноленты, отснятые им на историческую тематику: «Александр Невский» и «Иван Грозный».

Для развития гуманитарных наук определяющим стало появление «Краткого курса истории ВКП(б)» И. Сталина (1938). Как лженауки были заклеймены психология, генетика, социология.

Успехи советской науки 1930-х гг. связаны с именами физиков А. Иоффе, И. Курчатова и П. Капицы, химиков С. Лебедева и А. Баха, биолога Н. Вавилова, математика, географа и исследователя Севера О. Шмидта, авиаконструктора А. Туполева, конструкторов-оружейников Н. Поликарпова и Ф. Токарева. Общесоюзную известность приобрёл легендарный лётчик-испытатель Валерий Чкалов, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в США (1937).

 

Михаил Булгаков (1891-1940) — русский и советский писатель и драматург. Его авторству принадлежат множество повестей и рассказов, фельетоны, пьесы, киносценарии и др. Шедеврами не только русской, но и мировой литературы стали такие его произведения, как «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце», «Белая гвардия» и др.

В искусстве преобладал социалистический реализм, который преследовал цель прославления успехов социалистического строительства, несомненных преимуществ советского общественного строя. Представители других направлений были вытеснены на обочину культурной жизни и репрессированы (поэт О. Мандельштам, театральный режиссёр, работавший в жанре гротеска, В. Мейерхольд и др.).

Открытием в литературе 1930-х гг. стали произведения М. Шолохова, А. Твардовского. Важнейшими составляющими советской культуры были театр и кинематограф. Популярностью пользовались постановки московских театров им. Е. Вахтангова, им. Моссовета, Сатиры и др. Фабриками кино стали киностудии «Мосфильм», «Ленфильм», Киевская киностудия. Новые художественные формы воплощались в фильмах А. Довженко, С. Эйзенштейна.

 

Максим Горький (1868-1936) — русский и советский писатель, прозаик, драматург. Большинство его произведений имело революционную тенденцию. Отношения с большевиками складывались непросто, что заставило его в 1920-е гг. на несколько лет покинуть страну. В начале 1930-х гг. Горький вернулся в СССР. Его позднее творчество считалось образцом социалистического реализма в литературе. Литератор был самым издаваемым в СССР советским писателем за период с 1918 по 1986 г.


Дата добавления: 2021-07-19; просмотров: 64; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!